титул второго (после далай-ламы) иерарха в тибетско-монгольском буддизме.
Панчен-лама
Панчен-лама
Источник: Исторический словарь
ПАНЧЕН-ЛАМА
великий мудрец — титул второго после далай-ламы иерарха ламаистской церкви в Тибете с середины XVI в. Рассматривается как высший авторитет в религиозных вопросах, поскольку является аватарой не бодхисатвы, а будды.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАНЧЕН-ЛАМА
Панчен-ринпоче (пан - сокращение санскрит. пандита - ученый и чен - тибетское слово великий, панчен - великий ученый), - титул второго (после Далай-ламы) иерарха ламаистской церкви в Тибете. Титул панчен первоначально носили избиравшиеся или назначавшиеся настоятели монастыря Трашилхунпо, к-рый был основан в 1447 вблизи г. Шигацзе учеником Цзонкабы Гэдюн-трупом (впоследствии 1-й Далай-лама). В сер. 17 в. 5-й Далай-лама дал титул панченринпоче (тибетское ринпоче - драгоценность, на монг. яз. - эрдэни) своему учителю настоятелю (с 1600) монастыря Трашилхунпо Лобсан Чхоки-гъэцэну (1567-1662), к-рый был объявлен воплощением будды Амитабы, Начиная с этого времени титул П.-л. (панчен-ринпоче) и пост настоятеля монастыря Трашилхунпо получали "перевоплощенцы" Лоб-сан Чхоки-гъэцэна. Последний, т. о., был фактически 1-м П.-л., однако впоследствии он стал считаться 4-м П.-л., т. к. 1-м П.-л. был объявлен ученик Цзонкабы Кхэтруп (1385-1438), а 2-м П.-л. и 3-м П.-л. "перевоплощенцы" последнего: Соднам Чхоклангпо (1439-1505) и Тонтруп (1505-66). 4-й П.-л. (Лобсан Чхоки-гьэцэн) оказал значит. помощь 5-му Далай-ламе в установлении светской власти последнего над всем Тибетом. Активное участие в политич. жизни Тибета принимали и последующие П.-л.: 5-й П.-л. Лобсан Йэшэ-пэл-сангпо (1663-1737), 6-й - Лобсан Пэлдэн-йэшэ (1737-1780), 7-й - Тэнпэйньима (1781-1852). Усилению политич. влияния П.-л. способствовало стремление маньчжуров противопоставить П.-л. власти Далай-лам с целью укрепления своих позиций в Тибете. Со 2-й пол. 17 в. П.-л. стали светскими правителями нек-рых р-нов пров. Цанг. С кон. 19 в. соперничество между Далай-ламами и П.-л. использовала Англия для установления своего влияния в Тибете. Подстрекаемый брит. колонизаторами 13-й Далай-лама в 1923 вынудил 9-го П.-л. Гэлэг Нам-гьэ (1887-1937) бежать из Шигацзе во внутр. провинции Китая (умер в пров. Цинхай). После 2-й мировой войны, когда реакц. окружение 14-го Далай-ламы решило реализовать свои сепаратистские планы, новый, 10-й, П.-л. Лобсан Принлэ-лхунтруп Чхоки-гьэцэн (р. 1938), находясь в пров. Цинхай, возглавил патриотически настроенную группировку тибетских лам. Эта группировка оказала поддержку Центр. нар. пр-ву Китая в деле мирного освобождения Тибета. Заключенное в мае 1951 соглашение между центральным китайским и местными тибетскими властями предусматривало, в частности, необходимость урегулирования взаимоотношений между Далай-ламой и П.-л. Лит. см. при ст. Далай-лама. В. А. Богословский, Б. П. Гуревич. Москва.