Понятие «научная парадигма» обозначает образ мыслей, свойственный данной эпохе и преобладающий внутри научного сообщества. Оно было введено в 1960-е гг. философом и историком науки Томасом Кюном в работе «Структура научных революций », чтобы описать кризисные моменты, переживаемые наукой в ходе ее эволюции. По его словам, «парадигма представляет собой совокупность верований, признанных ценностей и технических приемов, свойственных членам данной группы». Научная революция происходит, когда долгое время остававшаяся общепризнанной научная теория отвергается научным сообществом в пользу другой теории. Этот переход свидетельствует о смене парадигмы: о смещении интересующей исследователей проблематики, появлении иных критериев легитимации научных проблем и выводов, обновлении научного воображения и изменении условий, в которых проводится исследование. Хотя это понятие оставалось неопределенным и не раз становилось предметом споров, некоторые историки, в частности Марсель Гоше и Франсуа Досс, нашли ему эвристическое применение для осмысления тех перемен, которые происходят в настоящее время в общественных науках. В книге «Империя смысла. Гуманизация гуманитарных наук» (LEmpire du sens. L'humanisation des sciences humaines. P., 1995) Франсуа Досс показал, что конец великих объединяющих парадигм, каковыми в области гуманитарных наук на протяжении двух десятилетий являлись марксизм и структурализм, не оставил после себя пустого места в идейном смысле и не привел к полной научной дезориентации. Напротив, в интенсивной, сложной и многообразной активности современных общественных наук он усматривает признаки эпистемологической конвергенции дисциплин и даже появления новой интеллектуальной конфигурации, прагматической и герменевтической одновременно. За этой сменой парадигмы в общественных науках стоит общая для них философия: возвращение субъекта, или актора, в противовес структуре, реабилитация эксплицитной и осмысленной стороны человеческого поведения в противовес «философии подозрения», поощрявшей поиски бессознательных мотивов. В то же время Франсуа Досс пользуется данным понятием осторожно, не пытаясь заключить в его строгие рамки столь разные но своему происхождению и по декларируемым целям исследования, хотя и признает за ними «семейное сходство» и интригующие совпадения, позволяющие ему говорить о «гуманизации гуманитарных наук».
• Структурализм