Парадоксографы
ПАРАДОКСОГРАФЫ
выделивш. в эллинистич. время самостоят. вид лит-ры, а именно собирание и классификация разнообразных курьезов (напр., топографич., этнографич., лит., военных). Можно рассматр. П. как завершаю-щую ступень развития ионийской этнографии и перипатетич. изысканий. Зачинателями этого жанра в 3 в. до н.э. явл. Бол из Менды, Каллимах и Антигон из Кариста. П. не занимались науч. исследованиями, а преследовали развлекат. цели.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Парадоксографы
(греч.), выделившийся в эллинистич. время самостоятельный вид литературы, а именно собирание и классификация разнообразных курьезов (например, топографич., этнографич., лит., военных). Можно рассматривать П. как завершающую ступень развития ионийской этнографии и перипатетич. изысканий. Зачинателями этого жанра в 3 в. до н. э. являлись Бол из Менды, Каллимах и Антигон из Кариста. П. не занимались научными исследованиями, а преследовали развлекательные цели.
Источник: Словарь античности. 1989
Парадоксографы
условное обозначение авторов, описывающих различные диковины (чудеса природы, события, "сенсации"), встречающиеся на свете, но не связанные с областью мифологии. Начала парадоксографии следует искать у ионийских логографов. К парадоксографам в узком значении этого слова мы причисляем около 40 писателей, но имена большинства из них немного нам говорят, а часто нам известны только названия произведений без имени автора. Творчество этого рода начинается в III в. до н. э. с произведения Каллимаха из Кирены, рассказывающего о чудесах природы. Необычные исторические события в IV в. н. э. интересовали Теопомпа. Первое же отдельное произведение посвятил им живший в III в до н. э. Мирсил Лесбосский. Парадоксографической литературой занимались впоследствии Антигон, Николай Дамасский, Флегон и прежде всего Элиан. В Риме первым известным нам парадоксографом является Варрон Реатинский. Богатое парадоксографическое содержание мы находим в произведении Плиния Старшего. Нужно упомянуть также А. Геллия. Погоня за чудесами и сенсациями превалирует у парадоксографов над научным интересом. Они охотно затрагивают область магии и астрологии. Не имеющие большой литературной ценности, сборники парадоксов, однако, оказали сильное влияние на представления западного и восточного средневековья, а некоторые рассказы парадоксографов послужили литературным материалом выдающимся писателям (Гете).
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999