Пантеон

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАНТЕОН
   • Panth?on или -eum,
         см. Roma, Рим, 18.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Пантеон
греч.) - общее наименование богов, относящихся к одному культу.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Пантеон
лат. Pantheon – место, посвященное всем богам) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов»; 2) усыпальница выдающихся людей.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПАНТЕОН
1) храм всех богов; знаменитый римский Пантеон, построенный во II в. и хорошо сохранившийся, имеет форму круглого здания со сферическим куполом. В новое время в пантеонах хоронят выдающихся людей государства; 2) пантеоном называют также совокупность богов какойлибо религии.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

ПАНТЕОН
первоначально «храм всех богов» в античных религиях, из которых наибольшую известность получил П. в Риме, построенный во II в. при императоре Адриане с целью создания единой религиозной идеологии. Термин стал использоваться для обозначения совокупности всех богов в любой религии. Еще одно значение слова — усыпальница выдающихся людей.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАНТЕОН
в Риме храм, посвящ. божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревш. П. Агриппы. П. — колоссал. купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри П. был богато декорирован, украшен мраморной облицовкой и статуями богов (в центре статуя Юпитера). П. явл. выражением наивысшего расцвета инженерно-архитектурного иск-ва Др. Рима. С 7 в. П. — христ. церковь и нац. мавзолей.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Пантеон
греческое понятие, обозначавшее единственное сохранившееся здание в Риме (высотой 43 м), величайшее купольное сооружение (в переводе с греческого языка — «храм, посвященный всем богам»). Был построен в 115–125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма, в 27 г. до н. э. воздвигнутого Агриппой, но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней находится гробница Рафаэля.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Пантеон
(греч. храм, посвященный всем богам), единств, сохранившееся здание в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двухскатной крышей служит проходом в центр, строение цилиндрич. формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутр. помещение свет проникает через отверстия в куполе. П. был построен в 115–125 при Адриане на месте аналогичного храма 27 до н. э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 уничтож. ударом молнии. С 7 в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь П. в 1791 классицистич. церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский П. (с тех пор — храм почета). В подражание П. часто строили подобные храмы, например П. в Потсдаме.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАНТЕОН
греч. Panteion - храм всех богов) - 1) В Риме - храм, посвященный божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревшего П. Агриппы. П. - колоссальная купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри П. был богато декорирован, украшен мраморной облицовкой и статуями богов (в центре статуя Юпитера). П. являлся выражением наивысшего расцвета инженерно- архитектурного искусства Др. Рима. С 7 в. П. - христианская церковь и нац. мавзолей (здесь похоронен Рафаэль). Илл. см. при ст. Древнеримская мифология и религия. 2) В Париже - усыпальница выдающихся деятелей Франции с надписью на фронтоне: "Великим людям - благодарное отечество". В период Великой франц. революции в 1791 в П. была превращена выстроенная в 1764-90-х гг. арх. Ж. Суфло на холме Св. Женевьевы церковь. В П. были перенесены останки Вольтера, Ж. Ж. Руссо, О. Мирабо, Ж. П. Марата (останки Мирабо в 1793 и Марата в 1795 были из П. удалены). В П. - прах В. Гюго, Л. Карно, Лепелетье де Сен-Фаржо, Э. Золя, Ж. Жореса, П. Ланжевена, героя франц. Сопротивления Ж. Мулена и др.

Лит.: Beltrami L., Il Pantheon rivendicato ad Adriano. 117-138 d. с., Mil., 1929.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ПАНТЕОН
(лат. Pantheon — храм, или место, посвященное всем богам) — 1) в Древнем Риме — «храм всех богов», сооруженный ок. 125 г. н.э. Представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим куполом (диаметр 43 м). В центре купола — отверстие диаметром 9 м, используется для освещения внут-реннего пространства. Купол поддерживается стеной, разделенной на два яруса, в первом из ярусов размещены семь ниш, где ранее стояли статуи богов. Интерьер Пан-теона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Купол изнутри расчленен кессонами (углублениями), и это создает иллюзию еще большей высоты. Он не подавляет зрителя своей тяжестью, а похож на небосвод. Наружное убранство Пантеона очень скромно. Его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита (8 по фронту, 8
— в глубине). Пантеон являет собой об-разец технического совершенства римского зодчества. Он оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. Позже Пантеон неоднократно подвергался частичным переделкам, был превращен в церковь. Сегодня — это национальный мавзолей, где по-хоронены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль); 2) усыпальница выдающихся людей. Обычно это культовые здания — Вест-Минстерское аббатство в Лондоне, церковь Сент-Женевьев в Париже.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПАНТЕОН
лат. pantheon, от греч. pantheion – храм, посвященный всем богам), выдающийся памятник древнеримской архитектуры, самое грандиозное купольное сооружение античности. Построен в 115–125 гг. н. э. при императоре Адриане, возможно, архитектором Аполлодором из Дамаска, который придал римскому сооружению греческую гармонию и красоту. В архитектурных формах храма воплотилось стремление выразить величие империи. По своей высоте (43 м) здание в два раза превосходит Парфенон. Великолепную сохранность храма обеспечило использование бетона и кирпича. Здание представляет собой огромный цилиндр, к которому пристроен величественный портик с тремя рядами коринфских колонн и треугольным фронтоном. Архитектор смягчил ощущение тяжести и массивности стены, разделив ее снаружи на три горизонтальных пояса и обозначив цветом ложные арки. Внутри стены украшены мраморной облицовкой и нишами, в которых некогда стояли статуи богов.
Пантеон увенчан огромным куполом, тяжесть которого облегчена с помощью квадратных углублений (кессонов). В древности они были украшены бронзовыми розетками, уподоблявшими купол небесному своду. Прочность мощных стен толщиной более 6 м усилена системой внутренних арок. В здании нет окон. Свет проникает внутрь через круглое отверстие в куполе диаметром 9 м (окулюс). Интерьер вызывает чувство гармонии и покоя. Плавные очертания круглого зала, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности. Поверхность пола слегка поднимается к центру, как бы вторя сферичности свода.
С 7 в. Пантеон находится во владении Папы Римского и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней похоронены многие выдающиеся художники, в том числе Рафаэль.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Пантеон
греч. Pantheion)
   храм в Риме, посвященный всем богам, крупнейшее купольное сооружение, сохранившееся до настоящего времени. П. построен в 115 - 125 гг. н.э. при императоре Адриане; высота храма 43 м, свет проникает через отверстия в куполе. С VII в. П. находится во владении римского папы и является христианским храмом (Санта Мария Ротонда). Здесь находится гробница Рафаэля.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   храм «всех богов» в Риме, величайшее купольное сооружение античности. Первый П., круглый в плане, был построен в I в. до н. э. В 118 - 128, по замыслу Адриана, архитектором Аполлодором Дамасским был построен новый храм, полн. сохранившийся. П. состоит из 3 ч.: купольной ротонды, прямоуг. портика-входа с сев. стороны и перехода между ними, равного высотой ротонде. К портику вела лестница из пяти ступеней, перед П. был мощеный двор, окруженный портиками, с пропилеями и триумфальной аркой в центре двора (не сохран.). Портик, глубиной 14 м., имеет два ряда по 8 колонн по фасаду. Огромная ротонда покрыта сферическим куполом (диам. 43,2 м) и опирается на кольцевой фундамент; стена ее расчленена нишами, где стояли статуи богов. Стена представляет собой многоярусную аркаду. Купол, символизировавший небесную сферу, отлит из горизонт, слоев бетона вместе с пятью рядами кессонов. В центре устроено круглое окно (опайон) диам. 9 м. Наружная поверхность купола покрывалась золоченой черепицей. В наст. вр. здесь христианская церковь.
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
118.64 кб

«Год тяжелых испытаний»: И. Ф. Анненский и петербургское издательство «Пантеон» (1907-1912)

Голлербах Евгений Александрович
В статье изложена история сотрудничества одного из лидеров русского литературного модернизма Иннокентия Анненского (1855-1909) с издательством, организованным известным деятелем российской печати Зиновием Гржебиным (1877-1929) для
Читать PDF
472.48 кб

Пантеон мансийских божеств

Герасимова Дина Васильевна
Автор рассматривает пантеон божеств манси в контексте мифологического наследия и сакральной сферы мировоззрения обских угров.
Читать PDF
66.71 кб

«Репертуар и Пантеон»

Ю.Е. Шур
Читать PDF
12.14 мб

Пантеон уйльта (ороков) Сахалина в XIX — XX вв.: типология и семантика

Татьяна Юрьевна Сем, Владимир Викторович Подмаскин
В статье рассматривается иерархия богов и мифических персонажей. В пантеоне проявились архетипы общетунгусской картины и модели мира, раскрываемой через дуализм разных природных стихий.
Читать PDF
20.69 мб

Пантеон национальных героев и парадоксы исторической памяти: на примере каких героев воспитывать этн

Алентьева Татьяна Викторовна
Статья посвящена проблеме искажений исторической памяти, ведущей к негативному влиянию на национальную идентичность.
Читать PDF
166.87 кб

Украинский культурно-исторический пантеон в региональной журналистике первой чеверти xix В. (Сковоро

Васильева Татьяна Александровна
Предметом внимания в статье становится украинский культурно-исторический пантеон, ключевыми фигурами которого являются Г.С. Сковорода, Б. Хмельницкий и И.
Читать PDF
251.39 кб

Женский пантеон божеств и духов среднеобских ханты (по данным фольклорных источников)

Кашлатова Любовь Васильевна
Для исследования данный темы автор обращается к фольклорным источникам, в которых отразилась история, мировоззрение, прошлое народа.
Читать PDF
347.82 кб

«Героический пантеон» и противоречия региональной идентичности Башкортостана

Бедерсон Всеволод Дмитриевич
Башкортостан в системе регионов современной России представляет собой весьма сложный субъект развития регионального сообщества в постимперской стадии.
Читать PDF
287.22 кб

История формирования кельтского пантеона

Гумерова Галина Анатольевна
В данной статье речь идет об истории завоевания Ирландии, первых божествах и формировании кельтского пантеона
Читать PDF
276.63 кб

Владыка Олимпа. Формирование олимпийского пантеона

Селиванова Л. Л.
The present article deals with sources related to the rise and formation of the Olympic pantheon. The problem is referred to the ideology of the matriarchy and is considered upon the first couple of the Olympic Pantheon.
Читать PDF
228.78 кб

Структурно-функциональный анализ пантеона предков саха

Егорова Людмила Ивановна
В статье предпринята попытка рассмотрения пантеона предков саха в контексте дуальной концепции культа Неба. Предлагается оригинальная дифференциация пантеона на три группы Айыы, Тойон, Хан, которые выполняют различные функции.
Читать PDF
115.00 кб

Безансон А. От одного пантеона к другому. Религиозная терпимость в современном государстве

Besanson A. D' un pantheon a l'autre. La tolerance Religieuse dans l'Etat moderne// Commentaire. P., Hiver 2000-2001, Vol. 23, N2. P. 851-855. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
0.00 байт

Персонажи русского неоязыческого пантеона в произведениях российских художников: вопросы иконографии

Гизбрехт Андрей Иванович
Настоящая статья посвящена иконографии ряда персонажей русского неоязыческого пантеона, проблеме формирования и интерпретации их образов. Материал для исследования произведения современных отечественных художников.
Читать PDF
384.70 кб

Особенности пантеона в традиционных мифологических системах

Рязанова Светлана Владимировна
Анализируются священные тексты традиционных мифологических систем Древней Индии, Междуречья, Китая, Западной Европы, и выдвигается тезис о том, что все мифологические сюжеты имеют единое основание.
Читать PDF
1.67 мб

Старые боги «Новой Руси»: иконография главных персонажей пантеона русского неоязычества в произведен

Гизбрехт Андрей Иванович
Актуальность обусловлена ростом популярности неоязычества в современном мире, в России. В статье рассматривается иконография ключевых персонажей пантеона русского неоязычества.

Похожие термины:

  • Олимпийский Пантеон

    от греч. pan - все и theos - бог)    в древнегреческой религии 12 главных богов во главе с Зевсом, которые пребывали на горе Олимп. О.п. состоял из шести пар: Зевс и Гера, Посейдон и Деметра, Гермес и Афина, Ар
  • ПАРИЖСКИЙ ПАНТЕОН

    Покровительницей Парижа является святая Женевьева, которая еще при нашествии гуннов на Лютецию убедила их вождя Аттилу оставить город. С тех времен и возникло празднество в честь святой, а поклон
  • РИМСКИЙ ПАНТЕОН

    Папа Бонифаций IV (608–615) в 609 г. получил разрешение византийского императора на освящение Пантеона в храм Богоматери мучеников. Языческий храм всех богов стал христианским храмом. В Пантеоне находя