Пащенко, Марья Дмитриевна

Найдено 1 определение
Пащенко, Марья Дмитриевна

(урожденная Новицкая) — артистка императорских спб. театров; род. в 1815 г., воспитывалась в Театральном училище, где изучала хореографическое искусство под руководством балетмейстеров Дидло, Огюста и Титюса. По окончании курса была принята в балетную труппу и в первый год службы исполняла вторые роли в тогдашних балетах "Марс и Венера", "Амадис", "Фюльберт" и "Венецианские забавы". В сезон 1834 г. на сцене недавно пред тем открытого Александровского театра была поставлена опера "Фенелла", в которой пантомимную роль Фенеллы (немой) поочередно исполняли Телешова и Новицкая.


Хотя преимущество в отношении художественности исполнения было на стороне Телешовой, но публика отдавала полное предпочтение Новицкой-П., на стороне которой была молодость, красота и самая обворожительная грациозность. "После первого представления (Фенеллы), — говорит Вольф, — имя Новицкой сделалось знаменитым, и у ее прелестных ножек очутился целый рой поклонников, просящих, конечно, не руки и не сердца, но готовых на всевозможные жертвы". Слава ее, однако, была очень непродолжительна. Вышедши замуж за известного драматического артиста Н. О. Дюр, П. вскоре перешла на пантомимные роли благородных матерей и знатных дам, а с приездом Тальони совершенно стушевалась. Задумав перейти в драматическую труппу, П. стала учиться драматическому искусству под руководством А. М. Каратыгиной и 2-го июля 1840 г. дебютировала в роли Антигоны в трагедии Озерова "Эдип в Афинах" и обнаружила довольно хорошее умение читать и держать себя на сцене. В труппе П. заняла амплуа первой драматической артистки, исполняла роли "Эсмеральды", "Гризельды", Луизы ("Коварство и любовь" Шиллера), Каролины ("Отцовское проклятие") и др. Не обладая большим талантом, П. могла справляться только с такими ролями, которые не требовали большого одушевления и нервной силы: впрочем, благодаря добросовестному исполнению, она имела у публики успех. Весьма посредственно образованная, лишенная огня и врожденной привязанности к искусству, П. терпеливо и вяло дослуживала срок театральной службы, мечтая получить пенсию и зажить безмятежной жизнью где-нибудь в деревенской глуши; по остроумному выражению Каратыгина, она "не могла назваться жрицей Талии или Мельпомены, а была их покорнейшей служанкой". Кроме перечисленных, П. выступала в ролях Христины ("Ломоносов"), Марии ("Материнское благословение"), леди Мильфорт ("Коварство и Любовь"), Марины Мнишек ("Смерть Ляпунова"), Марии ("Дочь Карла Смелого") и др. Начиная с 1842 г. ей ежегодно давали бенефис. В ноябре 1854 г. состоялся прощальный бенефис П.; в последний раз она выступила на сцене в роли боярыни Гвоздевой ("Русская Свадьба" Сухонина) и аптекарши Плакиды Львовны ("Деньщик" Н. Кукольника). По выходе в отставку П. (овдовевшая еще в 1839 г.) сочеталась браком со своим давним поклонником Александром Львовичем П. и поселилась в Волынкиной деревне (близ CПб.). Скончалась в 1868 г.


Биография, составленная П. П. Каратыгиным (в библиотеке Историч. Общ.); A. Вольф, Хроника СПб. театров, СПб., 1877.


К. Храневич.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008