ПАРОВОЙ ФЛОТ
ПАРОВОЙ ФЛОТ
флот, корабли и суда которого в качестве основного двигателя имеют паровые машины или турбины, работавшие от паровых котлов. Пришел на смену парусному флоту (см. Парусный военно-морской флот) в первой половине XIX в. В России первый вооруженный пароход «Ижора» построен в 1826. Малая мощность паровых машин и уязвимость гребных колес сдерживали развитие военного парового флота. К середине XIX в. в русском флоте имелось 16 пароходофрегатов (имели в качестве двигателя паровые машины и одновременно паруса), которые во время Крымской войны 1853-1856 использовались для содействия сухопутным войскам в прибрежных районах, ведения разведки, буксировки поврежденных в бою парусных кораблей и выполнения других вспомогательных задач. С изобретением гребных винтов паровые машины постепенно становятся главными двигателями на военных кораблях. В России первый корабль с гребным винтом (фрегат «Архимед») был спущен на воду в 1848, а в 1852 в Николаеве по инициативе вице-адмирала В. А. Корнилова началось строительство первого линейного корабля с гребным винтом. Первый бой между паровыми кораблями произошел 5(17) ноября 1853 на Черном море в районе Босфора (см. «Владимир»). Со второй половины XIX в. в России началось строительство парового броненосного флота, который прошел испытания во время русско-японской войны 1904-1905. Опыт войны потребовал создания вместо броненосцев кораблей нового типа (с более мощной броней и артиллерией, с увеличенной скоростью хода). В России такими кораблями стали линкоры типа «Севастополь». В ходе первой мировой войны широкое применение в боевых действиях получили легкие крейсера, эскадренные миноносцы, минные заградители и тральщики с паровыми двигателями.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002