ПАРФЕНОН
ПАРФЕНОН
Partenon, от partenos - дева) - храм богини Афины, гл. сооружение Акрополя.
ПАРФЕНОН
• Parth?non,
?? ????????, см. Attica, Аттика, 10. и Architecti, Архитекторы, 5.
?? ????????, см. Attica, Аттика, 10. и Architecti, Архитекторы, 5.
ПАРФЕНОН
храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Мраморный дорический периптер с ионическим скульптурным фризом 447—438 гг. до н.э. замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фриза окончены в 432 г. до н. э. под руководством Фидия. Разрушен в 1687 г., частично восстановлен.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Парфенон
греческое понятие, обозначавшее мраморный храм девы Афины на акрополе в Афинах, построенный в 448–438 гг. до н. э. на месте разрушенного в Персидскую войну древнего храма Афин (в переводе с греческого языка — «храм девы»). Знаменитая статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием, а остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками. Лорд Эльджин приказал в 1803–1812 гг. доставить основные греческие скульптуры в Англию и продал в 1816 г. Британскому музею.
ПАРФЕНОН
мраморный храм девы Афины на Акрополе в Афинах, построенный в 447–438 гг. архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия. Парфенон представляет собой дорический периптер с ионическим скульптурным фризом замечателен величественной красотой форм и пропорций. Статуи фронтонов, рельефы метоп и фризы созданы с участием Фидия. В
V в. стал христианской церковью, а в XV в. — турецкой мечетью. В 1687 г. при осаде Афин венецианцами был сильно поврежден, поскольку служил пороховым складом.
V в. стал христианской церковью, а в XV в. — турецкой мечетью. В 1687 г. при осаде Афин венецианцами был сильно поврежден, поскольку служил пороховым складом.
ПАРФЕНОН
храм богини Афины-девы в Афинах, величайший памятник др.-греч. иск-ва. Построен на афинском Акрополе в 447 — 438 до н.э. Иктином и Калликратом; скульпт. отделка, к-рая велась под руковод. Фидия, закончена в 432 до н.э. Размеры П. 30,89 м х 69,54 м. П. был сооружен в формах дорич. периптера. В целле (цент. часть, святилище) храма, окружен. с трех сторон двухъярусной колоннадой, помещалась статуя Афины, исполн. Фидием из золота и слоновой кости. С зап. стороны к целле примыкал зал, называвш. «Парфеноном» (отсюда и назв. храма в целом), в к-ром хранилась казна Афин. Фриз внеш. колоннады был украшен метопами с изображ. борьбы греков и их богов с враждеб. силами. Вокруг целлы, «Парфенона» и портиков шел фриз с изображ. шествия афинян в день праздника Панафиней. Фронтоны П. были украшены скульпт. композициями: вост. — на тему мифа о рожд. Афины, зап. — спора Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Парфенон
(греч. храм девы), мраморный храм девы Афины (Parthenos) на Акрополе в Афинах, который был построен в 448–438 до н. э. на месте разруш. в Персидскую войну др. храма Афины (Гекатомпедона?) архитекторами Иктином и Калликратом под руководством Фидия в виде дорич. периптера с количеством колонн 8 х 17, с пронаосом, опистодомом и двухчастной целлой. П. имел длину 70 м и ширину 31 м. Колонны достигали почти 10-метровой высоты. В первоначальный П., в котором позже хранилась государств, казна, можно было войти только со стороны опистодома. Знаменитая хрисоэлефантинная статуя Афины с Никой на правой руке была изготовлена самим Фидием, а остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера. На вост. фронтоне было изображено рождение Афины, на зап. — ее спор с Посейдоном из-за Аттики, из которого она вышла победительницей. На 92 метопах были представлены сцены гигантомахии, кентавромахии и амазономахии, а также отдельные сюжеты из Троянской войны и жизни Эрихтония. На фризе целлы длиной в 160 м была изображена проводимая раз в четыре года «панафинейская процессия», которую на вост. стороне поджидали олимпийские боги. Лорд Эль джин приказал в 1803–1812 доставить осн. часть скульптур в Англию и продал их в 1816 Британскому музею. Хорошо сохранившийся П. в 5 в. стал христианской церковью св. Марии, а в 15 в. — туретткой мечетью, но в 1687 при осаде Афин венецианцами был сильно поврежден, поскольку служил пороховым складом.
рис. План Парфенона.
рис. План Парфенона.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАРФЕНОН
греч. parthenon, от parthenos – дева), храм Афины Парфенос (Девы) на афинском Акрополе (447–38 гг. до н. э.; архитекторы Иктин и Калликрат), выдающийся памятник древнегреческого зодчества. Возведен под руководством Фидия из золотистого пентелийского мрамора на месте храма Афины («Гекатомпедона»), разрушенного во время Греко-персидских войн (500–449 гг. до н. э.). Парфенон – один из самых крупных храмов Греции. Его каменное основание занимает площадь 31 x 70 м, колонны достигают почти 10-метровой высоты. Храм представляет собой дорический периптер, в который вставлена прямоугольная целла (святилище) с шестиколонными портиками с коротких сторон. Согласно правилам, периптер должны были окружать 6 колонн по торцовым сторонам и 13 – по боковым, а у Парфенона соотношение колонн 8 x 17. Отступления от правил придали архитектурным формам Парфенона торжественное величие и одновременно легкость и стройность. Зодчие учли особенности человеческого зрения, воспринимающего в пространстве слегка искривленные линии как прямые. Совершенная красота Парфенона создается едва заметными «неправильностями». Чтобы создать оптический эффект идеально прямых вертикалей колонн и горизонталей ступеней и антаблемента, архитекторы возвели колонны немного склоненными внутрь здания; передние плоскости ступеней и архитрава изогнуты внутрь; крайние колонны несколько массивнее прочих и т. д.
Здание Парфенона состояло из пронаоса (преддверия), двухчастной целлы и опистодома (сокровищницы). В святилище возвышалась колоссальная статуя богини Афины Парфенос высотой ок. 12 м, выполненная Фидием в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости). Главный фасад Парфенона был обращен на восток, чтобы фигура Афины освещалась лучами восходящего солнца. В Средние века скульптура была вывезена в Византию, где погибла при пожаре. На сооружение статуи, по свидетельству античных авторов, было истрачено свыше 1500 кг золота. Главным украшением Парфенона был его скульптурный декор. Статуарные композиции на фронтонах изображали эпизоды особо значимых для афинян мифов: на восточном – рождение богини Афины, на западном – ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. На метопах фриза были изображены битвы с гигантами и кентаврами и поединки греков с троянцами. Завершает скульптурный декор ионический фриз (зофор) длиной 160 м, на котором представлено торжественное шествие в день Великих Панафиней. Фриз Парфенона – одна из вершин классического искусства. Ни одна из 500 фигур не повторяет другую. Парфенон был также украшен рельефными орнаментами и водосливами в виде львиных голов. Все скульптуры и некоторые архитектурные детали (водостоки, карнизы, обрамления дверей, капители колонн) были раскрашены и позолочены. Внутренние помещения храма были украшены картинами лучших мастеров того времени.
В 435 г. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии. С востока к нему была пристроена апсида, для чего была разрушена вся средняя часть восточного фронтона. В 1456 г. турки превратили храм в мечеть, пристроив к нему минарет, но не тронув при этом архитектурного убранства. В 1687 г. при осаде Афин венецианцами Парфенон был сильно поврежден, когда пушечный снаряд попал в находившийся там пороховой склад.
Здание Парфенона состояло из пронаоса (преддверия), двухчастной целлы и опистодома (сокровищницы). В святилище возвышалась колоссальная статуя богини Афины Парфенос высотой ок. 12 м, выполненная Фидием в хрисоэлефантинной технике (из золота и слоновой кости). Главный фасад Парфенона был обращен на восток, чтобы фигура Афины освещалась лучами восходящего солнца. В Средние века скульптура была вывезена в Византию, где погибла при пожаре. На сооружение статуи, по свидетельству античных авторов, было истрачено свыше 1500 кг золота. Главным украшением Парфенона был его скульптурный декор. Статуарные композиции на фронтонах изображали эпизоды особо значимых для афинян мифов: на восточном – рождение богини Афины, на западном – ее спор с Посейдоном за власть над Аттикой. На метопах фриза были изображены битвы с гигантами и кентаврами и поединки греков с троянцами. Завершает скульптурный декор ионический фриз (зофор) длиной 160 м, на котором представлено торжественное шествие в день Великих Панафиней. Фриз Парфенона – одна из вершин классического искусства. Ни одна из 500 фигур не повторяет другую. Парфенон был также украшен рельефными орнаментами и водосливами в виде львиных голов. Все скульптуры и некоторые архитектурные детали (водостоки, карнизы, обрамления дверей, капители колонн) были раскрашены и позолочены. Внутренние помещения храма были украшены картинами лучших мастеров того времени.
В 435 г. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии. С востока к нему была пристроена апсида, для чего была разрушена вся средняя часть восточного фронтона. В 1456 г. турки превратили храм в мечеть, пристроив к нему минарет, но не тронув при этом архитектурного убранства. В 1687 г. при осаде Афин венецианцами Парфенон был сильно поврежден, когда пушечный снаряд попал в находившийся там пороховой склад.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Парфенон
от греч. parthenos - дева)
храм богини Афины Парфенос (Девы) на Акрополе; построен в 447 - 438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. П. представлял собой дорийский периптер (прямоугольник) с 8 колоннами в ширину и 17 - в длину; был изготовлен из пентеликонского мрамора. Внутреннее помещение состояло из двух частей: в восточной находилась статуя Афины, в западной было помещение для девушек, которые ткали для статуи богини пеплос. П. славился своим внешним декором, исполненным Фидием и его учениками. Как центр культа богини Афины храм просуществовал вплоть до конца античной эпохи; в V в. н.э. стал христианским храмом, в XV - мечетью; разрушен в 1687 г. во время осады Афин венецианским войском.
Боунов Н.И. Памятники афинского акрополя: Парфенон и Эрехтейон. М., 1973; Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Парфенос - прозвище Афины, как богини-девственницы. Храм сооружен во время правления Перикла. Архитекторами Парфенона были Калликтрат и Иктин. О скульптурах, украшающих Парфенон, см. Элджинские мраморы и Фидий. В более позднее время в Парфеноне хранилась государственная казна. В 5 в. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии, а в 15 в. - турецкой мечетью. В 1687 при осаде Афин венецианцами сильно поврежден.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
храм Афины-Дезы (Парфенос) на афинском Акрополе, шедевр гр. иск-ва классики. Построен на месте неоконч. «Предпарфенона», по инициативе Перикла и общему замыслу Фидия, при участии архитекторов Иктина и Калликрата. Начат в 447, освящен в 438 до н. э. Возводился как гл. здание Афин и представлял собой не только храм, но и хранилище гос. казны, монумент победы греков в войне с персами, памятник славы и величия афинского гос-ва. Сооружен на верх, площадке Акрополя, виден с любой точки города и с о-вов Саламин и Эгина. Зап. сторона П., вместе с входной стеной Акрополя, обращена к холму Пникс, где проводились нар. собрания. На площадке Акрополя храм развернут в три четверти - в ракурсе, дающем возможность охватить взглядом все здание. В структуре П. очевидно стремление к созданию всеэллинского стиля, подчеркивающего значимость Афин. П. выстроен из пентелийского мрамора как дорич. периптер, но с элементами ионич. ордера (8 вместо 6 колонн по торцам, 17 - по бокам, ионийский фриз по наосу, два ордера в интерьере). План его сложнее обычного: за наосом был еще зал, отделенный от него стеной и сообщавшийся с опистодомом, - собств. Парфенон, «девичий чертог». Здесь хран. казна и архив. Наос был трехнефным, по трем сторонам его шла двухъярусная колоннада, на фоне к-рой, за бассейном, стояла хрисоэлефантинная статуя богини. Алтарь ее находился вне храма, у вост. входа. В раскрытии идейного замысла П., помимо его пространственного построения и структуры, огромную роль играл скульпт. декор, также задуманный Фидием. Оба фронтона посвящались Афине: вост., главный, представлял сцену ее рождения - событие космической важности, появление нового божества; зап. изображал спор Афины и Посейдона, имеющий значение и для полиса, и для Греции, к-рую Афины спасли и прославляют. Темы метоп дорич. фриза разделены по сторонам здания: вост. - борьба богов с гигантами, сев. - взятие Трои, зап. - греки и амазонки, южный - борьба лапифов с кентаврами. По верху стен наоса проходит ионич. фриз, представляющий процессию во время великого праздника Панафиней. Она начинается на сев. стене и завершается на вост., где изображена кульминация праздника - принесение Афине гл. дара - ее нового одеяния, пеплоса. П. оказался исключительно прочной постройкой. Обращенный снач. в христианский храм, потом в мечеть, он стоял до к. XVII в.; был разрушен взрывом порохового склада. В Нов. вр. в П. дважды производились реставрационные работы. Его детали и фр-ты скульпт. декора находятся в различных музеях мира.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
храм богини Афины Парфенос (Девы) на Акрополе; построен в 447 - 438 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом. П. представлял собой дорийский периптер (прямоугольник) с 8 колоннами в ширину и 17 - в длину; был изготовлен из пентеликонского мрамора. Внутреннее помещение состояло из двух частей: в восточной находилась статуя Афины, в западной было помещение для девушек, которые ткали для статуи богини пеплос. П. славился своим внешним декором, исполненным Фидием и его учениками. Как центр культа богини Афины храм просуществовал вплоть до конца античной эпохи; в V в. н.э. стал христианским храмом, в XV - мечетью; разрушен в 1687 г. во время осады Афин венецианским войском.
Боунов Н.И. Памятники афинского акрополя: Парфенон и Эрехтейон. М., 1973; Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. М., 1968.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Парфенос - прозвище Афины, как богини-девственницы. Храм сооружен во время правления Перикла. Архитекторами Парфенона были Калликтрат и Иктин. О скульптурах, украшающих Парфенон, см. Элджинские мраморы и Фидий. В более позднее время в Парфеноне хранилась государственная казна. В 5 в. Парфенон стал христианской церковью Св. Марии, а в 15 в. - турецкой мечетью. В 1687 при осаде Афин венецианцами сильно поврежден.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
храм Афины-Дезы (Парфенос) на афинском Акрополе, шедевр гр. иск-ва классики. Построен на месте неоконч. «Предпарфенона», по инициативе Перикла и общему замыслу Фидия, при участии архитекторов Иктина и Калликрата. Начат в 447, освящен в 438 до н. э. Возводился как гл. здание Афин и представлял собой не только храм, но и хранилище гос. казны, монумент победы греков в войне с персами, памятник славы и величия афинского гос-ва. Сооружен на верх, площадке Акрополя, виден с любой точки города и с о-вов Саламин и Эгина. Зап. сторона П., вместе с входной стеной Акрополя, обращена к холму Пникс, где проводились нар. собрания. На площадке Акрополя храм развернут в три четверти - в ракурсе, дающем возможность охватить взглядом все здание. В структуре П. очевидно стремление к созданию всеэллинского стиля, подчеркивающего значимость Афин. П. выстроен из пентелийского мрамора как дорич. периптер, но с элементами ионич. ордера (8 вместо 6 колонн по торцам, 17 - по бокам, ионийский фриз по наосу, два ордера в интерьере). План его сложнее обычного: за наосом был еще зал, отделенный от него стеной и сообщавшийся с опистодомом, - собств. Парфенон, «девичий чертог». Здесь хран. казна и архив. Наос был трехнефным, по трем сторонам его шла двухъярусная колоннада, на фоне к-рой, за бассейном, стояла хрисоэлефантинная статуя богини. Алтарь ее находился вне храма, у вост. входа. В раскрытии идейного замысла П., помимо его пространственного построения и структуры, огромную роль играл скульпт. декор, также задуманный Фидием. Оба фронтона посвящались Афине: вост., главный, представлял сцену ее рождения - событие космической важности, появление нового божества; зап. изображал спор Афины и Посейдона, имеющий значение и для полиса, и для Греции, к-рую Афины спасли и прославляют. Темы метоп дорич. фриза разделены по сторонам здания: вост. - борьба богов с гигантами, сев. - взятие Трои, зап. - греки и амазонки, южный - борьба лапифов с кентаврами. По верху стен наоса проходит ионич. фриз, представляющий процессию во время великого праздника Панафиней. Она начинается на сев. стене и завершается на вост., где изображена кульминация праздника - принесение Афине гл. дара - ее нового одеяния, пеплоса. П. оказался исключительно прочной постройкой. Обращенный снач. в христианский храм, потом в мечеть, он стоял до к. XVII в.; был разрушен взрывом порохового склада. В Нов. вр. в П. дважды производились реставрационные работы. Его детали и фр-ты скульпт. декора находятся в различных музеях мира.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)