ПАНСЛАВИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАНСЛАВИЗМ
комплекс политических идей и взглядов, направленных на объединение всех славянских народов вокруг России. Как идейно-политическое течение возник в конце XVIII в.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Панславизм
идея объединения славянских народов под главенством русского царя в к. XVIII – нач. XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПАНСЛАВИЗМ
идея объединения славянских народов под главенством русского императора в конце XVIII—начале XX вв. Возник из стремления к независимости славян, порабощенных Турцией и Австро-Венгрией. В России с середины XIX в. выражал националистическую идеологию и завоевательные стремления русской буржуазии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Панславизм
1) культурное и политическое течение среди славянских народов, в основе которого лежат идеи о необходимости их объединения с учётом этнической, культурной и языковой общности; 2) течение в российской общественной мысли второй половины XIX в., сторонники которого выступали за союз всех славянских народов под руководством России в борьбе против экспансии западноевропейских стран.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ПАНСЛАВИЗМ
течение в российской общественной мысли 2-й половины 19 в. Зародилось как реакция на поражение России в Крымской войне 1853-56. Название восходит к термину, введенному в 1840-х гг. националистически настроенными австро-венгерскими деятелями для обозначения национально-освободительной борьбы славянских народов, входивших в состав Австро-Венгерской империи. В основе П. - идея коренного отличия славянских народов от других народов Европы, вывод о необходимости союза славян во главе с Россией (но без Польши, которая, по мнению панславистов, утратила славянский характер и тяготеет к Западу). Идеи П. развивали Н.Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, А. И. Кошелев. Сторонниками П. были представители бюрократической и военной верхушки: граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский, генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. Л. Фадеев. В конце 19 в. идеология П. переживала кризис и упадок, некоторое оживление отмечалось накануне 1-й мировой войны как реакция на усиление германской экспансии.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Панславизм
Панславизм (Pan-Slavism), движение за объединение всех славянских народов. Его следует отличать от славянофильства - чисто культурного явления, служившего мощным стимулом для возрождения славянских яз. и лит-ры, а также от австрославизма, стремившегося поднять статус славян в Австро-Венгерской империи. Цель П. заключалась в уничтожении Австрийской и Османской империй, дабы создать федерацию славянских народов под эгидой императора России. Идеология П. была разработана в России, где приняла воинствующе националистическую форму и способствовала развязыванию русско-турецкой войны (1877-78). Идеи П. проявились также в создании Балканского союза в 1912 г., с помощью к-рого Россия поддерживала националистические устремления балканских государств против честолюбивых замыслов Австрии, что привело к кризису, ускорившему начало 1-й мировой войны. Большевистское пр-во после Русской революции 1917г. отвергло П. После распада СССР идеи П. стали вновь пользоваться популярностью в России и нек-рых славянских странах (Сербия, Белорусия).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПАНСЛАВИЗМ
направление русской общественной мысли, выступающее с обоснованием ведущей роли национальных начал.
Панславизм стал для России "соблазном крови", попыткой соделать национальный фактор опорой русского бытия.
Согласно этому мировоззрению, историческая миссия России состоит в том, чтобы объединить единокровных братьев-славян, образовать могучий культурный, хозяйственный, политический и военный Славянский Союз во главе с Русью для того, чтобы устоять перед натиском враждебного Запада. Вторая цель - создать необходимые условия для гармоничного и беспрепятственного развития великой славянской культуры, являющей собой высший культурно-исторический тип развития человечества. Славянский мир призван разрешить все вопросы, поставленные перед человечеством развивающейся цивилизацией, и роль России - всемерно содействовать этому.
Крупнейшими идеологами панславизма можно назвать Н.Я. Данилевского, И.С. Аксакова, Р.А. Фадеева, О.Ф. Миллера и других русских мыслителей. Генерал Фадеев, известный военачальник и публицист, писал: "Мы можем быть лишь тою личностью, какою нас Бог создал - славянскою по роду и русскою по виду..." Основания для великой славянской мировой миссии - "Нам нужно славянство не для того только, чтобы с его помощью самим стать опять славянами" - он видел в том, что славянство есть "последняя арийская, то есть прогрессивная порода, выступающая на сцену света; особая религиозная основа, исключительно чистая, просвещавшая до сих пор личную совесть людей, но в общественном отношении лежавшая под спудом".
Всего несколько десятилетий прошло с той поры, как граф Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения в правительстве Николая I, гениально сформулировал основы русской жизни в знаменитом трехсоставном лозунге: "Православие, Самодержавие, Народность". Уходящая Русь оставила его России грядущей как духовное и политическое завещание, - но как мало оказалось людей, способных правильно понять и верно оценить всю необходимость строгого и бережного соблюдения именно такой последовательности русских зиждительных начал.
Державная мощь должна стоять первой, - решили патриоты-государственники, ревнители имперской идеологии. "Самодержавие, Православие, Народность" - получилось у них. Да нет же, - возражали панслависты, - именно народное, национальное начало является основным. Их лозунг выглядел как "Народность, Самодержавие, Православие". И что же? Сегодня, по прошествии стольких лет и по пролитии столь великой крови в хаосе русских смут, мы просто обязаны ясно понять - сколь гибельными оказались все эти внешне благонамеренные перестановки.
Ибо без веры, без Церкви, без святынь - России нет и не может быть.
Митрополит Иоанн (Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПАНСЛАВИЗМ
обществ.-политич. течение, в основе взглядов к-рого лежало представление о стремлении слав. народов к противопоставлению себя др. народам и к гос. единству с царской Россией. В кон. 18 - нач. 19 вв., в условиях сравнительно быстрого развития капиталистич. отношений и усиления борьбы юж. и зап. славян против чужеземного ига, у юж. и зап. славян стала крепнуть тенденция к культ. и политич. сближению между собой и с единственно независимой великой слав. державой - Россией. Подобного рода прогрессивные идеи слав. взаимности развивали деятели чеш. нац. движения Й. Добровский, П. Шафарик, хорват. политич. деятель Л. Гай и связанное с ним движение иллиризма и др. Успехи России в войнах против Турции и в наполеоновских войнах способствовали усилению тяготения к ней со стороны угнетенных Габсбургами и тур. феодалами слав. народов. У серб. просветителя В. Караджича, черногорского просветителя П. Негоша идея слав. взаимности приобретала ярко выраженный руссофильский характер. В самой России в кон. 30-х гг. 19 в. в работах М. П. Погодина на основе реакц. теории официальной народности были выдвинуты утверждения о превосходстве славян над др. народами и о предназначении России к гегемонии в слав. мире. Эти же идеи в различных модификациях в 50-60-х гг. развивались славянофилами. Решение слав. вопроса на основе распространения власти царизма на все слав. земли одни из них связывали с необходимостью проведения либерально-бурж. преобразований в России (записка К. С. Аксакова "О внутр. состоянии России", 1855, опубл. "Русь", 1881, No 26-28), другие (И. С. Аксаков) отстаивали незыблемость самодержавия. Правящие круги России, поощряя П. в отдельные периоды, в целом относились к нему лишь терпимо, т. к. доктрина П. большей частью не укладывалась в сложные внешнеполитич. задачи, решавшиеся царизмом. Подавление царизмом польских восстаний 1830-31, а затем 1863-64, политика России по отношению к революциям 1848-49, поражение в Крымской войне 1853-56 благоприятствовали развитию австрославизма. С позиций П. резкой критике был подвергнут австрославизм в 50-е гг. 19 в. Л. Штуром. Между тем подготовка австро-венгерского дуализма 1867 подорвала позиции австрославизма и вызвала новое оживление П. (Славянский съезд 1867 в Москве), что нашло наиболее значит. выражение в работах В. И. Ламанского и деятельности Слав. комитетов, принявшей особо широкий характер во время рус.-тур. войны 1877-78. Но и в эту пору в силу характерной для него реакционности П. был маловлият. политич. течением. В кон. 19 - нач. 20 вв., когда в политике герм. империализма все явственнее стали проявляться широкие антислав. цели, идеологи П. стремились представить свою концепцию как средство борьбы против пангерм. опасности. В этом направлении развивал свои взгляды еще в 70-е гг. Н. Я. Данилевский. Наиболее полно такая направленность проявилась в выступлениях К. Крамаржа и Р. Дмовского на Слав. съезде 1908 в Праге. В отличие от П. 19 в., центр. место в к-ром занимала идея гегемонии самодержавной России, неославистские идеи, развивавшиеся после революции 1905-07, исходили из расчетов на сохранение монархии Габсбургов как возможного барьера против экспансии Германии и как союзника царизма в борьбе против революц. и нац.-освободит. движения. Беспочвенность расчетов на сотрудничество царизма с Австро-Венгрией, ставшая очевидной в связи с Боснийским кризисом 1908-09, лишила Слав. съезд 1910 в Софии какого-либо значения. К тому же Балканские войны 1912-13 обнажили непримиримость противоречий господств. классов различных слав. стран. В начале 1-й мировой войны царизм пытался использовать в своих интересах идеи слав. взаимности, возродить П., прикрыть свои грабительские цели в войне призывами к защите "братьев-славян". Во время войны П. стал как бы офиц. идеологией либеральных кругов рус. буржуазии.

Свержение царизма в России, победа Окт. социалистич. революции 1917, нанесшей серьезный удар по всей системе социального и нац. гнета, практически положили конец всяким проявлениям П. Однако с этого же времени нек-рые реакц. идеологи империализма стали клеветнически утверждать, что П. якобы восторжествовал в Сов. гос-ве. Фаш. пропагандисты также пытались придать антислав. расизму характер борьбы против ими же выдуманной угрозы П. Солидарность слав. народов, окрепшая в годы 2-й мировой войны в борьбе против фашизма, в реакц. публицистике зап. стран стала выдаваться за новый П. В зап.-герм. публицистике послевоен. периода, а равно и в родственной ей публицистике др. стран значит. распространение получили фальшивые теории "слав.-сов. империализма" как продолжения П.

Реакц. идеологии П. с самого ее возникновения противостояли идеи солидарности слав. народов и всех др. народов в борьбе против царизма и всех сил реакции. Демократич. тенденции в решении слав. вопроса широко дали знать себя еще в деятельности декабристского Общества соединенных славян, а также Кирилло-Мефодиевского общества. Против П. выступали либеральные круги славянофилов, западники. Реакционность П. разоблачали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, С. Маркович и др. Непримиримую борьбу против П. вели К. Маркс и Ф. Энгельс. В рабочем классе слав. стран П. никаким влиянием никогда не пользовался.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 329-30 (т. 21, с. 287-89); Погодин М. П., Собр. статей, писем и речей по поводу слав. вопроса, М., 1878; Аксаков И. С., Слав. вопрос 1860-1886, М., 1886; Первольф И., Славяне, их взаимные отношения и связи, т. 1-3, Варшава, 1886-93; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитин С. A., Слав. комитеты в России в 1858-1876 гг., М., 1960; Vrba R., Russland und Panslavismus, Bd 1-2, Prag, 1913; Renouvin P., L´id?e de F?d?ration Europ?enne dans la pens?e politique du XIX si?cle, Oxf., 1949; Kohn Н., Die Slawen und der Westen. Die Geschichte des Panslawismus, W.-M?nch., 1956; Petrovich M. В., The emergence of Russian panslavism. 1856-1870, N. Y., 1956; Erickson J., Panslavism, L., 1964.

А. Я. Манусевич. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Трансформация славянофильства в панславизм как смена концепции русского национализма

Кудряшев Вячеслав Николаевич
Исследуется постепенный переход славянофилов от идеи русской национальной идентичности к славянской идентичности.
Читать PDF
0.00 байт

Внешняя политика Австро-Венгрии на Балканах и панславизм (60-е гг. XIX - начало XX В. )

Григорьева Анна Александровна
Рассматриваются проблемы взаимосвязи балканской политики Габсбургов и панславизма (австрославизма и иллиризма).
Читать PDF
0.00 байт

Русский панславизм XIX В. И античная демократия: концепция политии М. С. Куторги

Георгиев Павел Валентинович
В статье представлена концепция политии выдающегося российского антиковеда М.С. Куторги в контексте идейно-политических исканий отечественной общественной мысли и историографии второй половины XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории трактовки термина «Панславизм» в работах отечественных и зарубежных авторов XIX века

Рокина Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Панславизм и конструирование национальной идентичности в русской и польской словесности XIX В.

Киселев Виталий Сергеевич
Статья посвящена использованию идей славянского единения в практике национального строительства XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

ПАНСЛАВИЗМ В ОЦЕНКАХ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ЭПОХИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Павленко Ольга Вячеславовна
В статье анализируется одно из важнейших направлений развития чешской и словацкой историографии в условиях Холодной войны, а именно осмысление чешскими и словацкими историками понятия «панславизм» и роли этого идейного и политичес
Читать PDF
0.00 байт

ПАНСЛАВИЗМ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ УТОПИЯ ИЛИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ? РАЗМЫШЛЯЯ НАД КНИГ

Казаринова Дарья Борисовна
Статья представляет собой рецензию на монографию молодого, но уже широко известного исследователя русской политической мысли, доцента Московского университета Б.А.
Читать PDF
0.00 байт

Панславизм и пантюркизм в свете евроинтеграции

Силантьева М. В.
Статья посвящена анализу современной геополитической ситуации евроазиатского региона сквозь призму культурной и образовательной политики двух ведущих акторов России и Турции.
Читать PDF
0.00 байт

Панславизм как панмонголизм. Историософия национализма

Малинов Алексей Валерьевич
В статье рассматривается историософская публицистика В. С. Соловьева 1890-х годов. Доказывается, что обращение В. С.
Читать PDF
0.00 байт

Польский вопрос в теориях российских и польских панславистов

Григорьева Анна Александровна
Обозначены проблемы сохранения национально-культурной идентичности в современном глобальном мире, которые обращают историка и политолога к историческим истокам славянской уникальности.
Читать PDF
0.00 байт

Роль экспансии в российских панславистских теориях второй половины XIX века

Гердт Яна Владимировна
В данной статье рассматриваются наиболее интересные и разработанные теории российского панславизма, созданные во второй половине XIX в. (в частности, теории В. И.Ламанского, Н. Я. Данилевского, Ф. И. Тютчева и Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

Роль экспансии в российских панславистских теориях второй половины XIX века

Гердт Яна Владимировна
В данной статье рассматриваются наиболее интересные и разработанные теории российского панславизма, созданные во второй половине XIX века (в частности, теории В. И. Ламанского, Н. Я. Данилевского, Ф. И. Тютчева и Р. А.
Читать PDF
0.00 байт

Русско-польские отношения (панславистский контекст)

Григорьева Анна Александровна
Статья «Русско-польские отношения (панславистский контекст)» раскрывает происхождение, направленность развития и сущность польской и русской панславистских идеологий.
Читать PDF
0.00 байт

Миф о панславизме в западной историографии периода холодной войны

Павленко Ольга Вячеславовна
В статье рассмотрены ключевые работы западных авторов о панславизме, опубликованные в период холодной войны. Проанализировано влияние идеологического фактора на исследовательские концепции.
Читать PDF
0.00 байт

Панславистская программа газеты «Словански свет»

И. В. Чуркина