[1868 (в нек-рых источ. 1870), Астрахань — 19.1 (1.2). 1906, там же] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица. Род. в семье торговца. В детские годы училась игре на рояле. В 1884 начала брать уроки пения у гастролировавшего в Астрахани певца Кипсе. В 1886 по окончании гимназии поступила в Петерб. конс. (кл. В. Рааб), часто выступала в ученических оперных спектаклях и камерных концертах п/у А. Рубинштейна и Э. Направника. В 1890 из-за болезни ушла из конс. и уехала на лечение в Милан. Одновременно совершенствовалась в пении два мес. у Собостиани, затем три года у В. Фиорито, под рук. к-рого подготовила партии Розины ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джульетты ("Ромео и Джульетта"), Маргариты ("Фауст"), Виолетты, Джильды. С 1893 выступала в оперных т-рах Италии — "Сан Карло" (Неаполь), "Альгамбра" и "Ла Скала" (Милан). 29 сент. 1893 дебютировала в партии Маргариты ("Фауст") в Тифлис. опере (ее партнером был молодой дебютант Ф. Шаляпин). До 1903 гастролировала в Тифлисе, Баку, Ростове-на/д, Таганроге, Киеве, Одессе, Москве, Петербурге (Летний т-р "Аркадия", 1899). Летом 1896— 98 совершенствовалась в пении у М. Маркези в Париже и выступала в концертах и оперных спектаклях ее студии. 25 апр. 1900 по приглашению Э. Направника дебютировала в партии Лизы ("Пиковая дама") в петерб. Мариинском т-ре, где выступала с осени 1901 до 1904. Позднее пела в оперных т-рах Тифлиса (1901), Баку и др. городов. Обладала мощным, красивым голосом кристально чистого тембра и широкого диапазона, утонченным худож. вкусом, драм. темпераментом, имела яркую сцен. внешность. Репертуар включал 40 партий.
1-я исп. партий: в Тифлисе — Тамары ("Демон" А. Рубинштейна), Лизы ("Пиковая дама"), Филины ("Миньон"); на рус. сцене — Золушки ("Золушка" Ж. Массне). Лучшие партии: Тамара ("Демон"), Иоланта, Татьяна, Лиза ("Пиковая дама"), Марфа ("Царская невеста", Н. Римский-Корсаков считал певицу одной из лучших исп. этой партии), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"), Джильда, Виолетта, Сантуцца, Недда. Др. партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Маша ("Дубровский"), Волхова, Снегурочка, Сервилия, Иоанна д´Арк, Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Наталья ("Опричник"); Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Церлина ("Дон Жуан"), Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Филина, Лакме, Джоконда, Галька, Зиглинда, Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"). Партнеры: М. Агулин, А. М. Давыдов, О. Камионский, Л. Сибиряков, Л. Собинов, И. Тартаков, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Э. Направника, Дж. Пагани, И. Труффи.
П. была также выдающейся камерной певицей, часто концертировала, в т. ч. в Тифлисе и Астрахани в 1893 вместе с Б. Амирджаном и Н. Шахламяном, и за рубежом — в Париже, Лондоне, Манчестере (летом 1898 вместе с певцом Л. Егиазаряном). В концертах выступала в ансамбле с пианистом Тоскани. В камерном репертуаре были произв. П. Чайковского, А. Рубинштейна, М. Ипполитова-Иванова, Б. Годара, Ж. Массне, а также романсы арм. композиторов и арм. нар. песни.
Искусство певицы высоко ценили Н. Римский-Корсаков, А. Аренский, А. Глазунов, И. Ершов.
Записывалась на грампластинки (записи не сохранились).
П. трагически погибла от ран, нанесенных грабителями.
Имеются два портрета певицы. — Астрахан. краеведческий музей.
Лит.: Н. Папаян (Некролог) // РМГ. 1904. № 48. Стлб. 1168—1170; Котельникян С. Гордость русской сцены // Волга (Астрахань). 1961. 23 июля; Его же. Надежда Папаян // Коммунист (Ереван). 1962. 24 авг.; Самвелян В. Т. Надежда Папаян. — Ереван, 1965 (пер. с арм.); Корганов В. Д. Статьи. Воспоминания. Путевые заметки. Библиография. — Ереван, 1968. С. 282—283, 291, 294; Арутюнян М. Надежда Папаян: К 100-летию со дня рождения // Коммунист (Ереван). 1969. № 109; Теймуpазян Н., Семенова З. Выдающиеся армянские певцы: Библиографический указатель. — Ереван. 1974; Татевосян А. Надежда Папаян. Ереван, 1979; Барсегян С. Она пела с Шаляпиным // Коммунист (Ереван). 1981. 8 марта; Маркосян К. Партнерша Шаляпина и Собинова — Надежда Папаян // Сов. арвест (Ереван). 1982. № 2. С. 58—59 (на арм. яз.).