Панетий
Панетий
с Родоса, ок. 180-ок. 100 гг. до н. э., греческий философ. Происходил из богатой аристократической семьи из Линда на Родосе. Получил глубокое риторическое и философское образование, слушая в Афинах лекции Диогена из Селевкии, стоика, а затем выступления его преемника Антипатра из Тарса, после смерти которого сам возглавил школу. П. называли также учеником Крата из Малла. В Риме П. вошел в круг Сципиона Младшего (возможно, его туда ввел Полибий). Взгляды, им провозглашаемые, отвечали духу римской аристократии. Призвание человека П. видел в труде на благо государства, а идеал — в одаренной личности, посланце судьбы, для которого служение является его долгом перед обществом. Он защищал римский империализм, вслед за Аристотелем утверждая, будто одни родятся господами, другие же — их слугами. Стоическую философию он стремился примирить со взглядами Платона и Аристотеля. Он отбросил многие постулаты старых стоиков, и хотя признавал безусловное первенство Логоса, он считал его неизбежным вместилищем тело, а полем деятельности — весь мир. Он объединил выводы своих предшественников: по его системе, "жить в согласии с природой" значило жить согласно с нашими природными склонностями, которые не следует искоренять, но управлять ими посредством разума. Будучи рационалистом, Р., вопреки традициям стоиков, отвергал астрологию, магию и ведовство. Он также разделил все мифы на три категории: созданные поэтами, государственными деятелями и философами. Все сочинения П. утрачены. Его трактат Об обязанностях (Peri tu kathekontos) лег в основу произведения Цицерона с тем же названием, переведенным на латинский язык.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Панэтий
ок. 185 - 109)
др.-гр. философ-стоик, реформатор стоицизма. Происх. с о-ва Родос. Жил в Риме, знал Сципиона Африканского, был учителем Цицерона. П. много путешествовал, нек-рое время преподавал в Афинах. Соч. П. («О долге», «О провидении», «О хорошем устроении духа», «О перенесении страдания») сохранились во фр-тах и свидетельствах антич. авторов (гл. обр. Цицерона). П. - первый из стоиков, обладавший энциклопедическим умом и получивший блестящее образ., - пошел по пути смягчения стоической мрачности и нетерпимости, преодоления духовной ограниченности стоицизма. П. восстановил связь с платонизмом и перипатетиками. Его философия представляла собой изящный синтез платонического учения о гармонии духовного и телесного, к-рая выражается в существовании Мировог,о Разума и в вечности (неуничтожимости) космоса, и стоического учения о Зевсе-Логосе, управляющем космическим организмом. Но Логос у П. не существует и не действует извне, как у древ, стоиков; он формируется в человеч. душе в результате достижения внутр. гармонии путем переживания естественных ощущений. Душу П. считал смертной (умирающей вместе с телом). Этика П. подразумевала последовательное соблюдение законов вселенской и своей собственной природы. В учении о гос-ве, вместо абсолют, монархизма древ, стоиков, П. разделял позицию Аристотеля о разумном сочетании монархии, демократии и аристократии. Более мягкое, по ср. с прежним, учение о добродетели П. обусловило общую гуманизацию стоицизма, в к-ром суровые и жесткие этич. требования ранних стоиков облеклись в доступную и привлекательную форму.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
др.-гр. философ-стоик, реформатор стоицизма. Происх. с о-ва Родос. Жил в Риме, знал Сципиона Африканского, был учителем Цицерона. П. много путешествовал, нек-рое время преподавал в Афинах. Соч. П. («О долге», «О провидении», «О хорошем устроении духа», «О перенесении страдания») сохранились во фр-тах и свидетельствах антич. авторов (гл. обр. Цицерона). П. - первый из стоиков, обладавший энциклопедическим умом и получивший блестящее образ., - пошел по пути смягчения стоической мрачности и нетерпимости, преодоления духовной ограниченности стоицизма. П. восстановил связь с платонизмом и перипатетиками. Его философия представляла собой изящный синтез платонического учения о гармонии духовного и телесного, к-рая выражается в существовании Мировог,о Разума и в вечности (неуничтожимости) космоса, и стоического учения о Зевсе-Логосе, управляющем космическим организмом. Но Логос у П. не существует и не действует извне, как у древ, стоиков; он формируется в человеч. душе в результате достижения внутр. гармонии путем переживания естественных ощущений. Душу П. считал смертной (умирающей вместе с телом). Этика П. подразумевала последовательное соблюдение законов вселенской и своей собственной природы. В учении о гос-ве, вместо абсолют, монархизма древ, стоиков, П. разделял позицию Аристотеля о разумном сочетании монархии, демократии и аристократии. Более мягкое, по ср. с прежним, учение о добродетели П. обусловило общую гуманизацию стоицизма, в к-ром суровые и жесткие этич. требования ранних стоиков облеклись в доступную и привлекательную форму.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПАНЭТИЙ
• Panaet?us,
?????????,
1. сын Никанора, из Родоса, родился ок. 180 г. до Р. X. Философское образование он получил в Афинах у Диогена Вавилонского и его ученика Антипатра из Тарса. Оттуда он отправился в Рим, где подружился с Лелием и Африканом Младшим; последнего он сопровождал во время его посольства в Азию и Египет к Птолемею Фискону, в 43 г. до Р. X. Будучи учителем, он расширил в Риме философию стоиков и имел много учеников; из них самые известные: К. Фанний, Кв. Муций Сцевола Авгур, Кв. Элий Туберон (Cic. de or. 3, 23. Cic. tusс. 4, 2), Рутилий Руф, (Cic. off. 3, 2), Вигеллий (Cic. de or. 3, 21). Позже он опять возвратился в Афины, где, сделавшись преемником своего учителя Антипатра, стоял во главе стоической школы и имел в числе учеников: Аполлодора из Низы в Карии, Мнесахра, Гекатона из Родоса, Посейдония из Апамеи в Сирии. Он умер в глубокой старости в Афинах, где долго еще после него существовало застольное общество панэтистов. Из его сочинений дошли до нас только некоторые отрывки; он написал: ????? ?????????, ????? ????????, ????? ????????? к Туберону (Cic. fin. 4, 9. de dolore). Его главным сочинением считалось: ????? ???? ?????????? в 3 книгах (Cic. off. 2, 17. 3, 2. Cic. ad Att. 16, 11), которым пользовался Цицерон при составлении первых двух книг de off?ciis, т. к. оно было очень доступно по своему популярному изложению. Хотя он придерживался основных идей своей школы, однако во многом отступал и смягчал учение строгой школы и приближался к школе перипатетиков. Даже в пророчества он не верил. Книга об обязанностях была написана для преуспевающих в мудрости. Цицерон везде считал его одним из выдающихся учителей стоиков. Статья о нем van Linden´a (1802);
2. математик, писал ????? ???? ????? ?????????? ???? ????????? ????? ???? ???????????;
3. начальник триремы, перешедшей на сторону греков накануне сражения при Саламине. Hdt. 7, 82. Plut. Themist. 12;
4. тиран из Леонтин в Сицилии.