Парменид

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Парменид
(шт. Parmenides) из Элей (Юж Италия), треч. философ ок. 540–480 до н. э., тлава школы элеатов, возможно ученик Ксенофана. П. . который на родине выступал как законодатель, м. б., как представитель аристократич. партии, в этико-политич. плане находился под влиянием пифагорейцев. Его философия известна прежде всего из фрагментов его поэтич. сочинения «О природе». Не считая Гераклита, он был первым, кто провел четкое разграничение ощущения и мышления. Только последнее может привести к истине. Существует только одно-единств., как хорошо округл., мыслимое материально, очевидное, неизменное сущее, не сущего не существует. Сущее, единственно достойное размышления, г. о., отождествлялось с мышлением Вопреки своему материальному характеру сущее являет противоположность области явлений внешнего мира, который открыт разуму. Это — чистый обман чувств, между ним и миром сущего нет никакой связи. И все-таки П. попытался в гипотетич. форме дать объяснение области явлений внешнею мира, исходя из причин, находящихся за его пределами. Он использовал для этою, в частности, соображения ионийцев, однако решительно подчеркнул, что эта гипотеза не может претендовать на то, чтобы быть истинной. Учение П., который отрицал явления внешнею мира, множественность и подвижность вещей, было противоположно учению Гераклита и оказало значительное влияние на Платона.

Источник: Словарь античности. 1989

Парменид
из Элеи в Южной Италии, род. ок. 540 или ок. 515 г. до н. э., греческий философ. Происходил из знатной и богатой семьи. По-видимому, составил законы для жителей Элеи. На 65 году жизни посетил Афины. Вопреки господствовавшему в древности мнению, П. не был учеником Ксенофана, хотя концепция Бога у последнего и оказала влияние на его взгляды. П. основал Элейскую школу, его учеником был Зенон Элейский. Философские взгляды П. отразил в поэме О природе (Peri physeos; ок. 480 г. до н. э.), которую читали еще в IV в. н. э. Во вступлении к поэме П. описал свое путешествие в сопровождении дочерей Солнца из дома Ночи к жилищу Света, где его встретила Справедливость (Dike) и открыла истину (aletheia; это первая часть поэмы) и причины человеческих заблуждений (это ее вторая часть). От произведения сохранилось примерно 150 гекзаметров. По мнению П., существует единое, вечное, неподвижное сущее в образе шара. Поскольку сущее не может не существовать, а небытие не может существовать, то ничего не появляется из ничего и в ничто не возвращается. Бытие можно познать только разумом, "ибо бытие и мышление одно и то же". Небытие невозможно понять. П. отбрасывает чувственное восприятие как ложное и признает орудием познания разум. П. был сторонником дедуктивного метода в философии. Причина человеческих заблуждений кроется в представлении о существовании двух различных и противоположных мировых принципов: света и тьмы. Во второй части своей поэмы П. критикует Гераклита (признающего существование бытия и небытия во всех вещах), пифагорейцев, говорящих о существовании 10 пар противоположностей, а возможно, и ионийских натурфилософов (Анаксимандра, Анаксимена и Фалеса). Философия П. нашла невероятный отклик. Системы Эмпедокла, Анаксагора и впоследствии Демокрита пытались разрешить поставленный П. вопрос о возможности сосуществования рождения и гибели, движения и множественности. Онтология Платона вытекает из философии П. Благодаря Платону, Плотину и Проклу онтология П. господствовала в европейской философии до начала нового времени. Сущность этой онтологии понимают по-разному. Одни считают его "отцом материализма", а другие — "отцом идеализма", поскольку в его произведениях можно найти подтверждение как одного, так и другого. П. является одним из героев, давших имена диалогам Платона.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ПАРМЕНИД
   • Parmen?des,

         ??????????, происходивший из знатного и богатого рода в Элее, процветал ок. 500 г. до Р. X., ученик и друг Ксенофана, а по другим, также слушатель Анаксимандра. Полагают, что он вместе с Зеноном, который был немного моложе его, пришел в Афины, где познакомился с Сократом. В П., диалоге Платона, он представлен беседующим с Сократом, который называет его словами Гомера ???????? ?? ´??? ?????? ??. Его путешествие в Афины состоялось, по всем признакам, в 458 г., но точного указания об этом, равно как и об остальной его жизни, мы не имеем. Сограждане его высоко почитали; свое благосостояние они приписывают, по большей части, его законам. Его высоконравственная жизнь служила образцом. Лекции о философии он читал поэтически. Отрывки сохранились у Секста Эмпирика и Симплиция: первый отрывок, самый большой, есть аллегорическое введение к поэме ????? ??????, написанное дактилями, полное поэтического вдохновения; остальное, кажется, было проще и без всяких прикрас (Cic. acad. рr. 23, 74 называет стихи minus bonos versus). Он различает двоякого рода знание, знание мышления или истины и знание человеческого мнения. Чувствование и мышление были для него одно и то же; посредством смешивания их он производит припоминание и забвение. Он более всего занимается противоположными понятиями: сущим и не сущим. По его учению, речь и мысль есть сущее, ибо сущее есть, но несуществующего вовсе нет. Кроме сущего, нет ничего; это сущее не рождается, не погибает, оно есть нечто неделимое, само по себе совершенное, не нуждающееся ни в чем другом. Мир внешних явлений непознаваем, и только то мышление, предмет которого составляет сущее, имеет свое основание; то же сущее, которое не может быть предметом мышления, не может быть познаваемо. Мышление и то, к чему относится мысль, есть одно и то же; ибо ты не найдешь мышления без сущего, в котором оно выражается; это сущее есть и будет не что другое, как мысль. ´??????? ????? ?????? ?? ???? ?´?????? ????? ?????. ??? ???? ´???? ???? ???????, ??? ??? ???????????? ??????, ????????? ?? ??????. ??????? ???? ´? ´????? ´? ´????? ´???? ?????? ???? ???????. Зенон и другие элеаты развили эти положения более подробно. Отрывки сочинений П. и остальных элеатов собраны Brandis´oм commentatt. Eleat, p. 1 (1813), S. Karsten (1835) и Mullach´oм (1845).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Парменид
(5-4 вв. до н. э.)

   Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял "учение истины" и "учение мнения". В "учении мнения" Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

(ок. 540 - ок. 480)

   др.-гр. философ и поэт, создатель фундаментального учения элеатов. Происх. из Элей. Ученик Ксенофана и Аминия-пифагорейца. Осн. соч. П. - филос. поэма «О природе», написанная гомеровским языком, сохран. в отрывках (ок. 160 ст.). Свой путь к знанию П. рисует в виде колесницы, к-рой открывает ворота Дика (Правда).

   П. ввел понятие невеществ, бытия, к-рое обозначает все существующее, а не только материальную природу. Оно не возникает и не исчезает, не двигается и не меняется. Оно однородно и цельно (неделимо). Бытие-Единое П. имеет сферическую форму, но не пространств., а умозрит., к-рая сообщает ему единство и бесконечность (не беспредельность) одновременно. П. фактич. отождествлял мышление и бытие: одно не может существовать без др., мысль выражается в бытии, и наоборот. Ум (Нус) всегда присутствует в Едином. Логос у П., в отличие от гераклитовского Логоса, явл. не истиной (разумным принципом, связывающим чувственно-веществ. многообразие), а понятием, содержащим в себе противоречивое челов. понимание мира. Он направлен на выявление истины и подтверждение единства, тождества и полноты бытия. Мир вещей заслоняет истинное бытие от философа. Оно может быть познано лишь ´в результате «просветления» ума, кругового разумного созерцания сущего. Познание не требует рассуждений, т. к. во время созерцания челов. мысль сливается с Единой Мыслью-Бытием и постигает ее. Небытия нет, его нельзя познать и выразить в слове, его имя условно и порождено ложным мышлением. Непросветленное бытие составляет мир видимости, чувственно-веществ. многообразие, причина кажущейся противоречивости к-рого заключается в том, что человеческий разум искажен ложными ощущениями. Бытию присуща абсолют, полнота, оно ни в чем не испытывает недостатка, явл. совершенным и воплощает в себе истинное´ благо. Космос П. состоит из 2 начал (свет и ночь), одно из к-рых - определяющее, др. - пассивное. Мир сферичен, все в нем ритмично возникает, растет и гибнет, повинуясь Эросу. Эрос порожден богиней, к-рая управляет миром из центра космоса.

   Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

   М.О.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
139.01 кб

«Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого

Доддс Эрик
Перевод А.С. Афонасиной и Е.В. Афонасина (Центр изучения древней философии и классической традиции, Новосибирск). Первый перевод на русский язык классической статьи оксфордского антиковеда Эрика Доддса:
Читать PDF
725.11 кб

Парменид у истоков философии религии в античности

Вевюрко Илья Сергеевич
Статья посвящена истории зарождения в античном мире такого значимого направления науки как философия религии.
Читать PDF
135.57 кб

ЧТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИД (лекция 6)

В.В. Бибихин
Читать PDF
1.22 мб

«Парменид» как своевременный и неуместный текст. М. Хайдеггер. Парменид. Пер. С нем. А. П. Шурбелева

Смулянский А. Е.
Считается, что каждое издание крупного и пользующегося известностью автора должно удостаиваться рецензии, выражающей меру почтительности к так называемому «событию», которое это издание собой представляет.
Читать PDF
420.53 кб

Категория небытия в античной философской традиции: Парменид, софисты, Платон, неоплатоники

Семенов Д.В.
Рассматривается имеющаяся в античной философской традиции диалектика небытия и бытия, которая не только не понижает статуса бытийного, но, напротив, дает ему вполне надежное основание и высокое значение.
Читать PDF
121.23 кб

О пустых терминах: Аристотель и Парменид

Я. А. Слинин
In the paper, we compare Aristotle’s and Parmenides’s views regarding the semantic aspects of logic.
Читать PDF
442.55 кб

Парменид и демокрит: учение о бытии и устойчивость

Трофимова Юлия Александровна
В статье рассматривается трактовка бытия и устойчивости в учениях Парменида и Демокрита. Парменид понимал бытие как единое, неизменное, неподвижное. Для Демокрита бытие это неизменные атомы.
Читать PDF
501.85 кб

«ПАРМЕНИД» М. ХАЙДЕГГЕРА И ПРОБЛЕМАТИКА НЕГАТИВНОСТИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Богомолов Алексей Владимирович, Чуваткина Оксана Андреевна
Статья обращена к интерпретации историко-философского анализа, представленного М. Хайдеггером в произведении «Парменид».
Читать PDF
385.42 кб

Пармениан — донатистский епископ карфагена

Кечкин Иван Эдуардович
В статье рассматриваются жизнь и литературные труды одного из самых ярких предводителей донатизма — Пармениана, епископа Карфагенского.
Читать PDF
316.95 кб

Датировка трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана»

Кечкин Иван Эдуардович
В статье рассматривается проблема датировки антидонатистского трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана».
Читать PDF
1.91 мб

Упражнение по методу Парменида

Рохмистров В. Г.
Читать PDF
209.42 кб

2013. 03. 033–037. Влияние платоновского «Парменида» на Филона александрийского и патристическую фил

Гагинский А. М.
Читать PDF
138.64 кб

2004. 04. 025. Дроздек А. Теология Парменида. Drozdek A. Parmenides' theology // Eranos. - Uppsala,

Хлебников Г. В.
Читать PDF
459.91 кб

Метафизика и физика Парменида и Мелисса в свете двузначной алгебры формальной аксиологии

Лобовиков В.О.
Читать PDF
245.93 кб

Избыточная речь: бытие у Платона и Парменида

Богатов Михаил Александрович
В данной статье исследуется выражение Платона «tO.n Ontwj». Автор предлагает рассмотреть данное лингвистическое усиление (значения бытия) в онтологическом значении как указание на особое, избыточное понимание бытия.

Похожие термины:

  • ПАРМЕНИД из Элеи

    кон. 6 в. — 5 в. до н.э.) — др.-греч. философ, виднейший представитель элейской школы. Учение П., изложенное им в философской поэме «О природе», было направлено против диалектич. взглядов Гераклита.
  • ПАРМЕНИОН

    полководец в армии Филиппа II и Александра Македонского. Убит по указанию последнего, так как тот опасался мщения за казнь сына П., казненного Македонским в 320.
  • ПАРМЕНИСК

       • Parmeniscus,          ???????????        1. пифагореец из Метапонта;        2. грамматик и толкователь Гомера, некоторых трагиков и Арата. Он упоминается наряду с Аристофаном и Аристархом и был, по-видим