Панч, Петро

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Панч Петро
(наст. имя Петр Иосифович Панченко) (1891–1978) - писатель. Учился в Валковском начальном училище, в 1908 работал помощником бухгалтера в Институте благородных девиц. Окончил землемерное училище в Полтаве (1915) и Одесское артиллерийское училище (1916). Служил артиллеристом в царской армии, в 1919–1921 - в Красной армии. В 1923–1938 - сотрудник редакций журналов «Червоний шлях» и «Радянська література» в Х-ве. Принадлежал к литературным организациям «Плуг», ВАПЛИТЕ, ВУСПП. В 1939–1940 возглавлял Львовскую писательскую организацию. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 - ответственный редактор радиостанции «Радянська Україна». В 1949–1953 - председатель Харьк. организации СПУ, с 1954 - жил в Киеве, в 1966–1969 - секретарь правления СПУ. Печататься начал в 1921. Основная тема творчества - становление личности в условиях революции и социалистического строительства: сборники рассказов и повестей «Голубые эшелоны» (1928), «Рождение» (1932), «В пути» (1959); роман «Осада ночи» (1935). Автор известного исторического романа «Клокотала Украина» (1954) о национально-освободительной войне украинского народа 1648–1654. Писал для детей: сборники рассказов «Будем летать» (1935), «Хорошие ребята» (1959), повесть «Сын Таращанского полка» (1937). За автобиографическую повесть «На калиновом мосту» (1965) удостоен Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко (1966). Его сочинения переведены на многие языки народов СССР и зарубежных стран. Награжден орденами и медалями. Жил в доме «Слово». В Валках сохраняется усадьба отца, где родился П., в историко-краеведческом музее ему посвящена экспозиция.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Панч, Петро

(псевдоним П. Панченко) [1891—] — украинский советский писатель. Род. в Балках Харьковской губ., сын крестьянина, учился в Полтавском землемерном училище, а затем в одесском Сергиевском артиллерийском училище [1916]. Служил в старой армии артиллерийским офицером, после революции — в Красной армии командиром. Состоял членом лит-ых организаций: "Плуг" [с 1922], "ВАПЛІТЕ" [1925—1927], "Пролитфронт" [1930], "ВУСПП" [1931], украинского "ЛОКАФ". В настоящее время член Оргкомитета Всеукраинского союза советских писателей и Оргкомитета Всесоюзного совета советских писателей.


Лит-ую деятельность П. начал с газетных фельетонов и рассказов, перешел затем к более широким полотнам и испробовал свои силы в разных жанрах. Ранние произведения П. ее лишены налета народнического сентиментализма. В них он рисовал гл. обр. быт украинского крестьянства и провинциальной интеллигенции после революции ("Зеленая трясина", "Мышачьи норы", 1926). Отличительной чертой этого периода является изобличение провинциальной обывательщины.


В дальнейшем П. перешел к изображению героики революции ("Смерть Янулянса", "Там, где вербы над прудом" и др.). В 1925 писатель пытался создать социально-бытовой роман "Реванш" на тему о деятельности и крахе "бывших людей" — украинской контрреволюции. Роман писателю не удался, но он послужил поворотным пунктом в творчестве П. В последующих произведениях революционная направленность П. получает более яркое выражение. Тематика его значительно расширилась. Она охватывает отдельные события и эпизоды революционной борьбы ("С моря" — восстание на броненосце "Потемкин"), империалистическую войну ("Без козыря"), крушение украинской националистической контрреволюции ("Голубые эшелоны"), гражданскую войну в Донбассе ("Право на смерть"), ранний период социалистической реконструкции ("Повесть наших дней"), героическую борьбу за новый быт ("Рождение", 1932) и др.


Наиболее художественно зрелой является повесть "Голубые эшелоны", в которой автор исключительно ярко воссоздает ряд типов "самостийной Украины", стремившейся закабалить страну, превратить ее в колонию англо-французского капитала. Полное банкротство идеологии и практики украинского мелкобуржуазного национализма — основная идея всех этих произведений.


Преодолев в своем творческом развитии националистические настроения "ВАПЛІТЕ", П. проделал большой путь от антимещанской сатиры к героике социалистического строительства. В настоящее время П. — один из наиболее значительных писателей, развивающихся в направлении социалистического реализма в украинской советской литературе. Произведения его переведены на русский, белорусский, польский, грузинский, немецкий и еврейский языки.



Библиография: I. Русск. перев.: Земля, Рассказ, изд. "Прибой", Л., 1926; С моря, Повесть, изд. "Прибой", Л., 1927; Выстрел в лесу, Рассказы, изд. "Пролетарий", Харьков, 1928; На седьмом этаже, изд. "Прибой", Л., 1929; Голубые эшелоны, Рассказы, изд. "Федерация", М., 1929; Без козыря, Гиз, М. — Л., 1930; Рождение, Рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1932; Повести, изд. "Советская литература", М., 1933. На укр. яз.: Соломъяний дим, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1925 (неск. изд.); Мишачі нори, Збірка оповидань, ДВУ, Харків, 1926 (неск. изд.); Голубі ешелони, Збірка повістей, ДВУ, Харків, 1929 (неск. изд.); Нарождения, Збірка, вид-во "Література і мистецтво", Харків, 1932; Моя доповидь, вид-во "Література і мистецтво", Харків, 1932.


II. Степовий T., Творчість Петра Панча, "Критика", 1928, № 1; Заець В., Петро Панч, Харків, 1929; Коваленко Б., В шуканнях стилю, "Критика", 1930, № 1; Его же, Літературні портрети. Петро Панч, Київ, 1931. Отзывы: Зенкевич М., "Печать и революция", 1929, № 2—3; Селивановский А., "Молодая гвардия", 1929, № 5; Гатовский А., "Молодая гвардия", 1929, № 5; Гатов Ал., "Молодая гвардия", 1929, № 7—8; Пакентрейгер С., "Новый мир", 1929, № 4; Лаврова Кл., "Книга и революция", 1930, № 26, Панаев Н., "Ленинград", 1931, № 2; Чирков Н., "Художественная литература", 1932, №№ 33—34.


Д. Галушко.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008