ПАРУС
ПАРУС
в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ПАРУС
полотнище или гибкая пластина для преобразования энергии ветра в энергию движения судна. Различают П. прямые, в виде равнобокой трапеции, и косые — 3-й 4-угольные. Изготовляют из парусины, синтетических тканей, циновок. На парусных судах каждый П. имел свое наименование,
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАРУС
в архитектуре один из элементов перекрытия крестово-купольного храма; сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадрата в плане к окружности купола. В парусах средневекового или древнерусского храма располагались, как правило, изображения четырех евангелистов.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
Парус
древнерусск. парусь) – в византийской и древнерусской архитектуре одна из четырех вогнутых треугольных поверхностей, напоминающих наполненный ветром корабельный парус и оформляющих переход от прямоугольного в плане интерьера подкупольного пространства к круглому барабану купола.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАРУС
если егип. П. крепился между верх. и ниж. реей, то финикийцы и греки прикрепляли П. к широкой верх. рее и удерживали его с помощью многочисл. канатов. Во время шторма рею можно было опустить с помощью талей. Когда корабль бросал якорь, то ниж. край П. подвязывался к рее, и он свисал с нее параллел. складками. Верх. конец мачты выдавался над реей, нижний был укреплен в спец. гнезде. Мачту можно было снимать и ставить с помощью домкрата. У римлян появился треугольный топсель (дополнит. П.)., крепивш. к верхушке мачты. Его семит. назв. (П. для хорошей погоды) указывает на карфагено-финикийское происхожд. и свидет. о том, что это новшество применялось огранич. При сильном ветре ставился более прочный П. меньшего размера. Преобладал тип одномачтового парусника, однако во времена Рим. империи появл. и трехмачтовые с наклон. передней мачтой и короткой бизанью (позади). П. сшивался из отдельных кусков льняного полотна. Встречались также папирусные и камышовые П. Пунийские рыбаки ставили попереч. П. между двумя короткими мачтами и шли под ним, таща за кормой сеть. По различ. данным удалось установить скорость, с к-рой ходили парусники, — от 2,2 до 4,8 узлов; быстроходные суда достигали 5,8 — 6,5 узлов.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Парус
Если егип. П. крепился между верхней и нижней реей, то финикийцы и греки прикрепляли П. к широкой верхней рее и удерживали его с помощью многочисл. канатов. Во время шторма рею можно было опустить с помощью талей. Когда корабль бросал якорь, то нижний край П. подвязывался к рее, и он свисал с нее параллельными складками. Верхний конец мачты выдавался над реей, нижний был укреплен в спец. гнезде. Мачту можно было снимать и ставить с помощью домкрата. У римлян появился треугольный топсель (дополнительный П.), крепившийся к верхушке мачты. Его семит, назв. sipharum (П. для хорошей погоды) указывает на карфагено-финикийское происхождение и свидетельствует о том, что это новшество применялось ограниченно. При сильном ветре ставился более прочный П. меньшего размера. Преобладал тип одномачтового парусника, однако во времена Римской империи появляются и трехмачтовые с наклонной передней мачтой и короткой бизанью (позади). П. сшивался из отдельных кусков льняного полотна. Встречались также папирусные и камышовые П. Пунийские рыбаки ставили поперечный П. между двумя короткими мачтами и шли под ним, таща за кормой сеть. По различным данным удалось установить скорость, с которой ходили парусники, — от 2,2 до 4,8 узлов; быстроходные суда достигали 5,8 — 6,5 узлов — скорость, которую не превзошла даже «Виктория» адмирала Нельсона при Трафальгаре.
Источник: Словарь античности. 1989