греч. pan – все + theos – бог) – религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге.
ПАНТЕИЗМ
Пантеизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАНТЕИЗМ
философское учение, сближающее или полностью спивающее в единое целое Бога с природой. В различных философских системах выражает как натуралистические и материалистические, так и идеалистические тенденции. П. в виде идеи гилозоизма имелся в древней философии. Средневековый натуралистический П. противоречит религиозным представлениям о Боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистический П. учит о безличном Боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАНТЕИЗМ
философ. учение, согл. к-рому бог и природа объед. или тожд. Элементы П. можно проследить в др.-кит. и особенно др.-инд. философиях. В др.-греч. философии принципы П. были сформулир. Ксенофаном (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории обществ. мысли, хар-ризуя религ.-политеист. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАНТЕИЗМ
от греч. pan - все и teos - бог) - филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы П. были сформулированы Ксенофаном (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религ.-политеистич. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков. В ср. века наблюдались 2 разновидности П. - натуралистич. П. (растворение бога в природе) и мистич. П. (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности П. причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистич. П., провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества офиц. церкви душевно познать бога, стал основой мн. нар.-еретич. движений. Крупнейшим представителем мистич. П. в нач. 16 в. был Томас Мюнцер. Натуралистич. П., тяготеющий к материализму, достиг значит. развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у к-рого были сильны и мистич. мотивы), итал. и нем. натурфилософы 16-17 вв. У итал. мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистич. и атеистич. выводы под формой П. были сделаны голл. мыслителем 17 в. Б. Спинозой. Натуралистич. П. также переходил в материализм у нем. мыслителей 18 в. (И. Г. Гердер, И. В. Гете). Ватиканский собор 1869-70 проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В совр. эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектич. материализм, всякие пантеистич. построения - безусловный шаг назад.