ПАПАНИН Иван Дмитриевич
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
[р. 13 (25) ноября 1894] — сов. полярный исследователь, контр-адмирал. Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Чл. КПСС с 1919. П. принимал активное участие в гражданской войне 1918—20. Был начальником полярных станций в бухте Тихой на Земле Франца Иосифа (1932—33) и на мысе Челюскин (1934—35); руководил первой сов. научно-исследовательской станцией на дрейфующей льдине в Центр. Арктике — "Северный полюс" (1937—38). В 1938—46 — начальник Гл. управления Сев. морского пути. С 1951 — начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и одновременно, с 1956, — дир. Ин-та биологии водохранилищ АН СССР. С 1945 — пред. Моск. филиала Географич. об-ва СССР. Именем П. назван мыс п-ова Таймыр.
Папанин,
Иван ДмитриевичРод. 1894, ум. 1986. Полярный исследователь. Начальник первой советской дрейфующей станции "СП-1" (1937—38), Главсевморпути (1939—46), Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951 г.). Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Контр-адмирал (1943). Опубликовал книги "Жизнь на льдине" (1938), "Лед и пламень" (1977).
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
(26.11.1894—30.1.1986). Контр-адмирал, Доктор географических наук. Родился 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка. Русский. Член РКП(б) с 1919 года. Окончил земскую начальную школу в 1909 году. В 14 лет стал работать на Севастопольском заводе по изготовлению навигационных приборов. В 1912 году, как один из лучших работников переведен на судостроительный завод г. Ревеля (нынешний Таллинн). Во время первой мировой войны служил моряком в Черноморском флоте. Участник гражданской войны с 1917 года. Участвовал во многих боевых операциях на Украине и в Крыму. После освобождения Крыма от белогвардейцев работал в КрымЧК и в Реввоенсовете военного флота Черного и Азовского морей. В 1927 году перешел на работу в Наркомат связи. Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. В 1931 году Окончил высшие курсы связи. В этом же году, как представитель Наркомсвязи, участвует в экспедиции на ледокольном пароходе "Малыгин" на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихая, а через год зимует здесь уже как начальник полярной станции, где руководит строительными работами. В 1934 году на ледокольном пароходе "А. Сибиряков" Папанин, в качестве начальника полярной станции, прибыл с бригадой строителей и полярниками на мыс Челюскин. В 1937—38 гг. возглавил первую советскую дрейфующую станцию "Северный полюс" ("СП-1"). Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Звание Героя Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией "Северный полюс" на дрейфующей льдине. С 1938 года заместитель начальника, а с 1939 по 1946 гг. начальник Главсевморпути. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 года возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола "Георгий Седов". За что 3 февраля 1940 года награжден второй медалью "Золотая Звезда". В годы Великой Отечественной войны уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Отвечал за работу портов Архангельска и Мурманска. Контр-адмирал (1943). После войны по болезни ушел из Главсевморпути. В 1948—51 заместитель директора Института океанологии Академии Наук СССР по экспедициям, в 1952—72 одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го, 2-го созывов. Доктор географических наук (1938). Умер 30 января 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1 степени, Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.
«Давно мечтали полярники, – писал И. Д. Папанин, – об экспедиции на Северный полюс. Но осуществить ее смогла только наша великая страна.
В Кремле обсуждался вопрос о полетах наших летчиков через Северный полюс в Северную Америку. Летчики рвались поскорее проложить эту трансполярную трассу. Иосиф Виссарионович, с обычной сталинской мудростью, заинтересовался тем, кто и как будет освещать погоду по всей этой сложнейшей трассе. Так практически возник план организации станции в сердце Арктики, на дрейфующих льдах. Сталин спросил – могут ли советские полярники организовать такую станцию. «Да, могут!» – другого ответа последовать не могло.
Потом, когда начали готовить экспедицию, товарищ Сталин внимательно расспрашивал о каждом участнике, о всех мелочах подготовки. Сталинская забота и внимание вдохновляли и окрыляли нас».
В 1937 И.Д. Папанин возглавил первую дрейфующую станцию «Северный полюс−1» («СП–1»).
«В 1938 г. я снова встретился с товарищем Сталиным. Решался вопрос о посылке ледокола «Иосиф Сталин» за седовцами. Была поздняя осень. Седовцы находились в высоких широтах. И мы еще раз увидели мудрость и глубокую предусмотрительность товарища Сталина. Давая указание об отправке ледокола, Иосиф Виссарионович добавил, что капитан при первой же угрозе тяжелых льдов должен немедленно вернуться обратно. Так оно и было: ледокол дошел до тяжелых льдов и вернулся. Не будь сталинского указания, корабль пошел бы дальше и наверняка зазимовал бы во льдах».
В 1939–1946 И.Д. Папанин начальник Главсевморпути, одновременно в годы Отечественной войны уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. Папанин писал, что часто вспоминает тот день, 15 октября 1941 г., когда его неожиданно вызвали в Государственный Комитет Обороны.
«И.В. Сталин был за рабочим столом, сбоку от него сидели В.М. Молотов и А.И. Микоян – члены Государственного Комитета Обороны.
– Начальник Главсевморпути Папанин явился по вашему вызову, товарищ Сталин, – отрапортовал я, остановившись посреди кабинета. Я имел тогда звание капитана первого ранга и ходил в военной форме. – Садитесь. Я сел в свободное кресло.
– Товарищ Папанин, – сказал председатель ГКО, – хочу сообщить вам о решении: посылаем вас в Архангельск как уполномоченного Государственного Комитета Обороны. Я вопросительно посмотрел на Сталина. Он продолжал:
– Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт. Мурманск еще ближе, но он всего в 40 километрах от фронта, и вражеская авиация бомбит город регулярно. Мы заключили соглашение с Рузвельтом и Черчиллем. Через Атлантику идут в Архангельск корабли с грузами. Надо организовать их приемку, быструю разгрузку и немедленную отправку грузов на фронт. Это очень важно…
– Нынешнее руководство, – добавил А.И. Микоян, – к сожалению, не справляется со срочной разгрузкой судов. Первый караван – 6 кораблей союзников – разгружали очень долго. Вы организовывали зимние военные перевозки в Белом море в финскую кампанию. Поэтому вспомнили о вас.
– Надеемся на ваш практический опыт и энергию, – сказал в заключение председатель ГКО. В первое мгновение это предложение сильно озадачило меня. Я спросил:
– А как же Главсевморпуть? Ведь сейчас у нас самое напряженное время, завершается арктическая навигация.
– Назначая вас уполномоченным Комитета Обороны по перевозкам в Белом море, мы не снимаем с вас ответственности за работу в Арктике, – ответили мне. – Сколько у вас заместителей и членов коллегии? – Шесть, – ответил я.
– Вот и хорошо. Закрепите за каждым участок работы и строго спрашивайте с них, а сами сегодня же поезжайте в Архангельск. Подчиняться будете товарищу Микояну, а в особых случаях можете обращаться непосредственно ко мне.
– Дано распоряжение выделить вам служебный вагон и прицепить его к вечернему поезду, – добавил Анастас Иванович.
– Есть выехать сегодня вечером в Архангельск, – только и сказал я.
Сталин кивком головы дал понять, что разговор закончен. Тут же в приемной мне вручили мандат, подписанный председателем ГКО».