— писатель и педагог; родился в 1840 г. в Копыле Минской губернии, где дед его состоял раввином. Получил обычное в тогдашнее время воспитание, исчерпывавшееся изучением Талмуда. Проникшие тогда в глухой Копыль веяния "гаскалы" произвели переворот в П.: в 1862 г. он, уже будучи женатым, поступил в житомирское, а затем в виленское раввинское училище, где в 1867 г. кончил курс по педагогическому отделению. С 1868 г. по 1909 г. преподавал еврейское вероучение в гимназиях в Плоцке и заведовал местным еврейским училищем. С 1862 г. П. стал помещать стихотворения и статьи в "Гакармеле", "Гамелице" и "Га-Кохабим". В 1867 г. выпустил критический этюд "Канкан Хадаш Моле Иашан", в котором остроумно обличает царившую в тогдашней еврейской литературе риторику, фразеологию и склонность к псевдоклассицизму; стоя преимущественно на эстетической точке зрения, критик здесь, как и в другом своем этюде, посвященном еврейской драме (1868 г.), требует от литературы прежде всего художественной простоты и жизненной правды. П. поместил ряд статей по различным вопросам еврейской литературы и жизни, а также стихотворений, в "Гацефире", "Гамелице" и различных сборниках ("Кенесет Исраэл", "Гаасиф", "Сефер га-Шана" и др.). В 1893 г. выпустил остроумную сатиру в стихах "Мишле га-Зман". Произведения П. отличаются изяществом формы. Некоторые выпущенные им руководства: "Море Сефат Руссиа" (учебник русского языка), "Меруц Игарот" (письмовник), "Месилат га-Лимуд" и др.) выдержали много изданий и принадлежат к лучшим образцам еврейской учебной литературы. — П. много писал и на русском языке (в "Приложениях к Гакармелю", "Дне", "Восходе"); в "Христианском Чтении" (1872 г.) напечатал статью "О книгах Маккавейских"; интересна его книга о состоянии и нуждах хедеров (1884 г.). Весьма ценны его исторические очерки о еврейских общинных учреждениях в Царстве Польском, напечатанные в "Книжках Восхода", 1901 г. Особо должна быть отмечена заслуга П. как мемуариста. Его "Воспоминания", появившиеся в сборнике "Пережитое" (т. II и III), отличаясь художественностью формы и яркостью красок, дают мастерскую картину еврейской жизни Николаевского времени и начала царствования императора Александра II. В августе 1910 г. любителями еврейской литературы был отпразднован 70-летний юбилей П.
Ср.: "Гед га-Зман", 1910 г., №№ 176—178; "Сефер га-Шана", т. I, стр. 60—75, "Сефер Зикарон", стр. 83; С. Гинзбург, А. И. Паперна" ("Еврейское Обозрение", 1910 г., № 14); J. Е., IX, 510—511; Пережитое, т. II, 144—149; W. Zeitlin, ВНМ, 260—261.
С. Г.
{Евр. энц.}