религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце ХIХ в.
ПАНИСЛАМИЗМ
Панисламизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАНИСЛАМИЗМ
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце XIX в. Отразил попытки соединить освободительное движение с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл. В Османской Турции и некоторых других странах правящие слои использовали П. как орудие своей политики. Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было халифатское движение в Индии в 1918-1922 гг.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАНИСЛАМИЗМ
религ.-политич. идеология, оформившаяся в последней четверти 19 в. В основе П. лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднац. и надкласс. общность и что политич. объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. гос. и политич. объединений. В условиях империалистич. экспансии и формирования на Востоке капиталистич. отношений П. имел целью сохранение независимости феод. гос-в и создание таких мусульм. политич. центров и политич. объединений, к-рые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Панисламистская трактовка джихада содержала призыв к единству мусульман в борьбе против вторжения иноверцев, а призыв к "возрождению" чистоты раннего ислама отражал идеализацию доколон. общественно-политич. порядков. Т. о., в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, "...освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 166 (т. 31, с. 127)). Первым идеологом П. был Джемаль-ад-дин аль-Афгани. В трактате "Опровержение материалистов" и в статьях в газ. "аль-Урват аль-вуска" ("Надежная опора"), изд. им в 1884 в Париже совм. с M. Абдо, Джемаль-ад-дин на первый план выдвигал облеченные в религ. форму просветит. и освободит. идеи, сближавшие П. с бурж. антиколон. течениями. Вместе с тем Джемаль-ад-дин ориентировался то на иран. шаха, то на тур. султана, надеясь с их помощью создать объединение мусульм. гос-в. Приспособление П. к задачам антиколон. борьбы способствовало распространению П. среди патриотически настроенной мелкобурж. мусульм. интеллигенции. Однако содержавшаяся в П. проповедь консолидации на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией бурж. национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотич. единства населения отд. гос-в. В результате идеи П. уже в нач. 20 в. сохраняют свое самостоят. значение преимущественно как идеологич. оружие в руках феодалов и постепенно теряют антиколон. направленность. Султан Абдул-Хамид II использовал П. для оправдания захватнич. политики Турции. Младотурки также стремились приспособить П. к целям политич. борьбы за укрепление и расширение тур. гос-ва, хотя в их идеологии П. не играл самостоят. роли. Последним крупным проявлением антиколон. содержания П. было движение халифатистов в Индии (см. Халифатское движение). После ликвидации халифата в Турции (1924) панисламисты поставили вопрос об избрании нового общепризнанного халифа. 1-й Междунар. конгресс халифатистов в Каире (1926), в к-ром участвовали представители всех мусульм. гос-в, кроме Турции, Ирана, Афганистана, высказался за создание мусульм. объединения, но ни этот, ни последующий конгрессы (1931) конкретных предложений о халифе не приняли. В России П. был использован после революции 1905-1907 в качестве основной идеологии в джадидизме как противо- поставление лозунга единства мусульман интернац. солидарности трудящихся в борьбе против царизма. После победы Октябрьской революции империалисты Запада, а также бурж. националисты Ср. Азии и Закавказья стремились сделать лозунги П. знаменем контрреволюции. Реакц. стороны П. использовались империалистами накануне и во время 2-й мировой войны для раскола нац.-освободит. движения народов Азии и Африки и сохранения империалистич. позиций в мусульм. странах. П. используется империалистами на совр. этапе с целью ослабления антиколон. солидарности развивающихся стран Азии и Африки (например, попытки создать "исламский блок" под эгидой Англии и США). В целом П. отрицательно сказывается на развитии обществ. мысли в мусульм. странах, затрудняя формирование класс. и нац. самосознания. Лит. (кроме указ. в ст.): Бартольд В. В., Халиф и султан, "Мир ислама", 1912, т. 1; Смирнов Н. A., Совр. ислам, 2 изд., М., 1930; Климович Л., Мусульманам дают халифа, (М.), 1932; его же, Ислам, 2 изд., М., 1965; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульм. течения в обществ. мысли Индии и Пакистана, М., 1963; Полонская Л. Р., Литман А. Д., Влияние религии на обществ. мысль народов Востока, "НАиА", 1966, No 4; Ali M., My life, Lahore, (1946); Malik H., Moslem nationalism in India and Pakistan, (Wash.), 1962. Л. Р. Гордон-Полонская. Москва.