ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

"ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА"
условное название византийской хроники, составленной вскоре после 628-629. Во введении к "П. х." сообщается о христ. летосчислении и пасхальных циклах - отсюда ее назв. Автор, имя к-рого неизвестно, - современник визант. имп. Ираклия (610-641), клирик из кругов, близких константинопольскому патриарху Сергию. "П. х." охватывает период от "сотворения мира" до 627. Описание событий визант. истории до кон. 6 в. компилятивно, в изложении происходившего с кон. 6 в. автор опирается на устную традицию и собств. наблюдения. Благодаря популярному изложению "П. х." оказала влияние на последующую хронографию.

Публ.: Chronicon Paschale, Bonnae, 1832 (GSH Byz., v. 2).

Лит.: Очерки по истории Византии, под ред. В. Н. Бенешевича, в. 3, СПБ, 1913, с. 86-88; Moravcsik G., Byzantinoturcica, 2 Aufl., (Bd. 1), (В.), 1958, S. 241-43.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ПАСХАЛЬНАЯ ХРОНИКА
была написана анонимным автором, повидимому, связанным с константинопольской патриархией, в VII в. – в годы правления императора Ираклия (610 – 041). Ее название объясняется тем, что в этом произведении впервые была установлена исходная дата (21 марта 5508) для определения пасхального цикла и связанных с ним церковных праздников. Сохранилась единственная рукопись Пасхальной хроники, относящаяся к X в. Исходя из библейской концепции всемирной истории, анонимный хронист начинает повествование со времен Адама и доводит его до 628 г. Основным материалом для создания этого компилятивного произведения послужили сочинения Евсевия Памфила, Секста Юлия Африкана, Библия, житиясвятых хроника Иоанна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, церковные истории Евсевия и Епифания. Свою главную задачу анонимный автор видел в том, чтобы упорядочить все события от Адама до рождения Христа и согласовать важнейшие исторические даты с данными Библии и с литургическими канонами церкви. В основу изложения событий был положен хронологический принцип, который нередко нарушался всевозможными вставками и занимательными рассказами (о 12 городах, носящих имя Александра Македонского, об императрице Евдоксии и Павлине, о великомученике Стефане и др.). В передаче событий 532 – 260 гг. автор, видимо, использовал не дошедшие до нашего времени документы, особенно в трактовке восстания Ника в январе 532 г. С наибольшей полнотой и красочностью описаны события, современником которых был сам хронист: последние годы правления Маврикия, воцарение узурпатора Фоки, первые 17 лет царствования Ираклия. С особой теплотой безымянный автор пишет о патриархе Сергии (610 – 038), внесшем, по его словам, много нового в православную литургию. Последнее событие, о котором упоминает Пасхальная хроника, – восшествие на престол иранского шаха Кавада (8 апреля 628 г.). Это сочинение использовалось византийским духовенством и монашеством как практическое руководство для определения сроков церковных праздников и «как важный аргумент для доказательства правильности христианской системы летосчисления» (З.В.Удальцова).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012