Деян 2.9)-жители Парфии, бывшей до 3 в. до РХ областью Мидии, а позже-отдельным царством. В этом царстве, расположенном в гористой и малоплодородной земле, жило много евреев, потомков тех, которые были переселены из Самарии за Евфрат.
Парфяне
Парфяне
ПАРФЯНЕ
(англ. Parthians), степной народ, внедрившийся в Северо-Восточный Иран около 250 г. до н.э. и образовавший царство на территории государства Селевкидов. Между 160 и 140 гг. до н.э. Митридат I превратил парфянское царство в империю, просуществовавшую 350 лет в конфликтах с Селевкидами, а затем и римлянами до того, как была уничтожена Сасанидами.
Источник: Археологический словарь. 1990
Парфяне
дикий народ, живший в небольшой, неплодородной гористой стране Парфии, к юго-востоку от Каспийского моря; сначала они находились под властью ассирийцев, персов и Селевкидов, но потом, около 256 г. до Р.Хр., под предводительством Арсака образовали самостоятельное царство, которое значительно распространилось по Сирии и Малой Азии и причиняло римлянам не мало хлопот. В Парфянском царстве, во время Иисуса Христа жили тысячи евреев, большею частью потомки тех 10 колен, которые были переселены ассирийцами по ту сторону Евфрата. Парфяне упоминаются на первом месте, между присутствовавшими в Иерусалиме в День Пятидесятницы (Деян. 2:9).
ПАРФЯНЕ
народность, обитавшая в 1-м тыс. до н.э. и в первые века н.э. к Ю.-В. от Каспийского м., на терр. совр. Юж. Туркмении и Хорасана (древ. обл. Партава — Парфия). П. говорили на одном из иран. яз., занимались гл. обр. земледелием — ирригац. сооружения в Парфии известны уже в нач. 1-го тыс. до н.э. П. входили в состав Мидийского царства, а затем (уже при Кире II) — в державу Ахеменидов, к-рым платили подати и поставляли воинов (конных лучников). При Дарии I в Парфии и в соседней Гиркании вспыхнуло восстание, с трудом подавл. ахеменидск. вой-сками (сраж. 8 марта и 12 июля 521). В 20-х гг. 4 в. до н.э. П. были покорены Александром Македонским, а затем (с 281 до н.э.) вошли в состав госуд. Селевкидов. Ок. 250 до н.э. возникло самостоят. Парфянское царство, первонач. ядром к-рого была терр. П. Осн. религия П. — зороастризм; большой популяр. пользовались также культы Митры и Нанайи (Анахиты). Парфян. письменность возникла на основе арамейск. алфавита. Из памятников парфян. светской лит-ры сохран. лишь очень немн. в перс. обработке. Парфян. яз. продолжал еще употребляться в 3 — 4 вв. н.э. при Сасанидах; ок. 6 в. был вытеснен перс. яз.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Парфяне
парны, иранская народность, кочевники. Под предводительством Аршака I (основателя династии Аршакидов) вторглись в пров. государства Селевкидов — Парфию. В ходе борьбы, ведшейся с переменным успехом, они распространили свою власть на В. (Бактрия) и 3. Митридат I (ок. 160–137 до н. э) завоевал Месопотамию. Митридат II (123 — 87) превратил Армению в вассальное царство. При нем, во время военных действий Суллы в М. Азии, произошел первый дипломатич. контакт с римлянами. В 53 до н. э. — первое военное столкновение с римлянами (битва при Каррах). В 66 н. э. между Нероном и Вологесом I было достигнуто соглашение о разграничении сфер влияния в Армении. Войны Траяна с П. (114–117) наиболее острый период противоборства Рима и П. Экономически и политически Парфянское царство было очень пестрым: подвластные правители обладали большой автономией, знать, располагающая огромными земельными владениями, пользовалась большим влиянием в царском совете, частые споры из-за трона и другие трудности ослабляли центральную власть. Так, Сев. Месопотамия отошла к римлянам, вост. районы (Кушанское царство) из-за постоянных нападений кочевников были потеряны. В 226 погиб последний парфянский царь Артабан V при попытке подавить восстание иранских областей, находившихся под властью Ардашира (Сасанидов). П. заимствовали в сильно измен, виде эллинистич. основы администрации (опора на города, система администрации, греч. яз. в качестве государств, языка). В культуре четко видны процессы взаимодействия эллинских и местных элементов.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАРФЯНЕ
народность, обитавшая в 1-м тыс. до н. э. и в первые века н. э. к Ю.-В. от Каспийского м., на терр. совр. Юж. Туркмении и Хорасана (древняя область Партава - Парфия). П. говорили на одном из иран. яз., занимались гл. обр. земледелием - ирригац. сооружения в Парфии известны уже в нач. 1-го тыс. до н. э. П. входили в состав Мидийского царства (см. Мидия), а затем (уже при Кире II) - в державу Ахеменидов, к-рым платили подати и поставляли воинов (конных лучников). При Дарии I в Парфии и в соседней Гиркании вспыхнуло восстание, с трудом подавленное ахеменидскими войсками (сражения 8 марта и 12 июля 521). В 20-х гг. 4 в. до н. э. П. были покорены Александром Македонским, а затем (с 281 до н. э.) вошли в состав гос-ва Селевкидов. Ок. 250 до н. э. возникло самостоят. Парфянское царство, первоначальным ядром к-рого была терр. П. Осн. религия П. - зороастризм; большой популярностью пользовались также культы Митры и Нанайи (Анахиты). Парфян. письменность возникла на основе арамейского алфавита. Из памятников парфян. светской лит-ры сохранилось лишь очень немногое в перс. обработке. Парфян. яз. продолжал еще употребляться в 3-4 вв. н. э. при Сасанидах; ок. 6 в. был вытеснен перс. яз. Потомки древних парфян участвовали в этногенезе туркменского народа (на терр. Ср. Азии) и перс. народа в Вост. Иране (Хорасане). Лит.: Массон В. М., Древнеаемледельческая культура Маргианы, М.-Л., 1959 (МИА, No 73); Herzfeld E., Medisch und Parthisch, "Archaeologische Mitteilungen aus Iran", 1934, Bd 7; Ghilain A., Essai sur la langue parthe..., Louvain, 1939; Henning W. В., Mitteliranisch, в сб.: "Handbuch der Orientalistik", Bd 4 - Iranistik, Leiden - K?ln, 1958.