ПАРИС
в греческой мифологии сын царя Трои Приама. Зевс поручил П. рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту. Признав победительницей Афродиту, П. обеспечил себе ее поддержку при похищении им жены царя Спарты Менелая — прекрасной Елены, но вызвал ненависть двух других богинь, способствовавших падению Трои в войне.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Парис
в мифах древних греков троянский царевич, сын Приама и Гекубы. В споре между тремя богинями - Герой, Афиной и Афродитой - о том, кто из них прекраснее, Парис признал победительницей Афродиту (суд Париса), ей он отдал яблоко раздора, и богиня потом помогала ему. Отправившись в Грецию, Парис воспользовался гостеприимством спартанского царя Менелая и похитил его жену - красавицу Елену и большие сокровища, что послужило причиной Троянской войны, в которой сам Парис не принимал активного участия. От его стрелы погиб Ахилл, а сам Парис не смог избежать отравленной стрелы Филоктета, которая принесла ему смерть.
Источник: Исторический словарь
Парис
также Александр, прекрасный сын царя Приама из Трои и Гекубы. Объявленный, согласно сну его матери, и в результате пророчества причиной будущей гибели города, он был брошен на гope Ида и вырос в семье пастуха. П. выступил судьей в споре богинь Геры, Афродиты и Афины о яблоке раздора в пользу Афродиты (суд П.). С помощью последней он похитил Елену, увез ее в Трою и, т. о., явился причиной Троянской войны. П. умертвил Ахилла и умер от огравл. стрелы Филоктета. Сказание о П. . особенно суд Париса послужили сюжетом для многочисл. произведений искусства: живопись Лукаса Кранаха Старшею, Рубенса (4 варианта). Ватто, X. Маре, М. Клинтера, Ренуара, Готена, бронзовый рельеф Ренуара, драма Г. Сакса.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАРИС
герой многочисленных сказаний, второй сын Приама и Гекубы. Он был воспитан на горе Иде пастухом и получил имя Александра, т. е. «защитника мужей» за то, что защищал стада и пастухов. На горе Иде он женился на дочери речного бога Эноне, но затем покинул ее. На свадьбу царя Пелея и нереиды Фетиды были приглашены все боги, за исключением богини раздора — Эриды. Разгневанная богиня бросила в толпу божественных гостей Пелея золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера, Афродита и Афина заспорили о том, кому из них по справедливости должно достаться яблоко. Зевс приказал Гермесу отвести спорящихбогинь на гору Иду и предоставить решение спора пастуху Парису. Гера, чтобы побудить его решить спор в ее пользу, обещала ему власть и богатство, Афина — мудрость и славу, а Афродита — обладание красивейшей женщиной в мире. Парис отдал предпочтение Афродите. Затем он отправился в Грецию ко двору спартанского царя Менелая, увез его жену, Елену, самую красивую женщину в мире, и таким образом подал повод к Троянской войне. Под стенами Трои Парис сражался с Менелаем и был бы убит, если бы его покровительница Афродита не покрыла его облаком и не вывела из боя невредимым. При помощи Аполлона Парис убил Ахилла. Позже Парис был убит знаменитым стрелком Филоктетом, который поразил его отравленной стрелой Геракла. Раненый Парис побежал на гору Иду к первой жене своей Эноне, но она отказалась помочь ему, и он снова вернулся в Трою, где и умер.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Парис
греч. Paris)
в греческой мифологии сын троянского царя Приама и Гекубы, брат Гектора, присудивший знаменитое яблоко раздора Афродите. С помощью Афродиты П. похитил жену спартанского царя Менелая Елену, что, согласно мифу, стало причиной войны греков с троянцами.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Один из сыновей Приама. Его мать Гекуба увидела вещий сон, согласно которому ее будущий сын станет причиной гибели города (ей приснился горящий факел). Родители бросили младенца в горах, но он выжил, подобранный и воспитанный пастухами. Опознание Париса произошло после его победы на спортивных состязаниях в Трое. Парис, фигурирующий у Гомера под именем Александра, воспользовавшись гостеприимством Менелая, похитил его жену Елену, что послужило причиной начала Троянской войны. Во время поединка Александра с Менелаем Афродита похищает Александра, спасая ему жизнь. Позднее возникли легенды о Суде Париса, о том, как он покинул Энону, убил Ахилла и сам погиб от стрелы Филоктета. Оценка Александра ("отражающий мужей") в античных комментариях различна: это и мужественный, сильный воин, это и изнеженный, трусоватый красавец, фаворит Афродиты.
Может быть, поэтому сюжеты с участием Париса привлекали внимание художников, особенно эпизод с выбором красивейшей из богинь. Кранах Старший, Рубенс, Ватто, Джорджоне, Ренуар, Гоген, несомненно, были на стороне Париса в этом вопросе.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
Парис
в греческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба вынашивала второго ребенка, ей приснился страшный сон: она родила пылавший факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели объяснили сон царицы: ожидаемый ею сын станет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам приказал бросить его на горе Иде, полагая, что он будет растерзан зверями. Но ребенок был найден пастухом и воспитан им. Ему дали имя Парис (по-фригийски «борец»). Ко времени пребывания Париса на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Желая склонить Париса на свою сторону, Гера обещала сделать его наиболее могущественным из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. Парис признал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Но до этого имело место узнавание Париса его родителями и его возвращение в Трою как царского сына: во время спортивных состязаний в Трое Парис одолел всех соперников, включая сыновей Приама, но был опознан сестрой-пророчицей Кассандрой, пытавшейся его убить для спасения Трои. Но обрадованные возвращению сына родители с радостью приняли Париса в дом. Затем Парис отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, похитил его жену, красавицу Елену, и большие сокровища. Этот поступок Париса послужил причиной Троянской войны, в которой сам Парис не принимал активного участия. В единоборстве с Менелаем Парис был побежден и сохранил жизнь благодаря вмешательству Афродиты. Смерть Парису принесла отравленная стрела Филоктета. Образ Париса запечатлен на полотнах П. Рубенса, О. Ренуара, П. Гогена.
Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.
Парис
— фамилия нескольких артистов французской труппы императорских С.-Петербургских театров: 1) Парис — актер "на роли резонеров в комедиях и первые роли (по надобности) как трагические, так и комические". Состоял в службе с 1-го декабря 1788 г. по 1-е декабря 1794 г. по контракту, возобновлявшемуся чрез три года, и получал 1600 р. жалованья и 400 р. "вояжных" денег. 2) Парис д´Обиньи (Paris d´Aubigni), Этьен — состоял в службе с 25-го июня 1789 г. по 1 июля 1792 г. по контракту; получал 1200 руб. жалованья и 300 руб. "вояжных". На его обязанности лежало занимать роли "des financiers, manteaux, des grimes, des pères nobles et resonneurs, des grands confidents à recis des seconds rois et de premiers au besoin". 3) Парис (Denis Guillaume Alexis Paris), род. в 1756 г., ум. 18-го января 1840 г. — капельмейстер французского театра. 1-го марта 1799 г. поступил на службу дирекции театров, обязуясь по контракту "faire exécuter tous les opéras bouffons et tous les opéras français, de meme que les balets, pantomimes et divertissements des pièces, pour enseigner aux acteurs, qui l´exigeront, les rôles des nouveaux opéras". Получал жалованья 2600 p. в год. Им написана музыка к балету "L´arrivée des Thetis" (1799 г.). 4) Парис — актриса французской труппы; состояла на службе до 18-го апреля 1788 г. с жалованьем сперва по 1200 руб., потом 1500 руб. в год.
Архив дирекции императорских театров. СПб., 1892; Сборник Имп. Русск. Историч. Общества, т. 62, стр. 132.
К. Храневич.
{Половцов}
Парис
(Paris Denis Guillaume Alexis), директор музыки франц. театра в СПб. при Павле I, р. 1756 г., † 1840 г. 18 янв.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ПАРИС
в греч. миф. троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна вторым ребенком, ей приснился страшный сон, будто она родила пылающий факел, от к-рого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них назыв. Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребенок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя П. Позднее, когда юноша П. храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр («отражающий мужей»). Ко времени пребывания П. на Иде источ. относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд П. над тремя богинями, заспоривш. о своей красоте. Желая склонить П. на свою сторону, Гера обещала сделать его самым могуществ. из земных царей, Афина — самым храбрым героем, Афродита — обладателем самой красивой женщины. П. признал прекраснейшей из богинь Афродиту, к-рая и помогла ему потом увлечь Елену и сделать ее своей женой. Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание П. родителями и его возвращение в Трою в кач-ве царского сына: во время спорт. состязаний в Трое (в к-рых П. решился принять участие, несмотря на свое (мнимо) низкое происхожд.) он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой — пророчицей Кассандрой, пытавш. убить П., чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадов. тем, что нашли сына, давно ими оплакан., с радостью приняли его в дом. Затем П. отправился в Грецию, где, воспользовавш. гостеприимством спарт. царя Менелая, похитил его жену — красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок П. по-служил причиной Троянской войны, в к-рой сам П., согл. «Илиаде», не принимал актив. участия: в единоборстве с Менелаем он был побежден, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты, и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гектор. Впослед. от его стрелы, направл. Аполлоном, погибает Ахилл, в то время как и сам П. не может избежать отравл. стрелы Филоктета, принесшей ему смерть.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАРИС
• Paris,
?????, ??????????, второй сын Приама и Гекубы. Гекубе снилось до его рождения, что она родила пожар, распространяющий свое пламя по всей Трое. Когда растолковали этот сон в том смысле, что ее сын будет причиной гибели родного города, то Приам передал его пастуху Агелу и приказал снести его на гору Иду и оставить там. Но П. не погиб; его кормила медведица; на пятый день пастух нашел его невредимым, вскормил его вместе со своим ребенком и дал ему имя П. Имя ?????????? (отразитель мужей) получил он оттого, что, выросши, храбро защищал стада и пастухов. На горе Иде он женился на предвещательнице Эноне, дочери речного бога Кебрена, и жил с ней в уединении весьма счастливо. Когда этот красавец пастух принес в город быка для жертвы, то родители узнали его и оставили у себя. Немного времени спустя он похитил Елену — и дал повод к Троянской войне. Когда на свадьбе Пелея богини Гера, Афина и Афродита заспорили о яблоке Эриды и о своей красоте, то Гермес повел их, по приказанию Зевса, на Гаргар, часть горы Иды, чтобы Парис, который еще пас тогда свои стада, разрешил их спор. Гера обещала ему власть и богатство, Афина мудрость и славу, Афродита самую красивую жену. Он присудил яблоко Афродите. Вследствие этого обстоятельства Гера и Афина сделались непримиримыми врагами Трои. Ноm. Il. 24, 28. Eur. Iphig. Aul. 1289. Eur. Troad. 925. Andr. 284. Hel. 23. При помощи Афродиты П. похитил Елену, самую красивую женщину, жену Менелая, у которого он гостил во время путешествия по Греции, и привез ее из Спарты через Финикию в Трою. Ноm. Il. 6, 290. По позднейшим сказаниям, Елена не была привезена в Трою, а была оставлена у Протея в Египте, а Зевс и Гера дали П. призрак, похожий на Елену. Eur. El. 1280. Hel 33. 243. 584. Hdt. 2, 118. 120. ср. об этом Sengebusch, diss. Ноm. 1, 149 слл. В Троянской войне П. не отличался особенной храбростью; он, конечно, сведущ в военном искусстве и отличный стрелок, но непостоянного характера: то храбрый и отважный, то трус и изнеженный; ему более по сердцу женщины и музыка, чем серьезное дело войны. Гомер восхваляет его красоту. Троянцы ненавидят его, как виновника войны. Ноm. Il. 3, 16 слл. 6, 313 слл. 504 слл. 11, 369. 505. 581. С помощью Аполлона он убил Ахилла (см. Ахилл), но сам был ранен, незадолго до взятия Трои, Филоктетом стрелой Геракла. Soph. Phil. 1426. П. побежал на Иду к оставленной первой своей жене, Эноне, которая напрасно удерживала его от поездки в Спарту. Он надеялся, что Энона его вылечит, т. к. она обещала это, и она одна могла его вылечить, но, рассердившись на него за измену, она отказала ему в помощи и прогнала его. П. отправился в Трою, где и умер. Энона, раскаявшись в своей жестокости, отправилась потом в Трою, но опоздала, вследствие чего повесилась. Елена ему родила: Буника, Корифа, Агава, Идея и дочь Елену. Корифом назывался также сын Эноны. П. изображается безбородым юношей, весьма красивой наружности, в фригийской шапке.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884