Известный гитарист–любитель. Родился в Испании, в Барселоне 10 июля 1836 года. Был из высокопоставленной семьи, получил юридическое образование. В 1852 году Пас Хосе Франсиско переехал изучать право в Гранаду, здесь родилась страсть к гитаре. С этого времени он много внимания уделяет занятиям гитарой, пользуясь полученными в детстве музыкальными знаниями. В 1858 году заканчивает обучение на адвоката и в этом же году коллеги выбирают его секретарем коллегии адвокатов Гранады. Потом он долгое время проводит при дворе, будучи редактором газеты “Благо общества” и “Ла Насьон” в 1862–63 годах.
Пас Хосе Франсиско очень любил литературу и изящные искусства, занимался живописью маслом и офортами. Занятия и труд сделали его человеком богатой культуры, о чем говорит и то, что он владел несколькими иностранными языками. Артист был самым восторженным поклонником гитары, изучил ее досконально и посвятил ей много часов, увлеченно разыскивая хорошую музыку, классическую и концертную. Он старался во всем подражать знаменитому Тарреге, которым восхищался и с которым дружил со времени его знакомства в Мадриде в 1878 году.
Пас Хосе Франсиско отличался талантом укрощать силу и звучность нот, образующих гармонию и, таким образом, его исполнение на гитаре оказывалось чистым, особенным и выразительным. Таррега говорил, что он не имел равных в извлечении гармонических звуков, как простых, так и октавированных и в чистоте и равномерности трели.
Ему принадлежит наилучшая из известных гитар, в том числе ранее принадлежавшая дону Дианосио Агуадо, который купил ее в Мадриде для своего ученика дона Хосе Кампо. Эту гитару, изготовленную в 1808 году, Пас Хосе отдал полностью реставрировать и теперь она в таком же состоянии, в каком вышла из рук того, кто изготовлял ее, и это, несомненно, самая полнозвучная гитара из существующих. Ему принадлежит также гитара, которую дон Антонио де Торрес сделал в Севилье в 1856 году и представил на выставке, где она была отмечена премией. Это замечательная гитара с самым приятным и нежным звуком. Это по–настоящему роскошная вещь с заложенным в нее огромным трудом, с мозаикой и инкрустацией из янтаря и драгоценных пород дерева. Это похвальная биография написана, когда Хосе Франсиско де Пас не было и 50 лет и опубликована Фернандо де Артего–и–Перейра в “Знаменитых музыкантах” (стр. 659), значительным и хорошо документированном сочинении, вышедшим в Барселоне в 1886 году.
Оставив в мире того, которого звали Пас (Мир), вспомним о гитаре, изготовленной выдающимся гитарным мастером Антонио де Торресом, о которой мы здесь уже говорили. Мир гитары снова получил ее, благодаря неустанным поискам и жертвам очень умного и преданного искусству любителя, дорого учителя и моего старого друга Марио Пальмесо (см. Пальмес М.). Она недавно была представлена на выставке в Барселоне 1929–30 годов как высокий образец гитарного искусства, прославляя изготовителя, и к огромному удовольствию владельца. Когда в последний раз я был в Испании, мы видели ее на выставке. Нам удалось даже поиграть на ней, и звук ее был удивительный. Никаких слов не хватит, чтобы выразить свое восхищение этой замечательной гитарой.