1880, Сибирь- 18.9.1950, Париж) -инженер-химик, писатель. Участвовал в студенческие годы в революционном движении, некоторое время был в ссылке. Высшее образование завершил в Германии. Перед революцией директор департамента в министерстве сельского хозяйства, профессор, работал с А.Чичибабиным. Служил в советских учреждениях, в 1919 (?) был направлен в Берлин для участия в химическом конгрессе и для закупки в Германии минеральных удобрений, но не вернулся. Впоследствии оценивал свою судьбу и судьбу Чичибабина как «трагедию случайного, не злостного отрыва от Родины». По просьбе М.Горького написал для советского журнала «Наши достижения» (1929, № 2) статью «Использование соляных озер». Занимал высокооплачиваемую должность в Палестинской поташной компании, созданной в мае 1929 для разработки месторождений Мертвого моря. В Палестине в начале 30-х женился на 20-летней Зинаиде Крумбах: после того, как она ушла от него, переехал вслед за ней в Бейрут, где работал в химической компании Леви. После завершения бракоразводного процесса инсценировал 23.9.1935 самоубийство, о чем как об истинном факте сообщили ближневосточные газеты. Первые стихи прислал из Бейрута в парижские «Последние новости». Жил в Париже - до 1939 и снова с 1944, оборудовал лабораторию по изготовлению косметики. Тогда же сблизился с И.Буниным, А.Ремизовым (познакомился с ним в 1937), Н.Тэффа, высоко ценившими его талант и человеческие качества. Женился на работавшей в «Последних новостях» художнице Т.Кристин.
В 1945 получил советское гражданство. Сотрудничал в газете «Советский патриот» и в др. просоветских изданиях. В статье «Толпа» и в ответе на возражения по поводу этой статьи Н.Бердяева ставил знак равенства между толпой и народом, «коллективный разум которого создает и необъятное государство Российское и Великую русскую революцию», тогда как фашизму - в отличие от советского режима свойственно пренебрежение к массе. В статье «Судьбы народов» утверждал, что «эра германо-романской цивилизации подошла к своему концу, ...Россия не согласилась служить для Европы только этнографическим материалом..
Из дряхлеющих рук Европы выпадает рычаг духовного превосходства»; главная идея новой цивилизации - социальная справедливость.
Почти все художественные произведения П. - циклы рассказов «Приключения дяди Володи», «Молодые глаза», рассказ «Лес» - были посвящены России конца XIX - начала XX вв., Сибири, миру детства, Их особенность, по словам Г.Адамовича, - «неподдельная, душевная бодрость и какое-то, столь же неподдельное, органически доброе отношение ко всему живому», Отчасти автобиографичны повесть о Д.Менделееве и рассказ «Ванда», в которой нашла отражение история любви П. к 3.Крумбах.
Умер П. от рака горла. Тэффи писала А.Седых: «Из всей нашей компании («трио») жаль только П., потому что он очень хороший. А мы с Буниным - так себе»; Бунин «очень плачет о П.». В выпуске альманаха «Дело», посвященном памяти П. (Сан-Франциско, 1951), творчество его было названо «неоконченной симфонией» и говорилось, что он «светлым взглядом смотрел на мир», «ничего злого не видел ни в природе, ни в судьбе...».