Пастернак Леонид Осипович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Пастернак Леонид Осипович

Пастернак (Леонид Осипович) - живописец-жанрист. Родился в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами профессора Е. Сорокина , в Мюнхене - Гертериха и Лицен-Мейера, брал уроки гравирования крепкой водкой у профессора И.И. Шишкина . Нарисовал ряд иллюстраций к сочинениям Лермонтова и романам графа Л.Н. Толстого ""Война и мир"" и ""Воскресение"". В русском музее императора Александра III, в СПб., находится картина Пастернака: ""Граф Л. Толстой вечером, в кругу своей семьи"", в Третьяковской галерее в Москве - картина ""Вести с родины"", портрет С.С. Шайкевича и несколько рисунков.

Источник: Биографический словарь. 2008

Пастернак, Леонид Осипович

— живописец-жанрист. Род. в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами проф. Е. Сорокина, в Мюнхене — Гертериха и Лицен-Мейера, брал уроки гравирования крепкой водкой у проф. И. И. Шишкина. Нарисовал ряд иллюстраций к сочинениям Лермонтова и романам графа Л. Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресение". В русск. музее имп. Александра III, в СПб., находится картина П.: "Гр. Л. Толстой вечером, в кругу своей семьи", в Третьяк. галерее, в Москве, — картина "Вести с родины", портрет С. С. Шайкевича и несколько рисунков.


{Брокгауз}





Пастернак, Леонид Осипович


— живописец, профессор московского училища живописи, ваяния и зодчества; род. в Одессе в 1862 г. С детства занимался самоучкой рисованием. Будучи в гимназии, поступил в рисовальную школу в Одессе. Попытки поступить в московское училище живописи, ваяния и зодчества не увенчались успехом. Пробыв несколько месяцев в мастерской профессора Е. Сорокина, П. учился в течение трех лет в мюнхенской академии художеств. После этого в Новороссийском университете окончил курс юридических наук. П. очень плодовитый и разносторонний художник, пишет красками, рисует углем, пером, пастелью и гравирует. В 1880—90 гг. П. выставлял в Товариществе передвижных выставок, затем в Союзе 36-ти, на выставках русских художников, переименованных в Союз русских художников, на выставках, организованных "Миром искусства", и др.



Работы Л. Пастернака.


Произведения П. раннего периода; рисунки углем, 1886—88 г., и рисунок пером: "Еврейка, вяжущая чулок", 1889 г., находятся в Третьяковской галерее, "Думы", 1880 г., и "Думы в хате", 1888 г., были отмечены печатью. Однако первой значительной вещью, давшей автору имя, является "Письмо с родины", 1889 г. (Третьяковская галерея). Печать простоты и жизненной правды, отличающая эту работу, лежит и на последующих картинах П.: "Молитва слепых", 1890 г., "За кружкой пива", 1890 г., "К родным, 1891 г., и "Муки творчества", 1897 г., появлявшихся на передвижных выставках. П. не колорист, красочная гамма его не богата, он не живописует, а лепит свои образы, действуя, главным образом, контрастами света и тени; поэтому так удачны его картины, передающие эффекты света лампы, его наброски углем и пером, в которых обнаруживается все мастерство его рисунка, его меткого энергичного штриха. В этом отношении интересны его иллюстрации к Лермонтову (в изд. Кушнерева, 1891 г.), роману Толстого "Воскресение" и др. Воспитанный эпохой передвижников, П., главным образом, жанрист. Рядом с картинами из русского быта он дает сценки из еврейской жизни, удивительно правдивые, согретые любовью к родным образам. Таковы "Музыканты", прелестно скомпонованные трио; таков "Этюд" 1891 г., изображающий фигуру старика-еврея, присевшего отдохнуть. Бытовиком П. остается во всех периодах и родах творчества. Так и в портретах графа Л. Толстого и его семьи П. схватывает не столько психологическую суть, сколько бытовую физиономию, атмосферу яснополянского дома. Этой особенностью творчества объясняется, почему так хороши картины П. из детской жизни. В детских портретах и сценках из детского мира П. достигает подлинного мастерства. Произведения П. находятся в многочисленных общественных и частных коллекциях: "Перед экзаменом" — в Люксембургском музее в Париже; ранние произведения — в Третьяковской галерее; "Семья гр. Л. Толстого" — в музее Александра III; портрет историка Ключевского — собственность Московского литературно-художественного кружка, и т. д.


Ср.: Собко, Словарь русских художников, СПб., 1899 г.; барон Н. Врангель, Русский Музей Имп. Александра III, Каталоги выставок.


Р. Бернштейн.


{Евр. энц.}





Пастернак, Леонид Осипович


(Pasternak), член Товарищества передвижных выставок, на которых он в 1889, 1891 и 1892 выставлял картины: "Письмо с родины", "К родным" и "Муки творчества". Иллюстрировал сочинения Лермонтова изд. Кушнерева 1891 г. и журнал "Артист". Учился гравированию y профессора Шишкина и награвировал крепкою водкою одну доску: поясное изображение старика в меховой шапке. Внизу подпись наоборот: "Пастернак — y Ив. Ив. Шишкина — С.-Петербург 2 Марта 1888". Печатан с тоном.


{Ровинский}






Пастернак, Леонид Осипович


Род. 1862, ум. 1945. Художник. Автор иллюстраций к роману Л. Н. Толстого "Воскресение" (1899) и др.). С 1921 г. в эмиграции.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович
3.04(22.03). 1862 (Одесса) - 31.05.1945 (Оксфорд). Живописец, график и педагог. Сын арендатора небольшой гостиницы на окраине Одессы. Учился в гимназии: в 1879-81 посещал Одесскую рисовальную школу. В 1881 по настоянию родителей поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перевелся на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе, в 1885 получил диплом. В 1882 сдавал экзамен в МУЖВЗ, потерпел неудачу и поступил в частную московскую студию проф. Е. С. Сорокина. В 1883—84 занимался в Мюнхенской АХ под руководством профессоров И. Гертериха и И. Лиценмейера. Закончил с медалью натурный класс, освоил технику рисования углем. В 1885-87 отбывал воинскую повинность в качестве вольноопределяющегося в артиллерии. В 1889 в Одессе женился на пианистке Розе Кауфман. Их дети: Борис (поэт), Александр (архитектор), Жозефина (философ и поэт) и Лидия (ученый-химик, поэт и переводчик). В 1889 переехал с женой в Москву и вошел в художественный кружок В. Д. и Е. Д Поленовых (И. И. Левитан, В. А. Серов, К А. Коровин, А. Е. Архипов, М. В. Нестеров). Писал маслом и пастелью портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты. В 1889 картину «Письмо с родины», написанную по впечатлениям от военной службы, приобрел П. М. Третьяков. В 1894 картина «Накануне экзаменов» была отмечена 1-й золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, а в 1900 приобретена на парижской Всемирной выставке для Люксембургского музея Парижа (ныне в Музее Орсе). Создал серию портретов современников: М. Горький (1906), А. Н. Скрябин (1909), И. И. Мечников (1911), С. В. Рахманинов (1913), Э. Верхарн (1913), К. Д. Бальмонт (1913), В. Я. Брюсов (1915), Вяч. Иванов (1915). Многие картины посвятил семье и детям: «Портрет сыновей художника» (1905), «Поздравление. Групповой портрет» (1914) и др. В 1893 познакомился с JI. Н. Толстым. Гостил у него в Хамовниках и Ясной Поляне, выполнил много зарисовок писателя и членов его семьи (большая часть этой коллекции, включая «Портрет Л. Толстого на смертном одре», находится в Государственном музее Л. Н. Толстого в Москве). В 1902 написал картину «Толстой с семьей в Ясной Поляне», которая была приобретена вел. кн. Георгием Александровичем для Русского музея. Занимался книжной и журнальной графикой. В 1890 стал художественным редактором журнала «Артист», издававшегося Ф. К. Сологубом, в 1891 - художественным редактором иллюстрированного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова в издательстве Кончаловского. В 1898-99 по просьбе Л. Н. Толстого исполнил иллюстрации к роману «Воскресение». В 1889 открыл в Москве частную школу рисования. В 1894-1918 был преподавателем МУЖВЗ, руководил фигурным, затем натурным классами. В 1905 избран академиком живописи. Участвовал в выставках: МОЛХ (1888-99), ТПХВ (1888-1901), Русских и Финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1901-03; М., 1903), 36-ти художников (М., 1901, 1902), СРХ (1903-17; член-учредитель). В 1904 был комиссаром русского отдела Международной выставки в Дюссельдорфе. Посетил Италию, где создал серию миниатюр с картин старых мастеров. В течение 1905 находился в Берлине, провел выставку в галерее Шульте (совм. с А. Галленом). После революции исполнил графические портреты В. И. Ленина и других деятелей партии, делал зарисовки во время партийных и правительственных заседаний. В 1919 участвовал в 1-й Государственной выставке картин и 4-й Государственной выставке гравюр. В 1921 с женой и дочерьми выехал в Берлин. Создал портреты А. М. Ремизова (1923), Л. И. Шестова, А. Эйнштейна (1924, Иерусалимский университет), Р. М. Рильке (1926), М. Либермана (1927), Г. Гауптмана (1930) и др. Писал пейзажи Берлина и Мюнхена, натюрморты и интерьеры. В начале 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана вместе с художниками А. Федером, А. Нанном и С. Раскиным участвовал в историко-этнографической экспедиции в Египет и Палестину. Итогом экспедиции стала монография с репродукциями картин и рисунков. В Берлине вышел его альбом с портретами деятелей еврейской культуры. Выставлялся в берлинском Сецессионе, участвовал в выставках русского искусства в Париже (Devambez, 1921), Гааге (1924), Берлине (1930), США (1924). В 1927 и 1932 провел персональные выставки в галерее Хартберга в Берлине. В 1932 в Берлине была издана книга его воспоминаний о Л. Н. Толстом, но большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами. В конце 1930-х стал думать о возвращении на родину. В 1938 выехал в Англию, чтобы навестить младшую дочь. Некоторое время работал в Лондоне, пережил смерть жены (август 1939) и начало войны. Последние годы жил в Оксфорде, в доме дочери Лидии. 455 Мемориальные выставки прошли в Пушкинском клубе в Лондоне (1958), Музее Ashmolean в Оксфорде (1958, 1990), в городах США (1987), в 1 11 (1969, 1979, 1990) и др. Представлен в крупнейших собраниях Европы и в музеях России.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович
22.3.1862, Одесса -31.5.1945, Оксфорд) - живописец, портретист. Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, занимаясь живописью и рисунком в мастерской академика Е.Сорокина. Овладение анатомией дало будущему художнику обширные познания о строении человеческого тела, его пропорциях и движении. В 1883 перевелся на юридический факультет Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств у профессоров И.Г.Гертериха и И.Лиценмейера. Тогда же познакомился с В.Серовой, возглавлявшей русский кружок, матерью художника В.Серова, это, вероятно, послужило началом дружбы между семьями Серовых и Пастернаков. У обоих художников было много общего во взглядах на искусство и на жизнь. В свои наезды в Одессу для сдачи университетских экзаменов П. помещал карикатуры, эскизы и бытовые сценки в юмористических и др. журналах, и много лет спустя М.Горький говорил П.: «Я помню вашего «босяка», он был первым в нашей литературе». По окончании университета П. в 1885-86 проходил военную службу вольноопределяющимся в артиллерии. Как и везде, он зарисовывал все, что представлялось интересным глазу. Один из этих эскизов послужил сюжетом для первого большого холста - «Письмо с родины» (1889).
В Одессе П. встретился с пианисткой Розой Кауфман, которую А.Рубинштейн еще в ее детские годы отметил как исключительное музыкальное явление и устраивал ее концертные выступления в Москве и Петербурге: в 1889 они поженились и переехали в Москву, где П.
присоединился к поленовскому кружку. Известный коллекционер П.Третьяков посетил П. и тут же, «с мольберта», купил «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя П. в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Н.Ге называл его своим продолжателем. В Москве П. давал уроки, впоследствии с художником Штембергом открыл частную рисовальную школу: П. вводил новые, приобретенные в мюнхенской Академии приемы, в особенности рисование углем, с натуры. В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.
В 1890 граф Ф.Сологуб сделал П. художественным редактором нового литературно-художественного журнала «Артист», который, по мнению К.Бальмонта, печатавшего там свои первые стихи, «был предтечей «Мира искусств». В 1891, по предложению издателя П.Кончаловского (отца художника), П. взял на себя общее руководство художественной частью иллюстрированного издания сочинений Лермонтова. Помимо включения собственных иллюстраций, П. пригласил к участию ряд других художников, в том числе и малоизвестного тогда, но высоко ценимого им М.Врубеля. В это время П. много сил отдавал писанию портретов, в них он старался достичь слияния живописной композиции не только с лицом, но и с внутренней сущностью портретируемого, П. обладал способностью улавливать нюансы постоянной смены настроений в живой натуре, и эта импрессионистическая быстрота фиксирования неповторимых мгновений характерна не только для его портретов, но для всего творчества, в особенности для его рисунков и эскизов. В 1894 П. написал картину «Накануне экзаменов», которая получила 1-ю премию на Мюнхенской международной выставке, а в 1900 со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).
В своих воспоминаниях П. замечает, что два года были особенно знаменательными в его жизни: 1893 - знакомство и сближение с Л.Толстым и 1894 - поступление преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. В результате реформ и включения в состав преподавателей Н.Касаткина, К.Коровина, П., Серова и др. Училище стало считаться наиболее прогрессивной художественной школой не только в России, но и за рубежом. Введены были общеобразовательные курсы.В.Ключевский читал лекции по русской истории, и П. увековечил его в портрете. За время 25-летнего преподавания П. в Училище многие из его учеников сами стали известными художниками (С.Герасимов, П.Кончаловский, Н.Крымов, С.Щербаков и др.). В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к П. с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Для П., боготворившего Толстого, это предложение было одним из «чудес» в его жизни. «Воскресенье» с иллюстрациями П. вышло в Петербурге (отд. изд. в Париже, Лондоне и Нью-Йорке); оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900. Л.Толстой восторгался портретностью пастернаковских рисунков, угадыванием изображаемых в романе лиц, В 1900 у Пастернаков родилась дочь Жозефина, а через два года - Лидия.П. создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Намекая на успехи его детских портретов, знакомые шутили, говоря, что у П. «дети кормят родителей».
В 1901 Люксембургский музей в Париже заказал пяти наиболее известным художникам, среди которых был и П., картины из русской жизни.П.
написал ставшую знаменитой картину «Толстой в кругу семьи» в вечернем освещении. Великий князь Георгий Александрович, увидев ее на выставке «Мир искусства», решил приобрести для Музея Александра III (ныне Русский музей в Петербурге). П. участвовал в первых выставках «Мир искусства» и был членом-учредителем Союза русских художников, В 1904 ему было поручено устройство русского отдела на выставке в Дюссельдорфе. Воспользовавшись пребыванием за границей, он посетил Италию: не имея времени копировать любимые картины, делал небольшие эскизы, представлявшие полную гамму красок оригинала. ИТрабарь, а впоследствии и знаменитый английский искусствовед лорд Кеннес Кларк отметили эту чрезвычайно оригинальную, по их мнению, «миниатюрную галерею старых мастеров».
Во время революции 1905 П. в связи с закрытием Училища прожил год в Берлине. Там он написал портрет М.Горького, занимался техникой гравюры. Вместе с финским художником Акселем Галеном выставлялся в галерее Шульте в Берлине. В 1907 ездил в Бельгию и Англию по приглашению Ч.Винсента - англичанина, познакомившегося с детскими сюжетами П. по репродукциям в лондонском журнале «Studio» и заказавшего художнику портрет своей дочери.П. предлагали переехать в Лондон, но у него «и в мыслях не было покинуть Москву и любимое училище», как писал он в своих воспоминаниях. Работы П. тех лет характеризовало органическое соединение лиризма и непосредственности.
В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Р.Пастернак (сначала на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) П. начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).
В начале 1-й мировой войны П. по просьбе городских властей Москвы выполнил плакат «Раненый солдат» цветной литографией. Плакат предназначался для благотворительного сбора в пользу жертв войны. В 1918 Московский совет использовал подаренный в свое время городу плакат в качестве антивоенной пропаганды.П. делал зарисовки и портреты деятелей революции, в том числе Ленина, композиции во время заседаний ВСНХ, ВЦИК и др. Приобретенные правительством, они были уничтожены в 1930-е.
В 1921 П. в связи с ухудшением здоровья выехал в Берлин. Вместе с ним отправились жена и дочери, сыновья остались в Москве. После лишений военных и послереволюционных лет П. испытал как бы новый подъем творческих сил. Несмотря на малоблагоприятные условия в скромном пансионе, он с воодушевлением взялся за работу, написал портреты многих известных ученых, художников и писателей: филолога А. фон Гарнака, физика А.ЭЙНштейна, поэта Р.М.Рильке, писателя Г.Гауптмана, художников Л.Коринта и М.Либермана и мн. др. Среди русских, с кем П.
встречался и портреты которых он писал в Берлине, А. Ремизов, Л.
Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и Н. Розенель. Интересны городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена, натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением. В 1924 по предложению друзей П. присоединился к литературно-художественной экспедиции в Египет и Палестину: результатом явилась серия колоритных зарисовок.
Помимо участия в выставках Сецессиона, П. показывал свои работы в галерее Хартберга (персональные выставки в 1927 и 1931). Пресса и публика восторженно отнеслись к творчеству русского художника, однако приход к власти нацистов коренным образом изменил обстановку. В 1932 в Берлине вышла монография П. с воспоминаниями о Л.Толстом и автобиографическими заметками: большую часть тиража не успели вывезти из типографии, где она была уничтожена в мае 1933 во время публичного сожжения книг нацистами. Была запрещена также подготовленная к 75-летию художника выставка, которую он собирался потом переслать в Москву.
В конце 1930-х П. принял решение вернуться на родину, но перед этим он хотел навестить свою младшую дочь в Лондоне. Картины П. в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву. В Лондоне П. снова взялся за работу, написал более десятка портретов; несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ. Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом: через неделю началась 2-я мировая война.П. остался у дочери в Оксфорде, где и скончался.
Работы П. находятся в музеях и частных собраниях в России (Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Л.Толстого, Музей изобразительных искусств им.А.Пушкина и многочисленные провинциальные музеи): в Европе и Америке («Mus6e dOrse» - Париж, «Tate Gallery», «British Museum» - Лондон, «Asmolean Museum» - Оксфорд, «Artmuseum» - Бристоль и др.): в собрании наследников двух дочерей П.
в Англии (там же хранятся рукописи его записок и обширная переписка).
Бумаги и рисунки П. находятся также в рукописных отделах музеев России, РГАЛИ, РГБ, РНБ, ИРЛИ и семейных собраниях его наследников в Москве.
Несколько посмертных выставок П. прошли в Москве (1969, 1979, 1990), а также в Англии, Германии и США (полный каталог работ художника подготовлен к изданию в Англии). В организации выставок большую роль сыграли дочери П.
Жозефина Леонидовна Пастернак (19001993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин; окончила там философский факультет университета, работала над книгой, посвященной критике детерминизма. Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака, одного из директоров Южногерманского банка, и поселилась вместе с мужем в Мюнхене. Родители ежегодно приезжали к ним на лето; П. подарил им и сам развесил в комнатах часть своих лучших работ (среди них портрет Жозефины, 1927). Жозефина начала писать стихи.
Прочитав некоторые из них, ее брат, Борис Пастернак, писал: «Я в совершенном удивленьи... Уверенность прикосновенья к теме, естественность спокойно исчерпывающего ее оборота, движенье в том промежутке между напряженностью и прозрачностью, в каком только и можно сказать так, как это хотел - все это я у тебя встретил в степени, редкой даже у сложившихся художников». Книга стихов Жозефины под псевдонимом Анна Ней была издана в Берлине («Координаты», 1938).
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде. После войны Жозефина много сил отдавала работе с архивом отца; составила книгу П. «Записки разных лет». Фототипическим способом переиздала книгу своих стихов уже под собственным именем (1971), а в 1984 в Париже вышла ее вторая книга «Памяти Педро». Бумаги Жозефины хранятся у ее наследников, Чарлза Пастернак и Элен Рамзи в Оксфорде.
Лидия Леонидовна Пастернак (19021989) в сентябре 1921 вместе с родителями уехала в Берлин. В 1926 окончила химический факультет Берлинского университета и поступила работать в Мюнхенский институт психиатрии; получила докторскую степень. В начале 1930-х перешла в лабораторию психиатрии Института Кайзера Вильгельма в Берлине (в той же группе работал Н.Тимофеев-Ресовский). В 1935 вышла замуж за своего коллегу Эл.Слейтора, переехала в Англию. В своем доме в Оксфорде Лидия давала приют самым разнообразным людям - беженцам из Германии и Польши, бездомным поэтам и художникам. Лучшую комнату отвела отцу под мастерскую, где он много и плодотворно работал. Воспитывала своих четверых детей. После войны завязываются ее связи с русской колонией в Оксфорде, дружба с университетскими славистами, профессорами Н.Зерновым, Г.Катковым и др. Она помогала изданию английского перевода прозы Бориса Пастернака. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке. Поэтическое мастерство, умение облечь в четкую форму поэтические образы пригодились в ее литературных занятиях: Лидия начала переводить стихи Бориса (первая книга вышла в 1958; в 1963 и 1984 изданы сборники с предисловием Лидии). Переводы Лидии поражают гармоническим и образным сходством с оригиналом, в них слышна звуковая форма русского стихотворения, удивительное проникновение в знакомую ей с детства манеру выражения мысли поэтом. С 1956 Лидия - поверенная брата в делах английских изданий. После смерти Бориса ежегодно приезжала в Москву; стала переводить на английский язык стихи А.Ахматовой, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, публиковала их в разных английских журналах. Устраивала вечера русской поэзии в Пушкинском клубе в Лондоне и разных университетах Англии; ее выступление в Карнеги Холл в Нью-Йорке прошло с большим успехом. Английские стихи Лидии вышли в книге «Before sunrise» (Лондон, 1971), русские - в Женеве в 1974. Ее стараниями через год вышел сборный том воспоминаний, очерков и переводов о семье Пастернак (Женева, изд-во «Poesie vivante»).
Последней работой Лидии была подготовка новых переводов для двуязычного издания стихов Бориса Пастернака (М., 1990). Архив Лидии хранится в ее доме в Оксфорде. Соч.: Записи разных лет.М., 1975.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции