так назывались первые портреты, появившиеся впервые в начале 17 века.
Парсуна
Парсуна
Источник: Глоссарий исторических терминов
Парсуна
(искажённое лат. persona — личность, особа) — переходная между иконой и светским произведением форма портрета.
ПАРСУНА
условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи конца XVI—XVII вв., сохраняющих приемы иконописи.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАРСУНА
(от лат. persona – «лицо») – произведение портретной живописи XVI-XVII вв., сочетающее приемы иконописи с реалистически образной трактовкой. Обычно выполняется в технике яичной темперы.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Парсуна
(лат. persona – личность, особа) – первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
Парсуна
искажение слова «персона» от лат. persona - личность, лицо) – условное наименование произведений русской портретной живописи XVII в. Первые П., изображавшие реальных исторических лиц, ни техникой исполнения, ни образной системой фактически не отличались от произведений иконописи.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАРСУНА
(искаженное слово «персона») — условное наименование произведений русской. Бело-русской и украинской портретной живописи рубежа XVI–XVII вв., сочетающих приемы иконописи с реа-листической трактовкой изображаемых прототипов. Парсуны лишь условно передавали портретное сход-ство, сохраняя, как в иконописи, идеальность и кано-ничность образов, плоскостное узорное письмо. Тер-мин «парсуна» был введен русским исследователем И. Снегиревым в 1854 г. Первые парсуны, изображавшие реальных исторических личностей в своей техни-ке исполнения и образной систем сближались с ико-нописью. Во второй половине XVII в. развитие парсуны пошло по двум направлениям. Первому было присуще еще большее усиление иконописного начала: изображение отличалось статичностью и фронтальностью. Представители второго направления постепенно усваивали приемы западноевропейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, но при этом акцентировали внимание на об-щественном положении, сане, богатстве человека, а не на его внутреннем состоянии.
ПАРСУНА
от лат. persona – личность, лицо), переходная между иконой и светским произведением форма портрета, возникшая в русском искусстве в эпоху Средневековья (17 в.). Первые парсуны создавались в технике иконописи. Один из самых ранних – надгробный портрет князя М. В. Скопина-Шуйского (первая треть 17 в.), помещавшийся на саркофаге князя в Архангельском соборе Московского Кремля. Большинство парсун создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым, И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым и др.), а также западноевропейскими мастерами, работавшими в России. Парсуна представляла собой, по словам Ушакова, «жизнь памяти, память о тех, кто когда-то жил, свидетельство прошедших времен, проповедь добродетели, выражение могущества, оживление умерших, хвалы и славы бессмертие, возбуждение живых к подражанию, напоминание о прошедших подвигах».
Во второй пол. 17 в. парсуна переживает расцвет, что было связано со все более активным проникновением в Россию элементов западноевропейской культуры и обострившимся интересом к конкретной человеческой личности. Кон. 17 в. – время наибольшего распространения боярско-княжеского портрета. Внушительность образов, декоративность изобразительного языка парсуны соответствовали пышному характеру придворной культуры этого времени. Портреты стольников Г. П. Годунова (1686) и В. Ф. Люткина (1697) написаны «с живства» (с натуры). Застылость поз, плоскостность цвета, декоративное узорочье одежд в парсунных изображениях этого времени подчас сочетаются с острым психологизмом («Князь А. Б. Репнин»).
В эпоху петровских реформ парсуна теряет свое доминирующее значение. Однако, будучи оттесненной с передовых позиций, она еще целое столетие продолжает существовать в русском искусстве, постепенно отходя в провинциальные пласты художественной культуры. Отголоски традиций парсуны продолжали ощущаться в творчестве крупных русских портретистов 18 в. (И. Н. Никитина, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова).
Парсуна как художественное явление существовала не только в русской культуре, но и на Украине, в Польше, Болгарии, в странах Ближнего Востока, обладая в каждом регионе своими особенностями.
Во второй пол. 17 в. парсуна переживает расцвет, что было связано со все более активным проникновением в Россию элементов западноевропейской культуры и обострившимся интересом к конкретной человеческой личности. Кон. 17 в. – время наибольшего распространения боярско-княжеского портрета. Внушительность образов, декоративность изобразительного языка парсуны соответствовали пышному характеру придворной культуры этого времени. Портреты стольников Г. П. Годунова (1686) и В. Ф. Люткина (1697) написаны «с живства» (с натуры). Застылость поз, плоскостность цвета, декоративное узорочье одежд в парсунных изображениях этого времени подчас сочетаются с острым психологизмом («Князь А. Б. Репнин»).
В эпоху петровских реформ парсуна теряет свое доминирующее значение. Однако, будучи оттесненной с передовых позиций, она еще целое столетие продолжает существовать в русском искусстве, постепенно отходя в провинциальные пласты художественной культуры. Отголоски традиций парсуны продолжали ощущаться в творчестве крупных русских портретистов 18 в. (И. Н. Никитина, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова).
Парсуна как художественное явление существовала не только в русской культуре, но и на Украине, в Польше, Болгарии, в странах Ближнего Востока, обладая в каждом регионе своими особенностями.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007