ПАПАНИН Иван Дмитриевич

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАПАНИН Иван Дмитриевич
14/26.11.1894 - 30.01.1986), арктический исследователь, географ, контр-адмирал. Родился в семье матроса. Возглавлял первую советскую дрейфующую станцию "Северный полюс-1" (1937-38). Начальник "Главсевморпути" (1939-46), во время Великой Отечественной войны уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. С 1951 начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР. Директор Института биологии внутренних вод АН СССР (1952-72). Автор книг "Жизнь на льдине" (1938) и "Лед и пламень" (1977).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПАПАНИН Иван Дмитриевич
(1894—1986), советский исследователь Арктики, дважды Герой Сов. Союза (1937, 1940), контр-адмирал (1943), д-р географических наук (1938). Член КПСС с 1919. Активный участник гражданской войны. В 1937—38 возглавлял 1-ю дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). В 1939—46 начальник Главсевморпути, одновременно в период Вел. Отеч. войны уполномоченный ГКО по перевозкам на С. С 1948 на научной работе. Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1941—52. Депутат Верховного Совета СССР 1—2-го созывов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ПАПАНИН Иван Дмитриевич
(1894—1986) — советский деятель культуры, ученый, полярный исследователь, доктор географических наук (1938), контр-адмирал (1943), Герой Советского Союза (1937,1940). Активный участник Гражданской войны в России в 1918—1922 гг. В 1923— 1932 гг. работал в Наркомате связи. В 1932—1933 гг. возглавлял полярную станцию в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа; в 1934—1935 гг. — полярную станцию на мысе Челюскина; в 1937—1938 гг. — первую дрейфующую станцию «Северный полюс» («СП-1»). Начальник Главсевморпути (1939— 1946); одновременно в 1941—1945 гг. — уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. В 1948—1951 гт. — зам. директора Института океанологии АН СССР, с 1951 г. — начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и одновременно в 1952—1972 гг. — директор Института биологии внутренних вод АН СССР. С 1945 г. — пред. Московского филиала Географического общества СССР. Автор книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лед и пламень» (1977).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Папанин, Иван Дмитриевич

[р. 13 (25) ноября 1894] — сов. полярный исследователь, контр-адмирал. Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Чл. КПСС с 1919. П. принимал активное участие в гражданской войне 1918—20. Был начальником полярных станций в бухте Тихой на Земле Франца Иосифа (1932—33) и на мысе Челюскин (1934—35); руководил первой сов. научно-исследовательской станцией на дрейфующей льдине в Центр. Арктике — "Северный полюс" (1937—38). В 1938—46 — начальник Гл. управления Сев. морского пути. С 1951 — начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР и одновременно, с 1956, — дир. Ин-та биологии водохранилищ АН СССР. С 1945 — пред. Моск. филиала Географич. об-ва СССР. Именем П. назван мыс п-ова Таймыр.






Папанин, Иван Дмитриевич


Род. 1894, ум. 1986. Полярный исследователь. Начальник первой советской дрейфующей станции "СП-1" (1937—38), Главсевморпути (1939—46), Отдела морских экспедиционных работ АН СССР (с 1951 г.). Дважды Герой Советского Союза (1937, 1940). Контр-адмирал (1943). Опубликовал книги "Жизнь на льдине" (1938), "Лед и пламень" (1977).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАПАНИН Иван Дмитриевич
(14.11.1894–30.1.1986), полярник, гос. деятель, контр?адм. (25.5.1943), д?р географич. наук (1938), дважды Герой Сов. Союза (27.6.1937, 3.2.1940). Сын матроса. Окончил земскую начальную школу (1909). С 1909 работал на Севастопольском заводе по изготовлению навигационных приборов, с 1912 – на Ревельском судостроит. заводе. После начала 1?й мир. войны призван на флот, служил на Черномор. флоте. В Гражд. войну воевал на Украине и в Крыму. С 1919 чл. РКП(б). После занятия РККА Крыма – сотрудник Крымской ЧК и РВС флота Черного и Азовского морей. С 1927 работал в Наркомате связи, руководил разведкой, а затем стр?вом радиостанции на золотых приисках Алдана. В 1932–33 возглавлял полярные станции в бухте Тихой на Земле Франца?Иосифа, в 1934–35 – на мысе Челюскина, в 1937–38 – первую сов. дрейфующую станцию «СП?1» (дрейф с 21.5.1937 по 19.2.1938, льдина прошла 2100 км). Трагическая судьба станции была центром крупной пропагандистской кампании, развернутой для доказательства превосходства СССР над Западом. С 1938 зам. нач., в 1939–46 нач. Главсевморпути, игравшего важнейшую роль в снабжении лагерей ГУЛАГа. В 1940 возглавил экспедицию по спасению (после 812?дневного дрейфа) ледокольного парохода «Георгий Седов». В 1941–52 чл. ЦРК ВКП(б). Во время Вел. Отеч. войны одноврем. уполномоченный ГКО по перевозкам на Севере. С 1948 зам. дир. Ин?та океанологии АН СССР. С 1951 нач. отдела мор. экспедиционных работ АН СССР, одноврем. в 1952–72 дир. Ин?та биологии внутр. вод АН СССР. Автор восп. «Жизнь на льдине» (1938) и «Лед и пламень» (1977). Именем П. названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Папанин, Иван Дмитриевич.

(26.11.1894—30.1.1986). Контр-адмирал, Доктор географических наук. Родился 26 ноября 1894 года в Севастополе в семье моряка. Русский. Член РКП(б) с 1919 года. Окончил земскую начальную школу в 1909 году. В 14 лет стал работать на Севастопольском заводе по изготовлению навигационных приборов. В 1912 году, как один из лучших работников переведен на судостроительный завод г. Ревеля (нынешний Таллинн). Во время первой мировой войны служил моряком в Черноморском флоте. Участник гражданской войны с 1917 года. Участвовал во многих боевых операциях на Украине и в Крыму. После освобождения Крыма от белогвардейцев работал в КрымЧК и в Реввоенсовете военного флота Черного и Азовского морей. В 1927 году перешел на работу в Наркомат связи. Руководил экспедицией, а затем строительством радиостанции на золотых приисках Алдана. В 1931 году Окончил высшие курсы связи. В этом же году, как представитель Наркомсвязи, участвует в экспедиции на ледокольном пароходе "Малыгин" на Землю Франца-Иосифа в бухту Тихая, а через год зимует здесь уже как начальник полярной станции, где руководит строительными работами. В 1934 году на ледокольном пароходе "А. Сибиряков" Папанин, в качестве начальника полярной станции, прибыл с бригадой строителей и полярниками на мыс Челюскин. В 1937—38 гг. возглавил первую советскую дрейфующую станцию "Северный полюс" ("СП-1"). Начавшийся 21 мая 1937 года дрейф станции продолжался 274 дня и закончился 16 февраля 1938 года в Гренландском море. За это время льдина прошла 2100 км. Участники экспедиции в неимоверно трудных условиях сумели собрать уникальный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана. Звание Героя Советского Союза Ивану Дмитриевичу Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией "Северный полюс" на дрейфующей льдине. С 1938 года заместитель начальника, а с 1939 по 1946 гг. начальник Главсевморпути. Первые годы основное внимание уделял строительству мощных ледоколов развитию арктического мореплавания, в 1940 года возглавил экспедицию по выводу из ледового плена после 812-дневного дрейфа ледокола "Георгий Седов". За что 3 февраля 1940 года награжден второй медалью "Золотая Звезда". В годы Великой Отечественной войны уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на Севере. Отвечал за работу портов Архангельска и Мурманска. Контр-адмирал (1943). После войны по болезни ушел из Главсевморпути. В 1948—51 заместитель директора Института океанологии Академии Наук СССР по экспедициям, в 1952—72 одновременно директор Института биологии внутренних вод АН СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го, 2-го созывов. Доктор географических наук (1938). Умер 30 января 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден 9 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденом Нахимова 1 степени, Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы мыс на полуострове Таймыр, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАПАНИН Иван Дмитриевич
(1894–1986), советский полярный исследователь. Дважды Герой Советского Союза (1937,1940). Контрадмирал (1943). Доктор географических наук (1938). Участник Гражданской войны на Украине и в Крыму.
«Давно мечтали полярники, – писал И. Д. Папанин, – об экспедиции на Северный полюс. Но осуществить ее смогла только наша великая страна.
В Кремле обсуждался вопрос о полетах наших летчиков через Северный полюс в Северную Америку. Летчики рвались поскорее проложить эту трансполярную трассу. Иосиф Виссарионович, с обычной сталинской мудростью, заинтересовался тем, кто и как будет освещать погоду по всей этой сложнейшей трассе. Так практически возник план организации станции в сердце Арктики, на дрейфующих льдах. Сталин спросил – могут ли советские полярники организовать такую станцию. «Да, могут!» – другого ответа последовать не могло.
Потом, когда начали готовить экспедицию, товарищ Сталин внимательно расспрашивал о каждом участнике, о всех мелочах подготовки. Сталинская забота и внимание вдохновляли и окрыляли нас».
В 1937 И.Д. Папанин возглавил первую дрейфующую станцию «Северный полюс−1» («СП–1»).
«В 1938 г. я снова встретился с товарищем Сталиным. Решался вопрос о посылке ледокола «Иосиф Сталин» за седовцами. Была поздняя осень. Седовцы находились в высоких широтах. И мы еще раз увидели мудрость и глубокую предусмотрительность товарища Сталина. Давая указание об отправке ледокола, Иосиф Виссарионович добавил, что капитан при первой же угрозе тяжелых льдов должен немедленно вернуться обратно. Так оно и было: ледокол дошел до тяжелых льдов и вернулся. Не будь сталинского указания, корабль пошел бы дальше и наверняка зазимовал бы во льдах».
В 1939–1946 И.Д. Папанин начальник Главсевморпути, одновременно в годы Отечественной войны уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере. Папанин писал, что часто вспоминает тот день, 15 октября 1941 г., когда его неожиданно вызвали в Государственный Комитет Обороны.
«И.В. Сталин был за рабочим столом, сбоку от него сидели В.М. Молотов и А.И. Микоян – члены Государственного Комитета Обороны.
– Начальник Главсевморпути Папанин явился по вашему вызову, товарищ Сталин, – отрапортовал я, остановившись посреди кабинета. Я имел тогда звание капитана первого ранга и ходил в военной форме. – Садитесь. Я сел в свободное кресло.
– Товарищ Папанин, – сказал председатель ГКО, – хочу сообщить вам о решении: посылаем вас в Архангельск как уполномоченного Государственного Комитета Обороны. Я вопросительно посмотрел на Сталина. Он продолжал:
– Архангельский порт имеет сейчас и будет иметь в ближайшем будущем особо важное значение. Это на западе самый близкий к линии фронта свободный морской порт. Мурманск еще ближе, но он всего в 40 километрах от фронта, и вражеская авиация бомбит город регулярно. Мы заключили соглашение с Рузвельтом и Черчиллем. Через Атлантику идут в Архангельск корабли с грузами. Надо организовать их приемку, быструю разгрузку и немедленную отправку грузов на фронт. Это очень важно…
– Нынешнее руководство, – добавил А.И. Микоян, – к сожалению, не справляется со срочной разгрузкой судов. Первый караван – 6 кораблей союзников – разгружали очень долго. Вы организовывали зимние военные перевозки в Белом море в финскую кампанию. Поэтому вспомнили о вас.
– Надеемся на ваш практический опыт и энергию, – сказал в заключение председатель ГКО. В первое мгновение это предложение сильно озадачило меня. Я спросил:
– А как же Главсевморпуть? Ведь сейчас у нас самое напряженное время, завершается арктическая навигация.
– Назначая вас уполномоченным Комитета Обороны по перевозкам в Белом море, мы не снимаем с вас ответственности за работу в Арктике, – ответили мне. – Сколько у вас заместителей и членов коллегии? – Шесть, – ответил я.
– Вот и хорошо. Закрепите за каждым участок работы и строго спрашивайте с них, а сами сегодня же поезжайте в Архангельск. Подчиняться будете товарищу Микояну, а в особых случаях можете обращаться непосредственно ко мне.
– Дано распоряжение выделить вам служебный вагон и прицепить его к вечернему поезду, – добавил Анастас Иванович.
– Есть выехать сегодня вечером в Архангельск, – только и сказал я.
Сталин кивком головы дал понять, что разговор закончен. Тут же в приемной мне вручили мандат, подписанный председателем ГКО».

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.