Парнас

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Парнас
в мифах древних греков место обитания Аполлона и муз. Идентифицируется с горным массивом в Фокиде.

Источник: Исторический словарь

ПАРНАС
горный массив в Греции, к северу от Коринфского залива. В древнегреческой мифологии П. — местопребывание Аполлона и муз. В переносном значении — содружество поэтов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Парнас
(греч. Parnasson, новогреч. Liakura), гор ный массив до 2458 м высотой в Центральной Греции. На его склоне находятся др. Дельфы с храмом Аполлона. На П. берет начало священный Кастальский источник, посвящ. музам. Поэтому П. наравне с Геликоном стал горой муз и символом поэтич искусства. Здесь же почитали Диониса.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАРНАС
Parnassos) - горный массив в Ср. Греции. Высшая его точка - Дельфийский П. (2500 м) с вершинами Тифорея и Ликорея, у подножия к-рого находились Дельфы. В греч. мифологии Дельфийский П. считается одним из мест пребывания Аполлона, Диониса и муз. Поэтому слово "П." стало символически обозначать мир поэтов и поэзии. На склоне его в одном из ущелий находился Дельфийский оракул и Кастальский источник, посвященный Аполлону и музам.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Парнас
в греческой мифологии 1) сын Посейдона и нимфы Клеодопы, эпоним одноименной горы Парнас. Считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону, а также изобретателем гадания по полету птиц; 2) название горы в Фокиде, где обитал Аполлон с музами. У подножия Парнаса находились фокидские города Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, также Кастальский ключ — источник поэтического вдохновения. Пещеры горы считались местом обитания нимф.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ПАРНАС
Парнасс — в греч. миф.: 1) Место обитания Аполлона и муз. Идентиф. с горным массивом в Фокиде. У подножия П. находились фокидские гг. Криса и Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ — источ. поэтич. вдохновения. Пещеры горы считались местом обитания нимф. Спасш. от потопа Девкалион высадился на П. 2) Эпоним одноим. горы Парнас, сын Посейдона (вариант: смертного Клеопомпа) и нимфы Клеодоры. Считался основателем древ. оракула Пифо, впослед. посвящ. Аполлону, а также изобретателем гадания по полету птиц.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Парнас
греч. Parnas(s)os)
   горный массив в Фокиде (Сред. Греция), считающийся местом пребывания Аполлона и муз. Около подножия П. находился храм Аполлона с Дельфийским оракулом. В иносказательном смысле П. - это мир поэтов и поэзии.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   1. Гора в Фокиде, на южном склоне которой были расположены Дельфы. Парнас считался обителью муз и Аполлона, там же брал начало священный Кастальский ключ - источник поэтического вдохновения. Парнас изображали Рафаэль (фрески в Ватикане), Мантенья, Пуссен, Доменичино, Менгс и др.
   2. Сын Посейдона и нимфы Клеодоры; он считался основателем древнего оракула Пифо, впоследствии посвященного Аполлону.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   двувершинная гора в Центр. Греции, у подножия к-рой находилось святилище Аполлона в Дельфах и Кастальский источник, посвящ. музам. В переносном знач. - мир поэзии.
   Я. Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПАРНАС
   • Parnassus,

         ????????? или ????????, хребет, посвященный Аполлону, Дионису и Музам и называемый поэтами ???????? ???? (Pind. pyth. 4, 74. 6, 3). Под П. в обширном смысле разумеем горы, тянущиеся от Эты через Дориду и Фокиду и кончающиеся под именем Кирфис (н. Sumaliaes над долиной Дистомо) у Коринфского залива между Киррой и Антикиррой. В тесном смысле П. называются лишь две самые высокие вершины (7.500´) хребта ??????? (Hdt. 8, 32) на северо-западе и ???????? или ??????? (Hdt. 8, 39) на юго-западе с корикийской пещерой, вблизи Дельф. По этим вершинам П. часто называется двухвершинным, двуглавым. Ov. met. 1, 316. 2, 221. В 800 футах выше Дельф и 2.000 футов над уровнем моря находятся скалы ??????????, откуда бросали богохульников и святотатцев. Вершины были почти постоянно покрыты снегом, ниже были еловые леса, у подошвы росли лавры, мирты и маслины. П. имел много ущелий и пропастей; в одном из ущелий был дельфийский оракул и кастальский ключ. В глубокой долине между П. и Кирфом протекал Плейст, и здесь была дорога в Давлиду и Стириду. При соединении трех дорог образовалась ??????? ?????, где Эдип убил своего отца Лая. Soph. О. Т. 716. 800. Paus. 9, 2, 3. 10, 5, 2. У всех образованных народов гора эта до сих пор носит древнее название; одна часть ее называется Лиакурой.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

«ПАРНАС
Parnasse»), название группы французских поэтов, утвердившееся в литературе после выхода их сборника «Современный Парнас» (1866). Символически используя образ горы Парнас, на которой, по греческому мифу, обитали Аполлон и музы, «парнасцы» отвергали и романтический бунт, и сентиментальный лиризм, и реалистическую критику действительности, требуя ухода поэта от современности в мир бесстрастной поэзии, прекрасных форм и изысканного поэтического языка. В основе эстетических взглядов «парнасцев» лежала теория «искусства для искусства» Т. Готье и Ш. Леконт де Лиля, для которых «чистая» поэзия была способом пассивного протеста против «прозы» жизни. Произведения «парнасцев» (Т. де Банвиль, Л. Дьеркс, Ф. Коппе, К. Мендес, Сюлли-Прюдом, Ж. М. Эредиа и др.) отличали пластичность образов, колоритность и изящество «прозрачного» языка, отточенность ритмов и рифм, ослепительность метафор.
В изданиях «Парнаса» (2-й сборник, 1871, 3-й – 1876) принимали участие также П. Верлен, С. Малларме, молодой А. Франс. Ш. Бодлер, в статье «Языческая школа» (1852) критиковавший поэзию «чистого искусства», опубликовал в сборниках «парнасцев» близкие им по духу знаменитые сонеты «Красота», «Соответствия». Издания «парнасцев» имели успех, но вызывали споры, критику, памфлеты и пародии (сборник «Современный Парнасенок», одним из составителей которого был А. Доде). Э. Золя уподобил «парнасцев» «факирам Индии, затыкающим уши, чтобы их не потревожила внешняя жизнь». Один из ведущих писателей-натуралистов Эдмон Гонкур писал о «парнасцах»: «Эта ловля блох оглупляет самых одаренных, отвлекает их, занимающихся шлифовкой фразы через лупу, от всего сильного, большого, горячего, что дает жизнь книге». Внутренние противоречия, обостренные событиями кануна Парижской коммуны (1871) и связанной с этим необходимостью отойти от политического индифферентизма, способствовали распаду этой группы, «щеголяющей своим бездушным объективизмом, мраморной красотой формы» (М. Горький).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Парнас
Редкое для Петербурга древнегреческое название ныне связано не только с именем горы в Шуваловском парке, но также с промышленной зоной, с конечной станцей метро на второй (бывшей «Московско‑Петроградской») линии и даже с гипермаркетом «Мега‑Парнас». Впрочем, надо отдать должное: если бы не промзона со столь странным для нее названием, топоним «Парнас» вообще бы растворился в Шуваловском парке. А так он стал одним из важнейших координат северных новостроек Петербурга.
Появился Парнас под Петербургом на территории парголовской усадьбы графа Шувалова в середине XVIII в. – он был насыпан руками крепостных. Высота горы составляла 60 метров, а название ее связано с древнегреческой мифологией, где Парнас считался местом обитания бога Аполлона и муз. В переносном значении Парнас – содружество поэтов…
Гора Парнас в Шуваловском парке долгое время была одной из главных достопримечательностей северных окрестностей Петербурга. Сюда непременно приезжали дачники любоваться восхитительным закатом солнца. Говорят, что с вершины горы, на которой была устроена специальная огороженная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. Сегодня с Парнаса так далеко не видно – можно оглядеть разве что панораму северных новостроек. А вот пруды фигурной формы, упоминавшиеся выше, в статье «Парголово», такие же, как и в XIX в.
Виной тому, что Парнас стал гораздо ниже, не только то обстоятельство, что Шуваловский парк давно уже превратился в густой дремучий лес. В начале 1990‑х гг. гору порядком разрыли экскаваторами, когда искали мальчишек, которые оказались погребенными под сводами проходивших в горе заброшенных подземных лабиринтов, оставшихся еще с войны. Ведь на территории Шуваловского парка в военную пору находился запасной штаб Ленинградского фронта.
Что же касается переноса названия Парнас – сперва на железнодорожную станцию, а потом на промзону, то она такова. Когда во время Советско‑финской войны 1939 – 1940 гг. оказалось, что ленинградский железнодорожный узел перегружен, началась прокладка новых веток, одной из которых стала линия Ручьи – Парголово с промежуточной станцией Бугры. Начало новой войны остановило стройку, и ее завершили только в 1946 г. Однако с названием станции произошла заминка: использовать топоним Бугры было невозможно, так как выяснилось, что на Октябрьской дороге уже есть станция Бугры. Тогда решили использовать ближайшую географическую точку, которой и послужил Парнас.
Как отмечает исследователь Сергей Наконечный, первая улица на промзоне появилась в 1976 г. и называлась она Домостроительной, в честь находившегося на ней Домостроительного комбината № 7. Ранее ее неофициально именовали Центральной, так как она проходит посередине промзоны. Другая улица – Верхняя – получила свое название в 1977 г., вероятно в связи со своим расположением в самой верхней части карты города. До этого она неофициально называлась Железнодорожной (так как шла вдоль железной дороги). Остальные топонимы не отличаются большим разнообразием: на «Парнасе» существует восемь Верхних переулков.
«Городские власти во все времена старались создавать промышленные предприятия на окраинах Петербурга, – отмечает Сергей Наконечный. – Но город разрастался, и сегодня многие заводы и фабрики находятся в историческом центре. Промзона „Парнас“ создавалась как основная резервная территория для вывода промышленности из центра города. Кроме „Парнаса“ в Петербурге существует еще одиннадцать промышленных зон, районов и узлов. На топографической карте 1987 года можно видеть уже развитую инфраструктуру „Парнаса“: очистные сооружения, котельные, насосные станции, эстакады, станция горюче‑смазочных материалов. Повсюду строительные площадки, на окраинах – свалки. Кроме Домостроительного комбината функционируют мясоперерабатывающий завод и несколько других предприятий. Промышленные объекты соединены между собой внутренними железнодорожными линиями.
В начале 1990‑х годов „Парнас“, как и вся страна, переживал сложные времена. Никто толком не знал, сколько фирм работает в промзоне и чем они занимаются. В недостроенных зданиях и вокруг теплосетей селились какие‑то темные личности, везде были груды строительного и бытового мусора, дороги и инфраструктура нуждались в капитальном ремонте. Кстати, через „Парнас“ проходила и так называемая „пьяная дорога“, по которой можно было въехать в город, минуя пост ГАИ на проспекте Культуры»…
Несмотря на все трудности, в 1990 г. в промзоне открылся пивоваренный завод «Балтика», ставший одним из самых крупных предприятий «Парнаса». В 1992 г. мэр Петербурга А.А. Собчак подписал распоряжение о разработке «Схемы генплана развития промзоны „Парнас“». Его целью являлось «завершение общеузлового и транспортного комплекса промзоны „Парнас“ и обеспечение планомерной реализации мероприятий по охране окружающей среды и благоустройству промзоны». Разработка схемы поручалась генеральному проектировщику нежилых зон Санкт‑Петербурга и области – Проектному институту № 1.
В результате промзона начала оживать. В 1992 г. находящийся в самом ее «сердце» Парголовский завод строительных конструкций («Паркон»), производящий изделия из железобетона для строительства жилых и сельскохозяйственных объектов, стал акционерным обществом. В этом же году по соседству с «Парконом» был основан Домостроительный комбинат «Блок». Это предприятие выпускает серийные и единичные железобетонные изделия для строительства и монтажа жилых домов модернизированной 137‑й серии. На том же ДСК «Блок» появилась единственная в промзоне «Парнас» православная святыня – часовня Святых Царственных мучеников (ее адрес – 3‑й Верхний пер., 5), приписанная к храму Святого великомученика и целителя Пантелеймона на Ручье.
По данным на 2005 г., на территории промзоны «Парнас» находилось более 75 крупных предприятий. Среди них, кроме тех, о которых уже упоминалось, – Парнасский опытный завод металлоконструкций, асфальтобетонный завод, ЛПО «Вибратор», Предприятие № 2 «Петрохимоптторг», мясокомбинат «Парнас‑М», компании «Пепси‑Кола», «Вимм Билль Данн», «Ивеко». Здесь же расположены Северный таможенный пост, таможенные склады и терминалы. Существует на «Парнасе» и одноименный бизнес‑центр (Домостроительная ул., 4А). В первое десятилетие 2000‑х гг. число предприятий и компаний на «Парнасе» значительно увеличилось.
В конце декабря 2006 г. рядом с промзоной открылась долгожданная станция метро «Парнас». На схемах метро ее начали обозначать еще в 1980‑х гг., причем она фигурировала там под именем «Парнасской». Ветку метро в сторону «Парнаса» начали строить сразу же после запуска в августе 1988 г. станций «Озерки» и «Проспект Просвещения». Однако метростроителей ждал неприятный сюрприз: в районе пересечения улицы Шостаковича и проспекта Энгельса произошла внезапная просадка грунта, которая поставила под угрозу несколько жилых зданий. И хотя угроза быстро миновала, и жители вернулись в свои дома, на ликвидацию последствий этого ЧП (заморозку грунтов) ушло немало лет.
Затем, с начала 1990‑х гг., строительство ветки до «Парнасской» затормозилось из‑за отсутствия финансирования. К идее строительства конечной станции метро вновь вернулись в начале 2000‑х гг., когда в Петербурге развернулся строительный бум и пошла речь о возведении нового района новостроек за соединительной линией железной дороги (см. очерк «Северная долина»). За основу взяли проект Владимира Хильченко и Николая Ромашкина‑Тиманова, одобренный еще в 1986 г.
Наземная станция «Парнас» (метро здесь выходит на поверхность) торжественно открылась 26 декабря 2006 г. Следуя за названием, создатели метровокзала украсили его витражами на тему древнегреческих мифов («Поход аргонавтов, открывающих мир», «Похищение Европы», «Бог Гелиос на колеснице», «Летящая богиня Ника»). Изготовили эти произведения мастера Академии художеств. Остается добавить, что «Парнас» стал 60‑й по счету станцией петербургского метрополитена.

Источник: Исторические районы Петербурга от А до Я.

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
1.20 мб

Музыкальный Парнас и музыкальная Москва в жизни Н. П. Трубецкого

Глушкова О.Р.
Статья посвящена одному из фрагментов истории Консерватории Московского отделения Русского музыкального общества. Представленные материалы расширяют сведения об ее известных основателях и первых профессорах.
Читать PDF
206.90 кб

Поль Верлен и «Современный Парнас»

Федотова В. Е.
Статья посвящена ученическому периоду творчества французского поэта Поля Верлена, примкнувшего в 1860-х гг. к группе «Современный Парнас».
Читать PDF
678.95 кб

«Искусство для искусства» и «Современный Парнас» (к постановке проблемы)

Сашина Е. В.
В историко-культурном контексте рассматривается взаимосвязь доктрины «искусства для искусства» и эстетики группы французских поэтов, объединившихся вокруг сборника «Современный Парнас».
Читать PDF
441.31 кб

«Жилище им – Парнас, свидетель – Аполлон»: к истории функционирования античного образа в русской сло

Рожкова Татьяна Ивановна
В статье исследуется, как образы античной мифологии, связанные с творче-ством, в руской словесности XVIII века утрачивали значение идеала и образца,втягиваясь в борьбу за литературное первенство; анализируется переосмыслениезначен
Читать PDF
234.96 кб

Внешнеполитические взгляды российской либеральной оппозиции (на примере РПР-Парнас)

Редченко Дмитрий Владимирович
В статье, которая продолжает цикл публикаций автора, посвященных внешнеполитическим взглядам российской оппозиции, анализируются подходы к международным проблемам самой крупной праволиберальной партии России РПР-ПАРНАС.
Читать PDF
575.97 кб

РПР-Парнас и сирийский кризис

Редченко Дмитрий Владимирович
Статья продолжает цикл публикаций автора, посвященных внешнеполитическим взглядам российской оппозиции. В этот раз речь пойдет об одной из самых заметных отечественных праволиберальных партий РПР-ПАРНАС.
Читать PDF
231.15 кб

Особенности участия РОДП «Яблоко», «Партии Народной Свободы» (Парнас) и «Партии Роста» в предвыборны

Головченко А.В.
В данной статье представлены результаты исследования участия основных либеральных партий (РОДП «Яблоко», «Партии Народной Свободы» (Парнас) и «Партии Роста») в предвыборных кампаниях 2016 г.
Читать PDF
125.57 кб

«Временные заседатели Парнаса»: к истории альманаха «Полярная звезда»

Готовцева Анастасия Геннадьевна, Киянская Оксана Ивановна
В статье идет речь о самом известном русском альманахе начала XIX в. – о «Полярной звезде» А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева.
Читать PDF
135.28 кб

Флорообразы С. Малларме: от Парнаса к символизму

Горбовская Светлана Глебовна
В статье речь идет об одной из важных концепций творчества Стефана Малларме «внутренних пейзажах». Для Малларме важно впечатление о деревьях, цветах и травах, воспоминание о пейзажах, а не сам пейзаж.
Читать PDF
211.77 кб

«Ведомости парнасские» Т. Боккалини и их русские читатели: к вопросу о влиянии республиканских идей

Польской Сергей Викторович
В статье рассматривается история русских переводов « Ragguagli di Parnaso » (1612-1613) итальянского сатирика и политического мыслителя Траяно Боккалини (1556-1613), а также влияние его идей на русских государственных деятелей пер
Читать PDF
322.88 кб

Концепция символа у Теофиля Готье и поэтов парнасской школы

Сашина Елена Владимировна
В статье рассматривается в историко-литературном контексте концепция символа в эстетике и поэтической практике Т. Готье на материале стихотворений, опубликованных в сборнике «Современный Парнас» (1866).

Похожие термины:

  • Парнас, Яков Оскарович

    (28.I.1884—29.I.1949) Сов. биохимик, акад. АН СССР (с 1942), акад. АМН СССР (с 1944). Р. в д. Мокряны (ныне Львовской обл.). Окончил Высшую техн. школу в Берлине (1904). Совершенствовал образование в Страсбургском (1905) и Цю
  • Парнас, Якуб Оскарович

    [16 янв. 1884 — 29 янв. 1949] — биохимик, акад. АН СССР (с 1942) и действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1944). Окончил Высшую технич. школу в Берлин-Шарлоттенбурге (1904), затем специализировался в Страсбурге у Ф. Г
  • Сагабалян, Руслан Парнавазович

    (р.1951). Арм. сов. прозаик, киносценарист, известный также произв. др. жанров. Род. в Ереване (ныне - Армения), окончил филол. ф-т Ереванского ун-та, Высшие сценарные курсы в Москве, работал в ереванском жу
  • ПАРНАССИДЫ

       • ??????????? ,          см. Musae, Музы.
  • Ступени к Парнасу

    (лат. Gradus ad Parnassum, Парнас — местопребывание Аполлона и Муз), составл. Даниэлем Георгом Морхофом (1639–1690) алфавитный перечень слов и выражений с указанием долготы слогов. Предназначался для изучения
  • Парначев, Павел Васильевич

    — врач, сын титулярного советника, родился в 1805 г., учился с 30-го мая 1818 г. в Казанской гимназии, а затем, 2-го сентября 1820 г., поступил в Казанский Университет казеннокоштным воспитанником. В 1825 г. Парн