фр. pastel) – техника рисунка цветными карандашами-мелками без оправы (отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью).
ПАСТЕЛЬ
Пастель
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАСТЕЛЬ
цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также рисунок или живопись, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАСТЕЛЬ
(фр. pastel, ит. Pasta — тесто) — живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными и отформованными из стертых в тон-кий красочный порошок с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества — гуммиарбиака, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твер-дые, средней твердости и мягкие. Также пастелью называют произведения, выполненные пастельными каран-дашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Обычно начинают рисовать твердыми карандашами, заканчивают мягкими. Нанесенный красочный слой растирают пальцами или растушкой. Художественная образность и выразительность пастелей в основном достигается с помо-щью штриха, что сближает их с графикой. Пастели характеризуются бархатистым матовым красочным слоем, чистыми цветами, долго сохраняющими свою све-жесть. Чтобы не повредить сотрясением красочный слой, его иногда закрепляют фиксатором, который наносится из пульверизатора.
Считается, что впервые пастель была использована во второй половине XV в., в многоцветных рисунках Ж. Фуке во Франции. Сам термин «пастель» появился в конце XVI в. в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо. Расцвет пастели приходится на XVIII в. В этой технике работали такие мастера, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Пер-ронно во Франции, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. Позже классицизм отверг пастель изза его изнеженности, приглушенности, отсутствия напряженности. В
XIX в. пастели писали Э. Делакруа, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега во Франции; А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России; М. К. Чюрленис в Литве.
Считается, что впервые пастель была использована во второй половине XV в., в многоцветных рисунках Ж. Фуке во Франции. Сам термин «пастель» появился в конце XVI в. в трактате теоретика маньеризма Дж. П. Ломаццо. Расцвет пастели приходится на XVIII в. В этой технике работали такие мастера, как Р. Каррьера в Италии, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден, Ж. Б. Пер-ронно во Франции, Ж. Э. Лиотар в Швейцарии. Позже классицизм отверг пастель изза его изнеженности, приглушенности, отсутствия напряженности. В
XIX в. пастели писали Э. Делакруа, Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега во Франции; А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов в России; М. К. Чюрленис в Литве.
ПАСТЕЛЬ
франц. pastel, от итал. pastello, уменьшительное от pasta – тесто), одна из техник графики, рисунок цветными мелками, которые сделаны из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих и разбеливающих веществ; а также произведение, созданное в этой технике. Пастель оставляет на листе бархатистую линию, которая легко поддается растушевке; мелками удобно работать по специальной шероховатой бумаге или загрунтованному картону. Цветовая гамма пастели обладает особой яркостью, краски в течение долгого времени сохраняют свою первоначальную свежесть и силу. Сначала рисунок выполняется твердыми мелками, затем художник переходит к более мягким, которые легче поддаются растушевке. С давних времен мастера пытались найти способ «закрепить» легко осыпающийся красочный слой пастели. Ныне используются специальные химические фиксативы. К сожалению, при «закреплении» красочного слоя пастели во многом утрачивается ее неповторимая бархатистая поверхность, которая придает особое очарование работам, выполненным в этой технике.
Предполагают, что впервые пастель применили французские художники второй пол. 15 в. (Ж. Фуке и др.); однако мелки, которые они использовали, были скорее похожи на цветные карандаши. Искусство пастели переживает яркий расцвет во Франции 18 в. Портретисты М. К. Латур, Ж. Б. Перроно и др. раскрыли особые, живописные достоинства этой техники – «тающие» линии и мягкие пятна. Бархатистая нежность рисунка, мягкое мерцание полутонов как нельзя лучше подходили для изображения прекрасных обнаженных нимф и пастушек, воздушных кружев и нежного струящегося шелка, напудренных париков – непременных атрибутов галантной эпохи. В 19 в. в технике пастели работали Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон. Выдающимся мастером пастели был Э. Дега. В цикле работ, посвященном балеринам, он работает пастельными мелками как живописец, создавая поразительное ощущение непрерывного движения и световоздушной среды, которая «растворяет» контуры предметов. В России в технике пастели работали А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
Предполагают, что впервые пастель применили французские художники второй пол. 15 в. (Ж. Фуке и др.); однако мелки, которые они использовали, были скорее похожи на цветные карандаши. Искусство пастели переживает яркий расцвет во Франции 18 в. Портретисты М. К. Латур, Ж. Б. Перроно и др. раскрыли особые, живописные достоинства этой техники – «тающие» линии и мягкие пятна. Бархатистая нежность рисунка, мягкое мерцание полутонов как нельзя лучше подходили для изображения прекрасных обнаженных нимф и пастушек, воздушных кружев и нежного струящегося шелка, напудренных париков – непременных атрибутов галантной эпохи. В 19 в. в технике пастели работали Э. Делакруа, Ж. Ф. Милле, Э. Мане, О. Ренуар, О. Редон. Выдающимся мастером пастели был Э. Дега. В цикле работ, посвященном балеринам, он работает пастельными мелками как живописец, создавая поразительное ощущение непрерывного движения и световоздушной среды, которая «растворяет» контуры предметов. В России в технике пастели работали А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007