ПАНТЕИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пантеизм
греч. pan – все + theos – бог) – религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПАНТЕИЗМ
философское учение, сближающее или полностью спивающее в единое целое Бога с природой. В различных философских системах выражает как натуралистические и материалистические, так и идеалистические тенденции. П. в виде идеи гилозоизма имелся в древней философии. Средневековый натуралистический П. противоречит религиозным представлениям о Боге как предвечной сверхприродной личности, идее свободного творения мира из ничего. Мистический П. учит о безличном Боге, непосредственно постигаемом через раскрытие божественного в каждом индивиде.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАНТЕИЗМ
философ. учение, согл. к-рому бог и природа объед. или тожд. Элементы П. можно проследить в др.-кит. и особенно др.-инд. философиях. В др.-греч. философии принципы П. были сформулир. Ксенофаном (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории обществ. мысли, хар-ризуя религ.-политеист. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ПАНТЕИЗМ
от греч. pan - все и teos - бог) - филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы П. были сформулированы Ксенофаном (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религ.-политеистич. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков. В ср. века наблюдались 2 разновидности П. - натуралистич. П. (растворение бога в природе) и мистич. П. (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности П. причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистич. П., провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества офиц. церкви душевно познать бога, стал основой мн. нар.-еретич. движений. Крупнейшим представителем мистич. П. в нач. 16 в. был Томас Мюнцер. Натуралистич. П., тяготеющий к материализму, достиг значит. развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у к-рого были сильны и мистич. мотивы), итал. и нем. натурфилософы 16-17 вв. У итал. мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистич. и атеистич. выводы под формой П. были сделаны голл. мыслителем 17 в. Б. Спинозой. Натуралистич. П. также переходил в материализм у нем. мыслителей 18 в. (И. Г. Гердер, И. В. Гете). Ватиканский собор 1869-70 проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В совр. эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектич. материализм, всякие пантеистич. построения - безусловный шаг назад.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
552.08 кб

Проза С. Н. Сергеева-ценского первой половины ХХ В. : пантеизм или христианство?

Филоненко Наталья Юрьевна
Вопрос соотношения пантеизма и христианства в прозе С.Н. Сергеева-Ценского актуализируется в настоящей статье по той причине, что до сих пор в ценсковедении на него не представлено предельно исчерпывающего ответа.
Читать PDF
131.99 кб

«Христианский пантеизм» Нового Мышления

Селивановский Виктор Викторович
Мистика «позитивного мышления» широко распространена в современном New Age, но это лишь производная от «метафизического» учения Нового Мышления. Новое Мышление было популярно в Америке в конце XIX в. и почти не известно в России.
Читать PDF
411.25 кб

Стоическая философия человеческого удела: пантеизм и самоубийство

Аванесов Сергей Сергеевич
Исследована связь между метафизикой и этикой в стоической философии. Демонстрируется зависимость отношения к самоубийству от фундаментальных идей, касающихся природы космоса.
Читать PDF
30.72 мб

Суфизм как пантеизм. Взгляд из Германии первой трети XIX века

Золотухин Всеволод Валерьевич
Читать PDF
413.53 кб

Критика философского пантеизма представителями православного духовно-академического теизма (на матер

Гунькова Елена Геннадьевна
Оставаясь верными теистической доктрине, питомцы Киевской духовной академии П.И. Линицкий и архимандрит Сильвестр выступали противниками философского пантеизма.
Читать PDF
535.26 кб

Практическая идея магии в «Пантеизме маны» Марселя Мосса

Яцуценко Юлия Викторовна
В данной статье собраны теоретические модели определения магии как самобытного социального явления. При этом ключом в дефинитивной работе выступает различение магии и религии. Через многогранник определений (К. Леви-Стросс, Ж.
Читать PDF
2.31 мб

Фил и соф: диалоги о вечном и преходящем. Диспут о пантеизме и трансцендентизме

Нижников Сергей Анатольевич, Лагунов Алексей Александрович
Предмет данного диалога – кардинальные метафизические понятия: пантеизм и трансцендентизм.