ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Пасха новозаветная
Светлое Воскресение Христово. Главный праздник всего христианского мира. В этот день Церковь вспоминает Воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, которое, как Он и предсказал, произошло на третий день после Его распятия. Сам праздник входит в число преходящих: Пасху отмечают в первое воскресение после первого весеннего полнолуния, поэтому каждый год дата этого праздника приходится на другое число (см. Пасхалия). Особенностью пасхальной службы является то, что в этот день все, положенные по Уставу молитвословия не читают, а поют. Кроме того, богослужение совершают несколько священников, а Евангелие читают на всех известных клиру языках. В этот день по окончании субботней полунощницы бывает крестный ход, который обходит храм и останавливается у закрытого к тому времени притвора. В это время закрытые двери храма символически изображают гробницу Спасителя. Затем священник подает возглас «Христос воскресе» и начинается праздничная утреня. Пасхальные богослужения идут всю неделю (Светлая седмица) вплоть до Недели Фоминой.

Источник: Православная энциклопедия.

ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ
высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший христианский праздник – Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь, на нем все основывали и в нем все соединяли (см. Деян. 2, 22-24; 3, 12-26; 4, 10-12). Вокруг событий смерти и воскресения Спасителя у апостола Павла группируются все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (см. 1 Kор. 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою... но с опресноками чистоты и истины (1 Kор. 5, 7-8). С первых же времен христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя Воскресения Господа, причем определено и само время празднования – после весеннего равноденствия, но не с иудеями. Возникшие споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский Собор, постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го мартовского полнолуния (см. Пасхалия).
Особенности, соединяемые с этим праздником, весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (см. Рим. 16, 16), причем верующие уподобляются ученикам Христовым, беседовавшим друг с другом о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая, по вознесении Господнем, пришла в Рим для проповедования Евангелия и, представ перед императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами «Христос воскресе» и таким образом начала свою проповедь. Яйцо – символ жизни, красный цвет – кровь Христа, даровавшего Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенной торжественностью. В храмах при открытых Царских вратах в продолжение всей пасхальной недели божественные службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение Псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ПАСХА НОВОЗАВЕТНАЯ
высочайший, радостнейший и вместе с тем древнейший Христианский праздник — Воскресение Христово. В событии крестной смерти и воскресения Господа из мертвых заключается основание и средоточие всего Христианства. Этим событием апостолы начали свою проповедь; на нем все основывали и в нем все соединяли (Деян 2:22-24, 3:12-26, 4:10-12). Около событий смерти и воскресения Спасителя группируются у апостола Павла все высочайшие догматы нашей веры и все высшие наши надежды (1Кор 15). Праздновать Пасху заповедали апостолы. “Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, но с опресноками чистоты и истины” (1Кор 5:8). С первых же времен Христианства, как видно из Постановлений и Правил апостольских, праздновались неделя страданий и неделя воскресения Господа, при чем определено и самое время празднования, именно после весеннего равноденствия, но не с Иудеями. Возникшие было споры о времени празднования Пасхи прекратил I Вселенский собор, постановивший всем Христианам праздновать Пасху в 1 воскресный день после весеннего равноденствия и 1 мартовского полнолуния. Этим и объясняется, почему Пасха празднуется не всегда в одно число. Раннее полнолуние бывает 22 марта, а самое позднее 19 апреля, при чем последнее число бывает иногда в понедельник. По этому праздник Пасха бывает между 22 марта и 24 апреля. Особенности соединяемые с этим праздником весьма древнего происхождения. Обычай целовать друг друга (христосоваться) есть подражание древнему лобзанию мира и святой любви (Рим 16:16), при чем верующие уподобляются ученикам Христовым и ученицам, когда последние собеседовали между собою о воскресшем Господе. Обычай дарить красные яйца ведет начало от Марии Магдалины, которая по вознесении Господнем пришла в Рим для проповедования Евангелия и представши пред императором Тиверием, подала ему красное яйцо со словами — “Христос воскресе,” и таким образом начала свою проповедь. Яйцо — символ жизни, красный цвет — кровь Христа, который даровал Своим воскресением жизнь вечную. Празднование Пасхи в Православной Церкви отличается особенною торжественностью. В св. храмах при отверстых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели Божественные службы совершаются в лучших светлых облачениях, при чем чтение псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях св. Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении чрез Него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990