Пантеон
ПАНТЕОН
• Panth?on или -eum,
см. Roma, Рим, 18.
см. Roma, Рим, 18.
Пантеон
греч.) - общее наименование богов, относящихся к одному культу.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Пантеон
лат. Pantheon – место, посвященное всем богам) – 1) в Древнем Риме «храм всех богов»; 2) усыпальница выдающихся людей.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАНТЕОН
1) храм всех богов; знаменитый римский Пантеон, построенный во II в. и хорошо сохранившийся, имеет форму круглого здания со сферическим куполом. В новое время в пантеонах хоронят выдающихся людей государства; 2) пантеоном называют также совокупность богов какойлибо религии.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ПАНТЕОН
первоначально «храм всех богов» в античных религиях, из которых наибольшую известность получил П. в Риме, построенный во II в. при императоре Адриане с целью создания единой религиозной идеологии. Термин стал использоваться для обозначения совокупности всех богов в любой религии. Еще одно значение слова — усыпальница выдающихся людей.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАНТЕОН
в Риме храм, посвящ. божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревш. П. Агриппы. П. — колоссал. купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри П. был богато декорирован, украшен мраморной облицовкой и статуями богов (в центре статуя Юпитера). П. явл. выражением наивысшего расцвета инженерно-архитектурного иск-ва Др. Рима. С 7 в. П. — христ. церковь и нац. мавзолей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Пантеон
греческое понятие, обозначавшее единственное сохранившееся здание в Риме (высотой 43 м), величайшее купольное сооружение (в переводе с греческого языка — «храм, посвященный всем богам»). Был построен в 115–125 гг. при Адриане на месте аналогичного храма, в 27 г. до н. э. воздвигнутого Агриппой, но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. С VII в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней находится гробница Рафаэля.
Пантеон
(греч. храм, посвященный всем богам), единств, сохранившееся здание в Риме (высотой 43 м), величайшее античное купольное сооружение. Портик с двухскатной крышей служит проходом в центр, строение цилиндрич. формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. Во внутр. помещение свет проникает через отверстия в куполе. П. был построен в 115–125 при Адриане на месте аналогичного храма 27 до н. э., воздвигнутого Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 уничтож. ударом молнии. С 7 в. находится во владении папы и является христианской церковью (Санта Мария Ротонда). В ней среди прочих находится гробница Рафаэля. В честь П. в 1791 классицистич. церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, была переименована во Французский П. (с тех пор — храм почета). В подражание П. часто строили подобные храмы, например П. в Потсдаме.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАНТЕОН
греч. Panteion - храм всех богов) - 1) В Риме - храм, посвященный божествам рода Юлиев. Построен при Адриане (ок. 125) на месте сгоревшего П. Агриппы. П. - колоссальная купольная ротонда с глубоким портиком по фасаду. Внутри П. был богато декорирован, украшен мраморной облицовкой и статуями богов (в центре статуя Юпитера). П. являлся выражением наивысшего расцвета инженерно- архитектурного искусства Др. Рима. С 7 в. П. - христианская церковь и нац. мавзолей (здесь похоронен Рафаэль). Илл. см. при ст. Древнеримская мифология и религия. 2) В Париже - усыпальница выдающихся деятелей Франции с надписью на фронтоне: "Великим людям - благодарное отечество". В период Великой франц. революции в 1791 в П. была превращена выстроенная в 1764-90-х гг. арх. Ж. Суфло на холме Св. Женевьевы церковь. В П. были перенесены останки Вольтера, Ж. Ж. Руссо, О. Мирабо, Ж. П. Марата (останки Мирабо в 1793 и Марата в 1795 были из П. удалены). В П. - прах В. Гюго, Л. Карно, Лепелетье де Сен-Фаржо, Э. Золя, Ж. Жореса, П. Ланжевена, героя франц. Сопротивления Ж. Мулена и др. Лит.: Beltrami L., Il Pantheon rivendicato ad Adriano. 117-138 d. с., Mil., 1929.
ПАНТЕОН
(лат. Pantheon — храм, или место, посвященное всем богам) — 1) в Древнем Риме — «храм всех богов», сооруженный ок. 125 г. н.э. Представляет собой ротонду, перекрытую огромным полусферическим куполом (диаметр 43 м). В центре купола — отверстие диаметром 9 м, используется для освещения внут-реннего пространства. Купол поддерживается стеной, разделенной на два яруса, в первом из ярусов размещены семь ниш, где ранее стояли статуи богов. Интерьер Пан-теона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма, высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Купол изнутри расчленен кессонами (углублениями), и это создает иллюзию еще большей высоты. Он не подавляет зрителя своей тяжестью, а похож на небосвод. Наружное убранство Пантеона очень скромно. Его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из красного гранита (8 по фронту, 8
— в глубине). Пантеон являет собой об-разец технического совершенства римского зодчества. Он оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. Позже Пантеон неоднократно подвергался частичным переделкам, был превращен в церковь. Сегодня — это национальный мавзолей, где по-хоронены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль); 2) усыпальница выдающихся людей. Обычно это культовые здания — Вест-Минстерское аббатство в Лондоне, церковь Сент-Женевьев в Париже.
— в глубине). Пантеон являет собой об-разец технического совершенства римского зодчества. Он оказал огромное влияние на архитектуру своего и последующего времени. Позже Пантеон неоднократно подвергался частичным переделкам, был превращен в церковь. Сегодня — это национальный мавзолей, где по-хоронены выдающиеся деятели итальянского искусства (Рафаэль); 2) усыпальница выдающихся людей. Обычно это культовые здания — Вест-Минстерское аббатство в Лондоне, церковь Сент-Женевьев в Париже.
ПАНТЕОН
лат. pantheon, от греч. pantheion – храм, посвященный всем богам), выдающийся памятник древнеримской архитектуры, самое грандиозное купольное сооружение античности. Построен в 115–125 гг. н. э. при императоре Адриане, возможно, архитектором Аполлодором из Дамаска, который придал римскому сооружению греческую гармонию и красоту. В архитектурных формах храма воплотилось стремление выразить величие империи. По своей высоте (43 м) здание в два раза превосходит Парфенон. Великолепную сохранность храма обеспечило использование бетона и кирпича. Здание представляет собой огромный цилиндр, к которому пристроен величественный портик с тремя рядами коринфских колонн и треугольным фронтоном. Архитектор смягчил ощущение тяжести и массивности стены, разделив ее снаружи на три горизонтальных пояса и обозначив цветом ложные арки. Внутри стены украшены мраморной облицовкой и нишами, в которых некогда стояли статуи богов.
Пантеон увенчан огромным куполом, тяжесть которого облегчена с помощью квадратных углублений (кессонов). В древности они были украшены бронзовыми розетками, уподоблявшими купол небесному своду. Прочность мощных стен толщиной более 6 м усилена системой внутренних арок. В здании нет окон. Свет проникает внутрь через круглое отверстие в куполе диаметром 9 м (окулюс). Интерьер вызывает чувство гармонии и покоя. Плавные очертания круглого зала, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности. Поверхность пола слегка поднимается к центру, как бы вторя сферичности свода.
С 7 в. Пантеон находится во владении Папы Римского и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней похоронены многие выдающиеся художники, в том числе Рафаэль.
Пантеон увенчан огромным куполом, тяжесть которого облегчена с помощью квадратных углублений (кессонов). В древности они были украшены бронзовыми розетками, уподоблявшими купол небесному своду. Прочность мощных стен толщиной более 6 м усилена системой внутренних арок. В здании нет окон. Свет проникает внутрь через круглое отверстие в куполе диаметром 9 м (окулюс). Интерьер вызывает чувство гармонии и покоя. Плавные очертания круглого зала, полусфера купола создают ощущение целостности и завершенности. Поверхность пола слегка поднимается к центру, как бы вторя сферичности свода.
С 7 в. Пантеон находится во владении Папы Римского и является христианской церковью (Санта-Мария Ротонда). В ней похоронены многие выдающиеся художники, в том числе Рафаэль.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Пантеон
греч. Pantheion)
храм в Риме, посвященный всем богам, крупнейшее купольное сооружение, сохранившееся до настоящего времени. П. построен в 115 - 125 гг. н.э. при императоре Адриане; высота храма 43 м, свет проникает через отверстия в куполе. С VII в. П. находится во владении римского папы и является христианским храмом (Санта Мария Ротонда). Здесь находится гробница Рафаэля.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
храм «всех богов» в Риме, величайшее купольное сооружение античности. Первый П., круглый в плане, был построен в I в. до н. э. В 118 - 128, по замыслу Адриана, архитектором Аполлодором Дамасским был построен новый храм, полн. сохранившийся. П. состоит из 3 ч.: купольной ротонды, прямоуг. портика-входа с сев. стороны и перехода между ними, равного высотой ротонде. К портику вела лестница из пяти ступеней, перед П. был мощеный двор, окруженный портиками, с пропилеями и триумфальной аркой в центре двора (не сохран.). Портик, глубиной 14 м., имеет два ряда по 8 колонн по фасаду. Огромная ротонда покрыта сферическим куполом (диам. 43,2 м) и опирается на кольцевой фундамент; стена ее расчленена нишами, где стояли статуи богов. Стена представляет собой многоярусную аркаду. Купол, символизировавший небесную сферу, отлит из горизонт, слоев бетона вместе с пятью рядами кессонов. В центре устроено круглое окно (опайон) диам. 9 м. Наружная поверхность купола покрывалась золоченой черепицей. В наст. вр. здесь христианская церковь.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
храм в Риме, посвященный всем богам, крупнейшее купольное сооружение, сохранившееся до настоящего времени. П. построен в 115 - 125 гг. н.э. при императоре Адриане; высота храма 43 м, свет проникает через отверстия в куполе. С VII в. П. находится во владении римского папы и является христианским храмом (Санта Мария Ротонда). Здесь находится гробница Рафаэля.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
храм «всех богов» в Риме, величайшее купольное сооружение античности. Первый П., круглый в плане, был построен в I в. до н. э. В 118 - 128, по замыслу Адриана, архитектором Аполлодором Дамасским был построен новый храм, полн. сохранившийся. П. состоит из 3 ч.: купольной ротонды, прямоуг. портика-входа с сев. стороны и перехода между ними, равного высотой ротонде. К портику вела лестница из пяти ступеней, перед П. был мощеный двор, окруженный портиками, с пропилеями и триумфальной аркой в центре двора (не сохран.). Портик, глубиной 14 м., имеет два ряда по 8 колонн по фасаду. Огромная ротонда покрыта сферическим куполом (диам. 43,2 м) и опирается на кольцевой фундамент; стена ее расчленена нишами, где стояли статуи богов. Стена представляет собой многоярусную аркаду. Купол, символизировавший небесную сферу, отлит из горизонт, слоев бетона вместе с пятью рядами кессонов. В центре устроено круглое окно (опайон) диам. 9 м. Наружная поверхность купола покрывалась золоченой черепицей. В наст. вр. здесь христианская церковь.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)