от греч. parallelos – идущий рядом), стилистическая фигура, устанавливающая подобие смежных синтаксических отрезков текста (стихов, предложений или частей предложения). Проецируя порядок слов одного синтаксического отрезка на другой, различают параллелизм прямой («Спит животное Собака,/Дремлет птица Воробей…» в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…») и обращенный («Играют волны, ветер свищет…» в «Парусе» М. Ю. Лермонтова). Обращенный параллелизм также именуют хиазмом (греч. chiasmos – образность, крестообразность; от названия греческой буквы X
«хи»). При сличении количества слов в парных отрезках выделяют параллелизм полный («Опорожнены амфоры,/Опрокинуты корзины…» в стихотворении Ф. И. Тютчева «Кончен пир, умолкли хоры…») и неполный («Помедли, помедли, вечерний день,/Продлись, продлись, очарованье…» в его стихотворении «Последняя любовь»).
0.00 байт
«Параллелизм» и «поэтическая функция» Р. Якобсона в теории повтора
Рассматривается специфика понятий «поэтическая функция» и «параллелизм» в якобсоновском видении проблемы. Обосновывается, что лингвопоэтические разработки Р.