Парлер

Найдено 1 определение
Парлер
, Петер (Parler, Peter), в Чехии — ПАРЛЕРЖ, Петр (Parler, Petr) 1330/1332, Кельн или Швабиш-Гмюнд — 1399, Прага. Немецко-чешский архитектор и скульптор. Учился у отца, архитектора Генриха Парлера, работая под его руководством на строительстве церкви Св. Креста в Швабиш-Гмюнде. С 1356 возглавил большую мастерскую по сооружению и украшению скульптурой собора Св. Вита в Праге. Помимо ряда капелл собора с надгробиями королей из династии Пржемысловичей (1370-е) им сооружен трифорий хора, украшенный пластическим декором (1374—1385). В этот же период руководил строительством Карлова моста в Праге, на надвратной башне которого также помещены скульптурные изображения (1380-е). После почти 20-летней архитектурной практики на строительстве собора Св. Вита Парлер, не прекращая основной деятельности, обратился к скульптуре. Согласно программе пластического декора, выдвинутой заказчиком собора королем Чехии Карлом IV, в нескольких новых капеллах были воздвигнуты надгробия его предков. Два из них — Пржемысла Оттокара I и Пржемысла Оттокара II — наиболее достоверные произведения мастера, засвидетельствованные документально (1376—1377). Надгробия традиционны по композиции: саркофаги с возлежащей на крышке фигурой покойного. Однако сами изображения отличаются необыкновенной для того времени пластической силой, объемностью скульптурной формы, создающей впечатление почти статуарной пластики. Хотя надгробия сильно пострадали от времени, лица королей поражают своей индивидуальностью. Одновременно велась работа над скульптурными произведениями, совершенно необычными для того времени. Во втором ярусе собора — в трифориях, расположенных над хором, возникла целая портретная галерея — правящего короля, его родственников, прелатов церкви, каноников соборного капитула, ведавшего строительством, а также двух зодчих собора, в общей сложности 21 портрет. Они исполнены из камня и представляют собой погрудные изображения реально существовавших лиц. Подобный цикл стал новым словом в истории европейской скульптуры. В манере выполнения бюстов различают руку нескольких мастеров. Бесспорной работой Парлера считается его Автопортрет (1378—1379). Он отличается большей индивидуальностью черт лица, строения головы, открытым, обращенным к зрителю взором. Близок ему по пластической манере бюст юного Вацлава IV (1375—1378). Пленительны женские образы, особенно Анны Свидницкой (1375—1378). Среди скульптурного декора башни Карлова моста ближе всего к манере Парлера три статуи второго яруса — Карла IV, его наследника Вацлава IV, сидящих на тронах с эмблемами королевской власти, и расположенная несколько выше стоящая фигура св. Вита. Скульптуры расположены достаточно высоко над проездной аркой, поэтому мастер прибегает к более смелой проработке форм. Складки одежд образуют либо глубокие тени, либо ярко обрисовываются на свету. Столь же подчеркнуто проработаны черты лиц. Творчество Парлера стало высшим достижением скульптуры своего времени. Пластическая выразительность, монументальность образов отличает его от большинства скульптурных произведений того времени. Его ученики и соратники распространили принципы искусства мастера по многим немецким городам.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Ювалова Е. П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350—1420. М., 1998; Gots S. Peter Parler. // Die Parler und der schone Stil. 1350—1400. 3 Bd. Koln, 1979.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006