ПАРТИЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Партия
политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ПАРТИЯ
группа людей, объединенная общностью идей и интересов с целью достижения политической власти — П. политическая, или выполнения определенной работы (П. поисковая). Кроме того, П. называют игру до определенного результата, например П. в шахматы, а также состав игроков в ряде игр.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Партия
(от лат. pars — часть). Античность не знала политич. партий в совр. смысле этого слова — с письменно излож. и утвержд. программой, определ. организационной структурой и постоянным членством. Только афинские гетерии в 5 в. до н. э. представляют собой нечто подобное. Однако иногда понятие П. начинает в совр. историографии употребляться применительно к политич. группировкам и течениям, которые в античных государствах — ив этом они соответствуют совр. П. — представляли и пытались осуществлять интересы отдельных классов или, точнее, социальных слоев. Так, в Афинах существовали враждующие приверженцы аристократии, точнее, олигархии и демократии, в Риме — оптиматы и популяры, которые выступали от имени различных группировок класса рабовладельцев.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАРТИЯ
фр. parti лат. pars (parties) - часть, группа) - политич. организация, выражающая интересы класса, других соц. групп и слоев и руководящая ими в достижении определенных целей. Функциональное назначение П. - достижение политич. власти. П. руководствуется набором идеологических догматов. Все П. имеют свою специфику как по составу, стратегии, тактике, зафиксированных в программно-уставных документах и осуществляемых на практике, так и по их реальному политич. значению в истории. П. в нынешнем понимании - это достаточно широкие политич. объединения, имеющие программу, организационные принципы и построенную на их основе партийную структуру, а также массовую базу в лице голосующих представителей П. на выборах, участвующих в мероприятиях, проводимых ею. Такие П. возникли впервые в Европе, а затем в других частях света в эпоху буржуазных революций. Появление парламентов и парламентаризма привело к приобщению к политике через различные формы демократии широких масс людей, превратило политич. П., выражающие их коллективную волю, в основной субъект политики.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Партия
ж., обычно с опред. Группа лиц, объединенных или объединившихся для совместных поисков золота. — Золотоискательная партия. ГЖ, 1843, № 2: 231; Поисковыя партии могли быть разделены на полныя и неполным: первыя сверх того — на тяжелыя и легким конные, тяжелым и легким пешие. В тяжелых партиях все запасы забирались в поход сполна на все время поисков, в легких — брали только некоторую часть, а остальное размещали по избранным для этого местам; в конных партиях все люди совершали поход верхами, а в пеших — только партионист, его помощник и вожак ехали верхом. Неполным партии большею частию бывали пешия, за исключением партиониста. Были еще зимним или лыжеходным партии. В полных партиях обыкновенно полагалось не более 13 человек, в неполных — 8 — 10 человек. В тяжелых партиях брали до 30 вьючных лошадей (кроме верховых), в легких гораздо менее. В зимних партиях совсем не брали лошадей; люди ходили на лыжах и запасы и инструменты тащили на нартах, а остальной груз хранили в скадочных местах. Сем., 1898, 1: 95— 96; Разведочном партия. Ф. 57, о. 1, д. 58, л. 7.

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

Партия
Среди евреев существовали различные партии, то политические, например, партия Иродиан, то религиозно-политические, как партия фарисеев и саддукеев, то исключительно религиозные, как, например, партия староверов, т.н. асидеев (хасидим — набожные), которые на столько ревностно исполняли заповеди о субботе, что в случае нападения на них даже не защищались в» этот день, а скорее расставались с жизнью (Срав. 1 Макк. 2:32 и дал.). Асидеи соединились с Маккавеями, которые жертвовали жизнью и имуществом в борьбе за закон и заключенный с Богом завет (1 Макк. 2:20). Другую религиозную партию или, вернее, братство составляли ессеи (время их существования предполагается от 100 г. до Р.Хр. до разрушения Иерусалима). Ессеи более других стремились достигнуть совершенного исполнения закона. Они удалялись от общественной жизни, соединялись в тайные общества и селились в пустынных местах. Например, на северо-западном берегу Мертвого моря жили в общественных домах и все имущество у них было общее; большинство из них не вступало в брак. Престарелые и больные пользовались особенно нежным уходом и попечением. Главным их занятием, кроме усердных молитв, было земледелие и ручной труд. Они часто совершали омовения (крестились); одежду носили самую скромную; довольствовались самой простой пищей: совсем не ели масла и пили только воду. Суббота соблюдалась ими очень строго. В жертвоприношениях Иерусалимского храма они не участвовали, но посылали дары для самого храма. Чтобы вступить в их общество, требовалось трехлетнее испытание, а при самом принятии, испытуемый обязывался ужасной клятвой прославить Бога, быть справедливым по отношению к людям, ненавидеть зло, но творить добро, не искажать учения ессеев, хранить их писания и известные им имена ангелов. В Новом Завете об ессеях ничего не говорится, но после разрушения Иерусалима многие из них примкнули к христианам, вследствие чего возникло аскетическое направление, известное под именем евионитов. То влияние, против которого боролся Павел в послании к колоссянам, по всей вероятности было ессейским. Большое сходство с ессеями имели т.н. терапевты: еврейские аскеты в Египте, к которым принадлежали и мужчины, и женщины. Они пренебрегали физической работой и занимались исключительно изучением внутреннего (духовного) смысла закона. Христианство также считалось в начале евреями новой сектой или ересью; Тертулл, обвиняя Павла перед Феликсом, сказал, что он «представитель Назорейской ереси» (Деян. 24:5). В христианские общины уже рано вкралось вредное разделение (1 Кор. 11:19; Гал. 5:20; 2 Пет. 2:1).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868