Пассионарности теория

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Пассионарности теория
Лев Николаевич  Гумилев рассматривает исторический процесс как динамику жизни и взаимодействия этносов. Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения. Л.Н. Гумилев считал, что этносы цементируются в целое этническими полями, имеющими энергетическую природу и определенный тип колебаний. Именно совпадения или несовпадение колебаний вибраций разных этносов делает их враждебными или дружественными. Появление этноса на свет происходит за счет космического энергетического толчка, порождающего пассионарность. Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса).
Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийный перехватывает у него эстафету. Так движется история.
 

Источник: Краткий исторический словарь

ПАССИОНАРНОСТИ ТЕОРИЯ
является частью более широкой теории этногенеза, разработанной советским историком Л. Н. Гумилёвым (1912-1992). Пассионарность (от лат. - passio, «страсть») - квазинаучный термин, введенный в оборот в 70-80-е годы XX столетия. Согласно Гумилеву пассионарность представляет собой фундаментальную категорию, раскрывающую связь энергии живого вещества биосферы Земли с этногенетическими, культурогенетическими и социально-историческими процессами. Пассионарность рассматривается им, как эффект энергии биосферы Земли, наблюдаемый в появлении, развитии и исчезновении этносоциальных систем. Этот эффект проявляет себя как поведенческий признак действующих в истории индивидов, характеризующий их приоритеты во взаимодействии с окружающей средой. Проявление пассионарности как поведенческого признака на индивидуальном уровне противоположно инстинкту самосохранения. По данному признаку выделяются три группы носителей социального поведения: 1) пассионарии - индивиды, обладающие повышенной пассионарностью (пассионарный признак сильнее инстинкта самосохранения), что проявляет себя в выборе ими линий поведения, направленного на творческие изменения окружающей среды, содержание и направление которых опреде ляются действующими культурными традициями и конкретными историческими обстоятельствами; 2) гармоничные типы - индивиды, обладающие пассионарным признаком, сопоставимым по силе инстинкту самосохранения, что определяет их приоритетные линии поведения и деятельности, как направленные на сохранение наличных состояний окружающей среды; 3) субпассионарии - индивиды, у которых пассионарный признак выражен слабее инстинкта самосохранения, что проявляется в приоритетах паразитического отношения к окружающей среде. Относительная доля индивидов-пассионариев в этносоциальной системе определяет, согласно Л. Н. Гумилёву, уровень пассионарного напряжения данной системы. Тенденции динамики этого уровня определяют фазу этногенеза для данной системы. Согласно «теории этногенеза», эти фазы являются универсальными закономерностями развития всех этносоциальных систем, которые в своем жизненном цикле проходят: инкубационный период - объединение некоторого числа пассионариев и возникновение новой этносистемы с новым стереотипом поведения; фазу пассионарного подъема - устойчивого роста числа пассионариев в системе, сопровождающегося расширением ареала системы, созданием новых социальных структур, формированием новых культурных традиций; акматическую фазу - ей свойственен переизбыток пассионариев в системе, нарушение некоего интуитивно постигаемого оптимума, что приводит к усложнению системы, появлению множества пассионарных альтернатив развития и конкуренции между ними; фазу надлома - резкого спада численности пассионариев в системе, дезинтеграции системы, снижения ее творческого потенциала; инерционную фазу - когда число пассионариев входит в некий баланс с числом гармоничных индивидов, при этом наступает период стабилизации во всех сферах жизни системы, переключение творчества на мирные социокультурные образцы; фазу обскурации - период, когда в системе численно доминируют субпассионарные индивиды, господствует непродуктивное потребление социокультурной и природной среды, что приводит ее к быстрому разрушению и распаду системных связей в этносоциальной системе; вариант исхода фазы обскурации - переход этносоциальной системы в гомеостаз - состояние, при котором число гармоничных индивидов значительно превышает число и пассионариев, и субпассионариев, начинают доминировать консервативные ценности и соответствующие практики поведения во всех сферах жизни системы, происходит полная остановка творческих процессов, воспроизводство устоявших ся традиций из поколения в поколение. В этом внеисторическом состоянии этносоциальная система может пребывать неопределённо долго.
Согласно Л. Н. Гумилеву, полный жизненный цикл пассионарного эффекта, питающего этносистему, составляет от 1200 до 1500 лет. Физическая природа этого эффекта в «теории этногенеза» не получает исчерпывающего объяснения, высказывается гипотеза о генетических мутациях, порождающих пассионарный признак и связанных с воздействием излучений ближнего космоса. Изменение пассионарного напряжения этносоциальной системы, развивающееся в соответствии с вышеуказанными фазами, рассматривается как природный базис для реализации социально-исторических процессов в этносоциальных системах. Тем самым пассионарность выступает как фундаментальная детерминанта исторического развития человеческих сообществ, хотя при этом она и не предписывает этим сообществам конкретные формы и сценарии реализации исторических закономерностей. Концепция пассионарности, как и «теория этногенеза» в целом, не получила признания в научных кругах, как методологически уязвимая и противоречащая многим эмпирическим данным, либо не объясняющая их. В научной традиции отмечается тяготение «теории этногенеза» и, в частности, учения о пассионарности, к биологическому детерминизму исторических явлений, отрицанию в нем значимости фактора свободной воли людей в истории. Критика пассионарности как методологической категории встречается в работах А. Л. Янова, Л. С. Клейна, В. А. Тишкова и ряда других исследователей. Вместе с тем, практика употребления термина «пассионарность» вышла за пределы трудов Л. Н. Гумилева и посвященных ему историографических работ. Термин «пассионарность» используется в различных контекстах в публицистике, журналистике и интернет-общении для обозначения социально активных творческих индивидов и групп людей.
Лит.: Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1989; Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. Л., 1990; Гумилев Л. Н. Внутренняя закономерность этногенеза // Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 251-265; Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания // Этносфера. История людей и история природы. М., 1993. С. 285-298; Янов А. Учение Льва Гумилева // Свободная мысль. 1992. № 17. С. 108-114. Д. В. ЗАГОСКИН

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.