Папство

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАПСТВО
система централизованного управления Римскокатолической церковью, возглавляемая папой, архиепископом Рима. В эту систему входили и папские войска.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

Папство
религиозно-монархический центр католической церкви, возглавляемый папой римским, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. Папство сложилось на основе римского епископата, который в V в. присвоил себе название «папа».

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Папство
богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий па?пу ри?мского главой всей католической церкви. В римско-католической церкви папа также является верховным правителем Святого престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Папство
религиозно-политический центр католической церкви во главе с папой римским. Согласно традиции, римскую общину христиан основал апостол Петр, ставший здесь первым епископом. После раскола христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) в 1054 г., папы вели борьбу с королями Европы за независимость церкви от светской власти до начала XVI в., когда Реформация привела к появлению третьего главного направления христианства - протестантизма.

Источник: Краткий исторический словарик

ПАПСТВО
основан. около 49 н.э. христ. община в Риме и ее епископ уже в раннее время вмешивались в дела др. общин и обл. и требовали признания главенства рим. общины. Возведение рим. епископского престола к апостолу Петру и вместе с тем идея П. встречается впервые у Каликста I (217 — 221) и полностью оформляется у Льва I (440 — 461). Рим. епископы чувствовали себя последователями Петра. Для этого они привлекали сказанное Христом Петру слово (от Матфея, 16, 18 и сл.) и поэтому претендовали на самое высокое судейское и учительское положение в церкви. При Григории Великом (590 — 604) было основано церковное госуд. В процессе долгой борьбы и разбирательств с остальными патриархиями и в связи с благо-приятными политич. обстоятельствами (476 — падение Зап. Рим. империи) П. удалось добиться главенствующ. положения. Идея П. не была признана вост., а позже протестантской церковью. Претендовавшее на особое по-ложение П. всегда выдвигало широкие политич. притязания (возникновение церк. госуд., т.н. Лжеисидоровы декреталии, фальсификация о Константиновом даре, теория преимуществ. права церк. власти перед светской), к-рые в эпоху средневековья превалировали над духовными устремлениями.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Папство
Папство (papacy), руководство католич. церковью, ре-лиг, центр, возглавляемый римским папой (епископом Рима). Назв. происходит от греч. papas и лат. papa, что в пер. означает «отец». В ранний период христианства мн. епископы и даже священники называли себя папами, но в зап. церкви этот термин постепенно превратился в титул епископа Рима. В 1073 г. папа Григорий VII запретил всем священнослужителям, кроме епископа Рима, именовать себя папой. Список пап (и антипап), начиная со св. Петра и кончая нынешним папой Иоанном Павлом II, включает 265 имен. С точки зрения католич. церкви власть папы обусловлена тремя причинами: главенствующей ролью св. Петра среди 12-ти апостолов, к-рую определил ему Иисус Христос; давней традицией, согласно к-рой св. Петр пришел в Рим и принял там мученическую смерть; и верой в то, что Христос хотел, чтобы у св. Петра, первого рим. епископа, были преемники в церкви. В первые столетия существования христианства власть рим. епископов распространялась за пределы Рима только в чрезвычайных обстоятельствах. Однако со временем они стали расширять свою юрисдикцию, стремясь подчинить себе всю церковь. Рост амбиций послужил причиной церк. раскола. В 1054 г. от Рима отделилась православная церковь, а в период Реформации (16 в.) — протестантская.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ПАПСТВО
руководство католической церкви, один из старейших религиозных центров, существующий около 1500 лет. Начало складываться в период упадка Римской империи на основе Римского епископата. С переносом страны в Константинополь в 330 г. и падением последнего римского императора в 476 г. светская власть в Риме перешла в руки епископа, что дало ему право претендовать на главенствующую роль в церкви. Тогда же он присвоил себе титул папа римский. В 756 г. франкский король Пипин Короткий даровал папе земли, Папскую область, что положило начало его светской власти. Но П. не в силах преодолеть расколы, в том числе разделение церквей на Западную и Восточную в 1054 г., протестантскую Реформацию в XVI в., оппозиционные еретические движения, с которыми оно пытается расправиться с помощью инквизиции, а также путем половинчатых реформ, созывом соборов, организацией крестовых походов, деятельностью монашеских орденов. В XVIII в. авторитету П. наносят удар просветители, Французская революция, Наполеон, не только лишивший папу власти, но и державший его в качестве пленника в Париже. В 1870 г. наступил конец светской власти пап. Уже после II мировой войны папа Иоанн XXIII меняет пагубный для церкви курс на смыкание с крайней реакцией на примирение и диалог с современным миром, который был поддержан II Ватиканским собором в 1962—1965 гг. и продолжен Павлом VI и Иоанном Павлом II. Это позволило П. как бы обрести второе дыхание.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Папство
Основанная около 49 н. э. христианская община в Риме и ее епископ по церковному преданию считались с самого начала общиной великой, могуществ. и готовой прийти на помощь, т. е. общиной столицы великого государства, в которой действовали два апостола, Петр и Павел, и претерпели здесь мученич. смерть (63–64, после предательства). Достоверные сведения сохранились о рим. епископах, однако, с 3 в. Уже в раннее время они вмешивались в дела других общин и областей и требовали признания главенства рим. общины. Возведение рим. епископского престола к апостолу Петру и вместе с тем идея П. встречается впервые у Каликста I (217–221) и полностью оформляется у Льва 1 (440–461). Рим. епископы чувствовали себя последователями Петра. Для этого они привлекали сказанное Христом Петру слово (от Матфея, 16, 18 и сл.) и поэтому претендовали на самое высокое судейское и учительское положение в церкви. При Григории Великом (590–604) было основано церковное государство. В процессе долгой борьбы и разбирательств с остальными патриархиями и в связи с благоприятными политич. обстоятельствами (476–падение Западной Римской империи) П. удалось добиться главенствующего положения. Идея П. не была признана вост., а позже протестантской церковью. Претендовавшее на особое положение П. всегда выдвигало широкие политич. притязания (возникновение церковного государства, т. н. Лжеисидоровы декреталии, фальсификация о Константиновом даре, теория преимуществ, права церковной власти перед светской), которые в эпоху средневековья превалировали над духовными устремлениями.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАПСТВО
религ.-монархич. центр католич. церкви, возглавляемый рим. папой. Положение о папе как преемнике апостола Петра и главе церкви - один из осн. догматов католицизма. Папа избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов, с 1523 - только из итальянцев) на конклаве. Постоянная резиденция П. - Ватикан. Фактически власть П. неограниченна. Коллегия епископов (в к-рую входит весь католич. епископат), номинально участвующая (согласно принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) догматич. конституции "О церкви") в управлении церковью, имеет власть только совместно и во гл. с папой. Образованный папой Павлом VI в сент. 1965 новый церк. орган - синод епископов в Риме - имеет лишь совещательные и информационные функции, созывается папой, к-рый (или его представители) председательствует на нем, назначает повестку дня и т. п. Папа созывает Вселенские соборы, утверждает их решения; возводит в кардинальское достоинство, в епископский сан; ему подчиняются генералы монашеских орденов. П. в своей общественно-политич. и религ. деятельности опирается на разветвленный аппарат католич. церкви и связанные с нею орг-ции, на подчиненную ему римскую курию, на дипломатических представителей - нунциев и интернунциев, на специальных личных представителей - легатов. Указания, относящиеся ко всей церкви или к католикам отдельных стран, П. издает в форме энциклик. Через епископат П. влияет на деятельность католических партий, христ. профсоюзов, светских католических организаций.

П. сложилось на основе рим. епископата. С сер. 2 в. в христ. общинах руководство постепенно перешло к епископам, среди к-рых в 3-4 вв. наибольшее влияние приобрели римские, владевшие крупными зем. богатствами, претендовавшие как епископы столицы Рим. империи на особое положение в церкви. Перенесение столицы Рим. империи в Константинополь (330), затем разделение империи (395) и низложение последнего рим. императора (476) способствовали политич. самостоятельности рим. епископа, оставшегося единственным представителем власти в Риме. С 5 в. рим. епископы присвоили себе назв. "папа" (от греч. papas - отец, наставник), к-рое раньше носили все епископы (в наст. время папой наз., кроме римского, и правосл. патриарх Александрийский). Для обоснования своих претензий папа Лев I (440-61) выдвинул легенду о рим. епископах как преемниках апостола Петра, добился от рим. императора издания декрета о подчинении всех епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона. В 756 благодаря дару Пипина Короткого была создана Папская область и положено начало светской власти пап, для обоснования к-рой были сфабрикованы "Константинов дар" (8 в.) и Лжеисидоровы декреталии (9 в.). П. оказалось в зависимости от франкских королей, затем от императоров "Свящ. Рим. империи". Сильный удар по папской власти был нанесен Оттоновыми привилегиями, делавшими епископов зависимыми от императора. 11-13 вв. - период усиления П., использовавшего в борьбе с императорами за инвеституру движение за Клюнийскую реформу; один из руководителей этой борьбы был папа Григорий VII (1073-85). Вормский конкордат 1122, завершивший борьбу за инвеституру, усилил власть П. над епископами. Возвышению П. способствовал декрет Латеранского собора 1059 о выборах пап только кардиналами без участия остального духовенства и светских магнатов, за императором оставлялось лишь право последующего утверждения папы (ранее папы, как и др. епископы, избирались духовенством и феодальной знатью; с 10 в. в выборы активно вмешивались императоры); Латеранский собор 1179 установил, что для избрания папы требуется не менее 2/3 голосов участников конклава. Григорий VII, Иннокентий III (1198-1216), Бонифаций VIII (1294-1303) - наиболее видные борцы за папскую теократию, претендовавшие на право П. утверждать и даже избирать императоров. П. поставило себя выше церк. соборов, присвоив себе право диспенсации - право отменять канонич. законы, освобождать от действия постановлений соборов. Дарование диспенсации явилось одной из доходных статей П. Это право было закреплено за П. Тридентским собором (1545-63). В кон. 11 в. П., добивавшееся расширения своей власти, явилось инициатором и организатором крестовых походов. П. стремилось также распространить католицизм и на Руси. П. вело борьбу с антифеод. нар. движениями, носившими характер ересей. Для борьбы с ересями и с оппозицией церк. власти П. учредило в 13 в. инквизицию.

Политич. роль П. в ср.-век. Европе определялась тем, что возглавляемая им католич. церковь была в то время "интернациональным центром феодальной системы" (Ф. Энгельс) и освящала феод. строй.

По мере складывания в Европе централизов. гос-в влияние П. ослабевало. Во Франции с 13 в. получило развитие т. н. галликанство, добивавшееся автономии франц. католич. церкви, независимости от П. В результате поражения в борьбе с королев. властью во Франции П. попало в зависимость от франц. королей и перенесло под их давлением свою резиденцию из Рима в Авиньон (см. Авиньонское пленение пап). Возвращение П. в Рим в 1377 не улучшило его положения. Падению авторитета П. способствовал "великий раскол" (1378-1417), когда на папском престоле сидело одновременно двое или трое пап (впоследствии католич. церковь признала ряд пап из занимавших одновременно папский престол "незаконными" - "антипапами"; в истории церкви их насчитывается более 30). В высш. церк. кругах, среди представителей светских феодалов зародилось т. н. Соборное движение, выдвигавшее идею супрематии церк. соборов над властью пап. Принцип верховенства собора был провозглашен Констанцским собором (1414-18), запретившим папам низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов, потребовавшим регулярного созыва соборов; его решения, однако, не были проведены в жизнь. Развернувшаяся на Базельском соборе (1431-49) борьба между сторонниками Соборного движения и П. закончилась формально победой последнего, но по существу П. не смогло восстановить своего былого значения. Реформация 16 в. и образование протестантских церквей привели к потере позиций П. в ряде европ. стран. Несколько укрепила положение П. контрреформация (особенно Тридентский собор 1545-63).

С усилением нац. гос-в в Европе П. должно было отказаться от претензий па политич. господство над светскими государями, оно перешло к политике поддержки светской власти в гос-вах Зап. Европы. П. враждебно встретило бурж. революции и до сер. 19 в. оставалось опорой феод.-монархич. сил. Со 2-й пол. 19 в. П. стало сближаться с реакц. бурж. кругами на почве совместной борьбы против рабочего движения и социализма. Пий IX издал в 1864 "Силлабус", в к-ром проклинались все демократич. свободы, социализм, коммунизм, выдвигалось требование сохранения светской власти папы. Ватиканский собор 1869-70 провозгласил догмат о папской непогрешимости. С кон. 19 в. П. был взят курс приспособления к условиям империализма. П. стало активно участвовать в борьбе буржуазии против социалистич. рабочего движения. Начало этой политике приспособления к условиям империализма положил Лев XIII. При нем началось сращивание церк. верхушки с империалистич. буржуазией (в новых условиях П. становится крупным капиталовладельцем). Лев XIII проповедовал извечность частной собственности и клас. деления общества. Антисоциалистич. программа Льва XIII (энциклика 1891 "Rerum novarum") легла в основу социальной деятельности его преемников. П. заняло враждебную позицию по отношению к Вел. Окт. социалистич. революции и к Сов. гос-ву. Резко антикоммунистической была деятельность П. между 1-й и 2-й мировыми войнами. П. вступило в союз с фаш. режимом. В 1929 папой Пием XI были заключены с фаш. пр-вом Италии Латеранские соглашения, предусматривавшие образование папского гос-ва Ватикана, в 1933 - конкордат с гитлеровской Германией; в 1936 П. поддержало фашистский мятеж в Испании. После 2-й мировой войны (понтификат Пия XII) антикоммунистическая направленность политики П. усилилась.

Изменение соотношения сил в мире после 2-й мировой войны в пользу социализма, развертывание мирового нац.-освободит. движения, прогресс науки привели к кризису католицизма. Политика П., направленная на поддержку империализма, вызвала недовольство значит. масс католиков. Для укрепления позиций католич. церкви П. взяло курс на обновление церкви, приспособление ее к совр. эпохе как в вопросах культа, вероучения, организации, так и в области международной политики. Начало новому курсу П. положил папа Иоанн XXIII (1958-63). Оставаясь противником социализма, он выступил за мир и разоружение, за разрешение спорных междунар. вопросов путем переговоров. Иоанн XXIII считал необходимым для П. изменить отношение к социалистич. странам, заняв в отношении к ним более реалистич. позиции. Эти новые тенденции нашли отражение в постановлениях 2-го Ватиканского собора (1962-65) и в деятельности папы Павла VI (с 1963).

M. M. Шейнман. Москва. —***—***—***—

Список пап и антипап1

Петр, апостол; Лин (67-76); Клет (Анаклет) (76-88); Климент I (88-97); Эварист (97-105); Александр I (105-115); Сикст I (115-125); Телесфор (125-136); Гигин (136-140); Пий I (140-55); Аникет (155-66); Сотер (166-75); Элевтерий (175-89); Виктор I (189-99); Зефирин (199-217); Каликст I (217-22); Ипполит (217-35) (антипапа); Урбан I (222-30); Понтиан (230-35); Антер (235-36); Фабиан (236-50); Корнелий (251-53); Новациан (251 - ок. 258) (антипапа); Луций (253-54); Стефан I (254-57); Сикст II (257-58); Дионисий (259-68); Феликс I (269-74); Евтихий (275-83); Гай (283-96); Марцеллин (296-304); Марцелл I (308-309); Евсевий (309 или 310); Мильтиад (Мельхиад) (311-14); Сильвестр I (314-35); Марк (336); Юлий I (337-52); Либерий (352-66); Феликс II (355-65) (антипапа); Дамасий I (366-84); Урсин (366-67) (антипапа); Сириций (384-99); Анастасий I (399-401); Иннокентий I (401-17); Зосима (417-18); Бонифаций I (418-22); Евлалий (418-19) (антипапа); Целестин I (422-32); Сикст III (432-40); Лев I (440-61); Иларий (461-68); Симплиций (468-83); Феликс III (II) (483-92); Геласий (492-96); Анастасий II (496-98); Симмах (498-514); Лаврентий (498, 501-505) (антипапа); Гормизд (514-23); Иоанн I (523-26); Феликс IV (III) (526-30); Бонифаций II (530-32); Диоскор (530) (антипапа); Иоанн II (533-35); Агапий I (535-36); Сильверий (536-37); Вигилий (537-55); Пелагий I (556-61); Иоанн III (561-74); Бенедикт I (575-79); Пелагий II (579-590); Григорий I (590-604); Сабиниан (604-606); Бонифаций III (607); Бонифаций IV (608-15); Адеодат I (615-18); Бонифаций V (619-25); Гонорий I (625-38); Северин (640); Иоанн IV (640-42); Теодор I (642-49); Мартин I (649-55); Евгений I (654-57); Виталий (657-72); Адеодат II (672-76); Домн (676-78); Агафон (678-81); Лев II (682-83); Бенедикт II (684-85); Иоанн V (685-86); Конон (686-87); Теодор (687) (антипапа); Пасхалий (687) (антипапа); Сергий I (687-710); Иоанн VI (701-705); Иоанн VII (705-707); Сизиний (708); Константин (708-15); Григорий II (715-31); Григорий III (731-41); Захарий (741-52); Стефан II2 (752-57); Павел I (757-67); Константин (767-69) (антипапа); Филипп (768) (антипапа); Стефан III (IV) (768-72); Адриан I (772-95); Лев III (795-816); Стефан IV (V) (816-17); Пасхалий I (817-24); Евгений II (824-27); Валентин (827); Григорий IV (827-44); Иоанн (844) (антипапа); Сергий II (844-47); Лев IV (847-55); Бенедикт III (855-58); Анастасий (855) (антипапа); Николай I (858-67); Адриан II (867-72); Иоанн VIII (872-82); Марин I (882-84); Адриан III (884-85); Стефан V (VI) (885-91); Формоз (891-96); Бонифаций VI (896); Стефан VI (VII) (896-97); Роман (897); Теодор II (897); Иоанн IX (898-900); Бенедикт IV (900-903); Лев V (903); Христофор (903-904) (антипапа); Сергий III (904-11); Анастасий III (911-13); Ландон (913- 914); Иоанн X (914-28); Лев VI (928); Стефан VII (VIII) (928-31); Иоанн XI (931-35); Лев VII (936-39); Стефан VIII (IX) (939-42); Марин II (942-46); Агапий II (946-55); Иоанн XII (955-64); Лев VIII (963-65); Бенедикт V3 (964-66); Иоанн XIII (965-72); Бенедикт VI (973-74); Бонифаций VII (974, 984-85) (антипапа); Бенедикт VII (974-983); Иоанн XIV (983-84); Иоанн XV (985-96); Григорий V (996-99); Иоанн XVI (997-98) (антипапа); Сильвестр II (999-1003); Иоанн XVII (1003); Иоанн XVIII (1004-1009); Сергий IV (1009-12); Бенедикт VIII (1012-24); Григорий (1012) (антипапа); Иоанн XIX (1024-32); Бенедикт IX (1032-44); Сильвестр III (1045); Бенедикт IX (1045); Григорий VI (1045-46); Климент II (1046-47); Бенедикт IX (1047-48); Дамасий (1048); Лев IX (1049-54); Виктор II (1055-57); Стефан IX (X) (1057-58); Бенедикт X (1058-1059) (антипапа); Николай II (1059-61); Александр II (1061-1073); Гонорий II (1061-72) (антипапа); Григорий VII (1073-85); Климент III (1084-1100) (антипапа); Виктор III (1086-87); Урбан II (1088-99); Пасхалий II (1099-1118); Теодорих (1100-1102) (антипапа); Альберт (1102) (антипапа); Сильвестр IV (1105-11) (антипапа); Геласий (1118-1119); Григорий VIII (1118-21) (антипапа); Каликст II (1119-24); Гонорий II (1124-30); Целестин II (1124) (антипапа); Иннокентий II (1130-43); Анаклет II (1130-38) (антипапа); Виктор IV (1138) (антипапа); Целестин II (1143-44); Луций II (1144-45); Евгений III (1145-53); Анастасий IV (1153-54); Адриан IV (1154-59); Александр III (1159-81); Виктор IV (1159-64) (антипапа); Пасхалий III (1164-68) (антипапа); Каликст III (1168-78) (антипапа); Иннокентий III (1179-80) (антипапа); Луций III (1181-85); Урбан III (1185-87); Григорий VIII (1187); Климент III (1187-91); Целестин III (1191-98); Иннокентий III (1198-1216); Гонорий III (1216-27); Григорий IX (1227-41); Целестин IV (1241); Иннокентий IV (1243-54); Александр IV (1254-61); Урбан IV (1261-64); Климент IV (1265-68); Григорий X (1271-76); Иннокентий V (1276); Адриан V (1276); Иоанн XXI (1276-77); Николай III (1277-80); Мартин IV (1281-85); Гонорий IV (1285-87); Николай IV (1288-92); Целестин V (1294); Бонифаций VIII (1294-1303); Бенедикт XI (1303-1304); Климент V (1305-14); Иоанн XXII (1316-34); Николай V (1328-30) (антипапа); Бенедикт XII (1334-42); Климент VI (1342-52); Иннокентий VI (1352-62); Урбан V (1362-70); Григорий XI (1370-78); Урбан VI (1378-89); Климент VII (1378-94) (антипапа); Бонифаций IX (1389-1404); Бенедикт XIII (1394-1423) (антипапа); Иннокентий VII (1404-1406); Григорий XII (1406-15); Александр V (1409-10) (антипапа); Иоанн XXIII (1410-15) (антипапа); Мартин V (1417-31); Евгений IV (1431-47); Феликс V (1439-49) (антипапа); Николай V (1447-55); Каликст III (1455-58); Пий II (1458-64); Павел II (1464-71); Сикст IV (1471-84); Иннокентий VIII (1484-92); Александр VI (1492-1503); Пий III (1503); Юлий II (1503-13); Лев X (1513-21); Адриан VI (1522-23); Климент VII (1523-34); Павел III (1534-49); Юлий III (1550-55); Марчелло II (1555); Павел IV (1555-59); Пий IV (1559-65); Пий V (1566-72); Григорий XIII (1572-85); Сикст V (1585-90); Урбан VII (1590); Григорий XIV (1590-91); Иннокентий IX (1591); Климент VIII (1592-1605); Лев XI (1605); Павел V (1605-21); Григорий XV (1621-23); Урбан VIII (1623-44); Иннокентий X (1644-55); Александр VII (1655-67); Климент IX (1667-69); Климент X (1670-76); Иннокентий XI (1676-89); Александр VIII (1689-91); Иннокентий XII (1691-1700); Климент XI (1700-21); Иннокентий XIII (1721-24); Бенедикт XIII (1724-30); Климент XII (1730-40); Бенедикт XIV (1740-58); Климент XIII (1758-69); Климент XIV (1769-74); Пий VI (1775-99); Пий VII (1800-23); Лев XII (1823-29); Пий VIII (1829-30); Григорий XVI (1831-46); Пий IX (1846-78); Лев XIII (1878-1903); Пий X (1903-14); Бенедикт XV (1914-22); Пий XI (1922-39); Пий XII (1939-58); Иоанн XXIII (1958-63); Павел VI (с 1963).

Источн.: Potthast A., Regesta pontificum romanorum..., v. 1-2, Berolini, 1874-75; Le liber pontificalia, ed. par L. Duchesne, v. 1-2, P., 1886-92; G?ller E., Sch?fer К. Н., Vatikanische Quellen zur Geschichte der p?pstlichen Hof und Finanzverwaltung 1316-1378, v. 1-6, Paderborn, 1910-37.

Лит.: Винтер Э., Папство и царизм, пер. с нем., М., 1964; K?hner Н., Lexikon der P?pste. Von Petrus bis Pius XII, Z.-Stuttg., 1956; Pastor L. E., Geschichte der P?pste seit dem Ausgang des Mittelalters, neue Aufl., Bd 1-16, (Freib. - u. a.), 1955-61; Mann H., The lives of the popes..., v. 1-19, L., 1902-32; Caspar E., Geschichte des Papsttums..., Bd 1-2, T?bingen, 1930-33; Seppelt F. X., Geschichte der P?pste, 2 Aufl., Bd 1-6, M?nch., 1954-66; Seppelt F. X., Schwaiger G., Geschichte der P?pste, M?nch., 1964; Jalland T. G., The Church and the papacy, L.-N. J., 1944; Hayward F., Histoire des papes, 3 ?d., P., 1953; Brezzi P., Le papato, Roma, 1952; Burn-Murdoch H., The development of the papacy, L., 1954; Lunt W. E., Papal revenues..., v. 1-2, N.-Y., 1934. См. также лит. при ст. Католицизм. —***—***—***—

1 Официально принятый католич. церковью, куда включен даже мифич. апостол Петр. В действительности сравнительно достоверные сведения о рим. папах (до 5 в. - епископах) имеются лишь с 3 в. и то с пробелами. Список дан в основном по Annuario Pontificio, citta del Vaticano, 1963.

2 Фактически Стефан III, т. к. до него папский престол занимал 3 дня Стефан, к-рый в офиц. список не включается.

3 "Annuario Pontificio..." Льва VIII, возведенного на папский престол Оттоном I, в число пап не включает, др. источн. представляют папой Льва VIII, а Бенедикта V - антипапой.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

ПАПСТВО И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА (К 45-ЛЕТИЮ ЗАВЕРШЕНИЯ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА)

Красиков Анатолий Андреевич
Статья посвящена международной политике Римско-католической церкви, кардинальным изменениям, которые происходили в мировоззрении Ватикана, начиная с середины ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

9. 03. 008. Даффи Э. Святые и гpешники. Истоpия папства. Duffy E. saints & sinners: a history of

Метлицкая З. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Сполии в налоговой системе средневекового папства

Потехина Ирина Павловна
Статья посвящена рассмотрению такого специфического вида доходов св.
Читать PDF
0.00 байт

Уильям Эдвард Лант и ранняя история административно-финансовой системы средневекового папства

Потехина Ирина Павловна
В центре внимания предлагаемой статьи биография выдающегося американского исследователя истории средневекового папства У. Э.

Похожие термины:

  • Папство и католическая церковь

    Усиление папства в XIII в. Врагом политического объединения Италии, как и прежде, являлось папство. Папские владения разрезали Италию на две части, а сами папы, стремившиеся лишь к политическому госп
  • Папство в XVII—XVIII вв. Рост оппозиции против католической церкви

    Упадок международного значения папства Уже к середине XVII в. роль папства сильно упала. Как ни активно действовали агенты папской курии во время Тридцатилетней войны, интересы и даже мнение папств
  • Политика папства на Руси

    Папская курия проповедовала широкое наступление на народы Восточной Европы. Папа требовал от правителей католических стран (Польши, Швеции и Норвегии) и от магистра Тевтонского ордена установлен