ПАНСЛАВИЗМ
ПАНСЛАВИЗМ
комплекс политических идей и взглядов, направленных на объединение всех славянских народов вокруг России. Как идейно-политическое течение возник в конце XVIII в.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Панславизм
идея объединения славянских народов под главенством русского царя в к. XVIII – нач. XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАНСЛАВИЗМ
идея объединения славянских народов под главенством русского императора в конце XVIII—начале XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России с середины XIX в. выражал националистическую идеологию и завоевательные стремления русской буржуазии.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Панславизм
1) культурное и политическое течение среди славянских народов, в основе которого лежат идеи о необходимости их объединения с учётом этнической, культурной и языковой общности; 2) течение в российской общественной мысли второй половины XIX в., сторонники которого выступали за союз всех славянских народов под руководством России в борьбе против экспансии западноевропейских стран.
ПАНСЛАВИЗМ
течение в российской общественной мысли 2-й половины 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. Название восходит к термину, введенному в 1840-х гг. националистически настроенными австро-венгерскими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов, входивших в состав Австро-Венгерской империи. В основе П. - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славян во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к Западу). Идеи П. развивали Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, А. И. Кошелев. Сторонниками П. были представители бюрократической и военной верхушки: граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский, генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. Л. Фадеев. В конце 19 в. идеология П. переживала кризис и упадок, некоторое оживление отмечалось накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Панславизм
Панславизм (Pan-Slavism), движение за объединение всех славянских народов. Его следует отличать от славянофильства - чисто культурного явления, служившего мощным стимулом для возрождения славянских яз. и лит-ры, а также от австрославизма, стремившегося поднять статус славян в Австро-Венгерской империи. Цель П. заключалась в уничтожении Австрийской и Османской империй, дабы создать федерацию славянских народов под эгидой императора России. Идеология П. была разработана в России, где приняла воинствующе националистическую форму и способствовала развязыванию русско-турецкой войны (1877-78). Идеи П. проявились также в создании Балканского союза в 1912 г., с помощью к-рого Россия поддерживала националистические устремления балканских государств против честолюбивых замыслов Австрии, что привело к кризису, ускорившему начало 1-й мировой войны. Большевистское пр-во после Русской революции 1917г. отвергло П. После распада СССР идеи П. стали вновь пользоваться популярностью в России и нек-рых славянских странах (Сербия, Белорусия).
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПАНСЛАВИЗМ
направление русской общественной мысли, выступающее с обоснованием ведущей роли национальных начал.
Панславизм стал для России "соблазном крови", попыткой соделать национальный фактор опорой русского бытия.
Согласно этому мировоззрению, историческая миссия России состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-славян, образовать могучий культурный, хозяйственный, политический и военный Славянский Союз во главе с Русью для того, чтобы устоять перед натиском враждебного Запада. Вторая цель - создать необходимые условия для гармоничного и беспрепятственного развития великой славянской культуры, являющей собой высший культурно-исторический тип развития человечества. Славянский мир призван разрешить все вопросы, поставленные перед человечеством развивающейся цивилизацией, и роль России - всемерно содействовать этому.
Крупнейшими идеологами панславизма можно назвать Н.Я. Данилевского, И.С. Аксакова, Р.А. Фадеева, О.Ф. Миллера и других русских мыслителей. Генерал Фадеев, известный военачальник и публицист, писал: "Мы можем быть лишь тою личностью, какою нас Бог создал - славянскою по роду и русскою по виду..." Основания для великой славянской мировой миссии - "Нам нужно славянство не для того только, чтобы с его помощью самим стать опять славянами" - он видел в том, что славянство есть "последняя арийская, то есть прогрессивная порода, выступающая на сцену света; особая религиозная основа, исключительно чистая, просвещавшая до сих пор личную совесть людей, но в общественном отношении лежавшая под спудом".
Всего несколько десятилетий прошло с той поры, как граф Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения в правительстве Николая I, гениально сформулировал основы русской жизни в знаменитом трехсоставном лозунге: "Православие, Самодержавие, Народность". Уходящая Русь оставила его России грядущей как духовное и политическое завещание, - но как мало оказалось людей, способных правильно понять и верно оценить всю необходимость строгого и бережного соблюдения именно такой последовательности русских зиждительных начал.
Державная мощь должна стоять первой, - решили патриоты-государственники, ревнители имперской идеологии. "Самодержавие, Православие, Народность" - получилось у них. Да нет же, - возражали панслависты, - именно народное, национальное начало является основным. Их лозунг выглядел как "Народность, Самодержавие, Православие". И что же? Сегодня, по прошествии стольких лет и по пролитии столь великой крови в хаосе русских смут, мы просто обязаны ясно понять - сколь гибельными оказались все эти внешне благонамеренные перестановки.
Ибо без веры, без Церкви, без святынь - России нет и не может быть.
Митрополит Иоанн (Снычев)
Панславизм стал для России "соблазном крови", попыткой соделать национальный фактор опорой русского бытия.
Согласно этому мировоззрению, историческая миссия России состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-славян, образовать могучий культурный, хозяйственный, политический и военный Славянский Союз во главе с Русью для того, чтобы устоять перед натиском враждебного Запада. Вторая цель - создать необходимые условия для гармоничного и беспрепятственного развития великой славянской культуры, являющей собой высший культурно-исторический тип развития человечества. Славянский мир призван разрешить все вопросы, поставленные перед человечеством развивающейся цивилизацией, и роль России - всемерно содействовать этому.
Крупнейшими идеологами панславизма можно назвать Н.Я. Данилевского, И.С. Аксакова, Р.А. Фадеева, О.Ф. Миллера и других русских мыслителей. Генерал Фадеев, известный военачальник и публицист, писал: "Мы можем быть лишь тою личностью, какою нас Бог создал - славянскою по роду и русскою по виду..." Основания для великой славянской мировой миссии - "Нам нужно славянство не для того только, чтобы с его помощью самим стать опять славянами" - он видел в том, что славянство есть "последняя арийская, то есть прогрессивная порода, выступающая на сцену света; особая религиозная основа, исключительно чистая, просвещавшая до сих пор личную совесть людей, но в общественном отношении лежавшая под спудом".
Всего несколько десятилетий прошло с той поры, как граф Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения в правительстве Николая I, гениально сформулировал основы русской жизни в знаменитом трехсоставном лозунге: "Православие, Самодержавие, Народность". Уходящая Русь оставила его России грядущей как духовное и политическое завещание, - но как мало оказалось людей, способных правильно понять и верно оценить всю необходимость строгого и бережного соблюдения именно такой последовательности русских зиждительных начал.
Державная мощь должна стоять первой, - решили патриоты-государственники, ревнители имперской идеологии. "Самодержавие, Православие, Народность" - получилось у них. Да нет же, - возражали панслависты, - именно народное, национальное начало является основным. Их лозунг выглядел как "Народность, Самодержавие, Православие". И что же? Сегодня, по прошествии стольких лет и по пролитии столь великой крови в хаосе русских смут, мы просто обязаны ясно понять - сколь гибельными оказались все эти внешне благонамеренные перестановки.
Ибо без веры, без Церкви, без святынь - России нет и не может быть.
Митрополит Иоанн (Снычев)
ПАНСЛАВИЗМ
обществ.-политич. течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. народов к противопоставлению себя др. народам и к гос. единству с царской Россией. В кон. 18 - нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. отношений и усиления борьбы юж. и зап. славян против чужеземного ига, у юж. и зап. славян стала крепнуть тенденция к культ. и политич. сближению между собой и с единственно независимой великой слав. державой - Россией. Подобного рода прогрессивные идеи слав. взаимности развивали деятели чеш. нац. движения Й. Добровский, П. Шафарик, хорват. политич. деятель Л. Гай и связанное с ним движение иллиризма и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и тур. феодалами слав. народов. У серб. просветителя В. Караджича, черногорского просветителя П. Негоша идея слав. взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в кон. 30-х гг. 19 в. в работах М. П. Погодина на основе реакц. теории официальной народности были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над др. народами и о предназначении России к гегемонии в слав. мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50-60-х гг. развивались славянофилами. Решение слав. вопроса на основе распространения власти царизма на все слав. земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-бурж. преобразований в России (записка К. С. Аксакова "О внутр. состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, No 26-28), другие (И. С. Аксаков) отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя П. в отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, т. к. доктрина П. большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитич. задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830-31, а затем 1863-64, политика России по отношению к революциям 1848-49, поражение в Крымской войне 1853-56 благоприятствовали развитию австрославизма. С позиций П. резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е гг. 19 в. Л. Штуром. Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление П. (Славянский съезд 1867 в Москве), что нашло наиболее значит. выражение в работах В. И. Ламанского и деятельности Слав. комитетов, принявшей особо широкий характер во время рус.-тур. войны 1877-78. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности П. был маловлият. политич. течением. В кон. 19 - нач. 20 вв., когда в политике герм. империализма все явственнее стали проявляться широкие антислав. цели, идеологи П. стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерм. опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е гг. Н. Я. Данилевский. Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. Крамаржа и Р. Дмовского на Слав. съезде 1908 в Праге. В отличие от П. 19 в., центр. место в к-ром занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905-07, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революц. и нац.-освободит. движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с Боснийским кризисом 1908-09, лишила Слав. съезд 1910 в Софии какого-либо значения. К тому же Балканские войны 1912-13 обнажили непримиримость противоречий господств. классов различных слав. стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи слав. взаимности, возродить П., прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны П. стал как бы офиц. идеологией либеральных кругов рус. буржуазии. Свержение царизма в России, победа Окт. социалистич. революции 1917, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и нац. гнета, практически положили конец всяким проявлениям П. Однако с этого же времени нек-рые реакц. идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что П. якобы восторжествовал в Сов. гос-ве. Фаш. пропагандисты также пытались придать антислав. расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы П. Солидарность слав. народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакц. публицистике зап. стран стала выдаваться за новый П. В зап.-герм. публицистике послевоен. периода, а равно и в родственной ей публицистике др. стран значит. распространение получили фальшивые теории "слав.-сов. империализма" как продолжения П. Реакц. идеологии П. с самого ее возникновения противостояли идеи солидарности слав. народов и всех др. народов в борьбе против царизма и всех сил реакции. Демократич. тенденции в решении слав. вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского Общества соединенных славян, а также Кирилло-Мефодиевского общества. Против П. выступали либеральные круги славянофилов, западники. Реакционность П. разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Маркович и др. Непримиримую борьбу против П. вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе слав. стран П. никаким влиянием никогда не пользовался. Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 329-30 (т. 21, с. 287-89); Погодин М. П., Собр. статей, писем и речей по поводу слав. вопроса, М., 1878; Аксаков И. С., Слав. вопрос 1860-1886, М., 1886; Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1-3, Варшава, 1886-93; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1-2, Prag, 1913; Renouvin P., L´id?e de F?d?ration Europ?enne dans la pens?e politique du XIX si?cle, Oxf., 1949; Kohn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.-M?nch., 1956; Petrovich M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856-1870, N. Y., 1956; Erickson J., Panslavism, L., 1964. А. Я. Манусевич. Москва.