Парменид

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Парменид
(шт. Parmenides) из Элей (Юж Италия), треч. философ ок. 540–480 до н. э., тлава школы элеатов, возможно ученик Ксенофана. П. . который на родине выступал как законодатель, м. б., как представитель аристократич. партии, в этико-политич. плане находился под влиянием пифагорейцев. Его философия известна прежде всего из фрагментов его поэтич. сочинения «О природе». Не считая Гераклита, он был первым, кто провел четкое разграничение ощущения и мышления. Только последнее может привести к истине. Существует только одно-единств., как хорошо округл., мыслимое материально, очевидное, неизменное сущее, не сущего не существует. Сущее, единственно достойное размышления, г. о., отождествлялось с мышлением Вопреки своему материальному характеру сущее являет противоположность области явлений внешнего мира, который открыт разуму. Это — чистый обман чувств, между ним и миром сущего нет никакой связи. И все-таки П. попытался в гипотетич. форме дать объяснение области явлений внешнею мира, исходя из причин, находящихся за его пределами. Он использовал для этою, в частности, соображения ионийцев, однако решительно подчеркнул, что эта гипотеза не может претендовать на то, чтобы быть истинной. Учение П., который отрицал явления внешнею мира, множественность и подвижность вещей, было противоположно учению Гераклита и оказало значительное влияние на Платона.

Источник: Словарь античности. 1989

Парменид
из Элеи в Южной Италии, род. ок. 540 или ок. 515 г. до н. э., греческий философ. Происходил из знатной и богатой семьи. По-видимому, составил законы для жителей Элеи. На 65 году жизни посетил Афины. Вопреки господствовавшему в древности мнению, П. не был учеником Ксенофана, хотя концепция Бога у последнего и оказала влияние на его взгляды. П. основал Элейскую школу, его учеником был Зенон Элейский. Философские взгляды П. отразил в поэме О природе (Peri physeos; ок. 480 г. до н. э.), которую читали еще в IV в. н. э. Во вступлении к поэме П. описал свое путешествие в сопровождении дочерей Солнца из дома Ночи к жилищу Света, где его встретила Справедливость (Dike) и открыла истину (aletheia; это первая часть поэмы) и причины человеческих заблуждений (это ее вторая часть). От произведения сохранилось примерно 150 гекзаметров. По мнению П., существует единое, вечное, неподвижное сущее в образе шара. Поскольку сущее не может не существовать, а небытие не может существовать, то ничего не появляется из ничего и в ничто не возвращается. Бытие можно познать только разумом, "ибо бытие и мышление одно и то же". Небытие невозможно понять. П. отбрасывает чувственное восприятие как ложное и признает орудием познания разум. П. был сторонником дедуктивного метода в философии. Причина человеческих заблуждений кроется в представлении о существовании двух различных и противоположных мировых принципов: света и тьмы. Во второй части своей поэмы П. критикует Гераклита (признающего существование бытия и небытия во всех вещах), пифагорейцев, говорящих о существовании 10 пар противоположностей, а возможно, и ионийских натурфилософов (Анаксимандра, Анаксимена и Фалеса). Философия П. нашла невероятный отклик. Системы Эмпедокла, Анаксагора и впоследствии Демокрита пытались разрешить поставленный П. вопрос о возможности сосуществования рождения и гибели, движения и множественности. Онтология Платона вытекает из философии П. Благодаря Платону, Плотину и Проклу онтология П. господствовала в европейской философии до начала нового времени. Сущность этой онтологии понимают по-разному. Одни считают его "отцом материализма", а другие — "отцом идеализма", поскольку в его произведениях можно найти подтверждение как одного, так и другого. П. является одним из героев, давших имена диалогам Платона.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ПАРМЕНИД
   • Parmen?des,

         ??????????, происходивший из знатного и богатого рода в Элее, процветал ок. 500 г. до Р. X., ученик и друг Ксенофана, а по другим, также слушатель Анаксимандра. Полагают, что он вместе с Зеноном, который был немного моложе его, пришел в Афины, где познакомился с Сократом. В П., диалоге Платона, он представлен беседующим с Сократом, который называет его словами Гомера ???????? ?? ´??? ?????? ??. Его путешествие в Афины состоялось, по всем признакам, в 458 г., но точного указания об этом, равно как и об остальной его жизни, мы не имеем. Сограждане его высоко почитали; свое благосостояние они приписывают, по большей части, его законам. Его высоконравственная жизнь служила образцом. Лекции о философии он читал поэтически. Отрывки сохранились у Секста Эмпирика и Симплиция: первый отрывок, самый большой, есть аллегорическое введение к поэме ????? ??????, написанное дактилями, полное поэтического вдохновения; остальное, кажется, было проще и без всяких прикрас (Cic. acad. рr. 23, 74 называет стихи minus bonos versus). Он различает двоякого рода знание, знание мышления или истины и знание человеческого мнения. Чувствование и мышление были для него одно и то же; посредством смешивания их он производит припоминание и забвение. Он более всего занимается противоположными понятиями: сущим и не сущим. По его учению, речь и мысль есть сущее, ибо сущее есть, но несуществующего вовсе нет. Кроме сущего, нет ничего; это сущее не рождается, не погибает, оно есть нечто неделимое, само по себе совершенное, не нуждающееся ни в чем другом. Мир внешних явлений непознаваем, и только то мышление, предмет которого составляет сущее, имеет свое основание; то же сущее, которое не может быть предметом мышления, не может быть познаваемо. Мышление и то, к чему относится мысль, есть одно и то же; ибо ты не найдешь мышления без сущего, в котором оно выражается; это сущее есть и будет не что другое, как мысль. ´??????? ????? ?????? ?? ???? ?´?????? ????? ?????. ??? ???? ´???? ???? ???????, ??? ??? ???????????? ??????, ????????? ?? ??????. ??????? ???? ´? ´????? ´? ´????? ´???? ?????? ???? ???????. Зенон и другие элеаты развили эти положения более подробно. Отрывки сочинений П. и остальных элеатов собраны Brandis´oм commentatt. Eleat, p. 1 (1813), S. Karsten (1835) и Mullach´oм (1845).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Парменид
(5-4 вв. до н. э.)

   Греческий философ. Представлял мир в виде неподвижного, сплошь заполненного шара. Противопоставлял "учение истины" и "учение мнения". В "учении мнения" Парменид излагал свои естественно-научные взгляды, исходя из того, что в мире существуют два начала: активное (огненное) и инертное (темное).

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

(ок. 540 - ок. 480)

   др.-гр. философ и поэт, создатель фундаментального учения элеатов. Происх. из Элей. Ученик Ксенофана и Аминия-пифагорейца. Осн. соч. П. - филос. поэма «О природе», написанная гомеровским языком, сохран. в отрывках (ок. 160 ст.). Свой путь к знанию П. рисует в виде колесницы, к-рой открывает ворота Дика (Правда).

   П. ввел понятие невеществ, бытия, к-рое обозначает все существующее, а не только материальную природу. Оно не возникает и не исчезает, не двигается и не меняется. Оно однородно и цельно (неделимо). Бытие-Единое П. имеет сферическую форму, но не пространств., а умозрит., к-рая сообщает ему единство и бесконечность (не беспредельность) одновременно. П. фактич. отождествлял мышление и бытие: одно не может существовать без др., мысль выражается в бытии, и наоборот. Ум (Нус) всегда присутствует в Едином. Логос у П., в отличие от гераклитовского Логоса, явл. не истиной (разумным принципом, связывающим чувственно-веществ. многообразие), а понятием, содержащим в себе противоречивое челов. понимание мира. Он направлен на выявление истины и подтверждение единства, тождества и полноты бытия. Мир вещей заслоняет истинное бытие от философа. Оно может быть познано лишь ´в результате «просветления» ума, кругового разумного созерцания сущего. Познание не требует рассуждений, т. к. во время созерцания челов. мысль сливается с Единой Мыслью-Бытием и постигает ее. Небытия нет, его нельзя познать и выразить в слове, его имя условно и порождено ложным мышлением. Непросветленное бытие составляет мир видимости, чувственно-веществ. многообразие, причина кажущейся противоречивости к-рого заключается в том, что человеческий разум искажен ложными ощущениями. Бытию присуща абсолют, полнота, оно ни в чем не испытывает недостатка, явл. совершенным и воплощает в себе истинное´ благо. Космос П. состоит из 2 начал (свет и ночь), одно из к-рых - определяющее, др. - пассивное. Мир сферичен, все в нем ритмично возникает, растет и гибнет, повинуясь Эросу. Эрос порожден богиней, к-рая управляет миром из центра космоса.

   Лит.: Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

   М.О.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«Парменид» как своевременный и неуместный текст. М. Хайдеггер. Парменид. Пер. С нем. А. П. Шурбелева

Смулянский А. Е.
Считается, что каждое издание крупного и пользующегося известностью автора должно удостаиваться рецензии, выражающей меру почтительности к так называемому «событию», которое это издание собой представляет.
Читать PDF
0.00 байт

«Парменид» Платона и происхождение неоплатонического Единого

Доддс Эрик
Перевод А.С. Афонасиной и Е.В. Афонасина (Центр изучения древней философии и классической традиции, Новосибирск). Первый перевод на русский язык классической статьи оксфордского антиковеда Эрика Доддса:
Читать PDF
0.00 байт

Парменид у истоков философии религии в античности

Вевюрко Илья Сергеевич
Статья посвящена истории зарождения в античном мире такого значимого направления науки как философия религии.
Читать PDF
0.00 байт

Категория небытия в античной философской традиции: Парменид, софисты, Платон, неоплатоники

Семенов Д.В.
Рассматривается имеющаяся в античной философской традиции диалектика небытия и бытия, которая не только не понижает статуса бытийного, но, напротив, дает ему вполне надежное основание и высокое значение.
Читать PDF
0.00 байт

ЧТЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПАРМЕНИД (лекция 6)

В.В. Бибихин
Читать PDF
0.00 байт

О пустых терминах: Аристотель и Парменид

Я. А. Слинин
In the paper, we compare Aristotle’s and Parmenides’s views regarding the semantic aspects of logic.
Читать PDF
0.00 байт

Парменид и демокрит: учение о бытии и устойчивость

Трофимова Юлия Александровна
В статье рассматривается трактовка бытия и устойчивости в учениях Парменида и Демокрита. Парменид понимал бытие как единое, неизменное, неподвижное. Для Демокрита бытие это неизменные атомы.
Читать PDF
0.00 байт

«ПАРМЕНИД» М. ХАЙДЕГГЕРА И ПРОБЛЕМАТИКА НЕГАТИВНОСТИ В ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Богомолов Алексей Владимирович, Чуваткина Оксана Андреевна
Статья обращена к интерпретации историко-философского анализа, представленного М. Хайдеггером в произведении «Парменид».
Читать PDF
0.00 байт

Датировка трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана»

Кечкин Иван Эдуардович
В статье рассматривается проблема датировки антидонатистского трактата св. Оптата Милевитского «Против донатиста Пармениана».
Читать PDF
0.00 байт

Пармениан — донатистский епископ карфагена

Кечкин Иван Эдуардович
В статье рассматриваются жизнь и литературные труды одного из самых ярких предводителей донатизма — Пармениана, епископа Карфагенского.
Читать PDF
0.00 байт

Миссия Пармениона в Дамаске: роль вспомогательного направления в решении стратегических задач

Клейменов Александр Анатольевич
Статья посвящена вкладу, который внесли действия Пармениона в Сирии в реализацию стратегии Александра Македонского.
Читать PDF
0.00 байт

Избыточная речь: бытие у Платона и Парменида

Богатов Михаил Александрович
В данной статье исследуется выражение Платона «tO.n Ontwj». Автор предлагает рассмотреть данное лингвистическое усиление (значения бытия) в онтологическом значении как указание на особое, избыточное понимание бытия.
Читать PDF
0.00 байт

Учение Парменида и Мелисса о небытии движения и «Гильотина Д. Юма» с точки зрения двузначной алгебры

Лобовиков Владимир Олегович
Развивается формально-аксиологическая интерпретация учения Парменида и Мелисса о небытии небытия, множества и движения.
Читать PDF
0.00 байт

Упражнение по методу Парменида

Рохмистров В. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Апории Парменида и судьба западной культуры

Антаков С. М.
Анализ учения элеатов в перспективе дальнейшего развития метафизики и логики позволяет говорить о фундаментальной «антиномии Парменида» и исследовать некоторые ее выражения в истории европейской культуры.

Похожие термины:

  • ПАРМЕНИД из Элеи

    кон. 6 в. — 5 в. до н.э.) — др.-греч. философ, виднейший представитель элейской школы. Учение П., изложенное им в философской поэме «О природе», было направлено против диалектич. взглядов Гераклита.
  • ПАРМЕНИОН

    полководец в армии Филиппа II и Александра Македонского. Убит по указанию последнего, так как тот опасался мщения за казнь сына П., казненного Македонским в 320.
  • ПАРМЕНИСК

       • Parmeniscus,          ???????????        1. пифагореец из Метапонта;        2. грамматик и толкователь Гомера, некоторых трагиков и Арата. Он упоминается наряду с Аристофаном и Аристархом и был, по-видим