Пастернак (Леонид Осипович) - живописец-жанрист. Родился в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами профессора Е. Сорокина , в Мюнхене - Гертериха и Лицен-Мейера, брал уроки гравирования крепкой водкой у профессора И.И. Шишкина . Нарисовал ряд иллюстраций к сочинениям Лермонтова и романам графа Л.Н. Толстого ""Война и мир"" и ""Воскресение"". В русском музее императора Александра III, в СПб., находится картина Пастернака: ""Граф Л. Толстой вечером, в кругу своей семьи"", в Третьяковской галерее в Москве - картина ""Вести с родины"", портрет С.С. Шайкевича и несколько рисунков.
Пастернак Леонид Осипович
— живописец-жанрист. Род. в 1862 г.; учился в одесской рисовальной школе, пользовался в Москве советами проф. Е. Сорокина, в Мюнхене — Гертериха и Лицен-Мейера, брал уроки гравирования крепкой водкой у проф. И. И. Шишкина. Нарисовал ряд иллюстраций к сочинениям Лермонтова и романам графа Л. Н. Толстого "Война и мир" и "Воскресение". В русск. музее имп. Александра III, в СПб., находится картина П.: "Гр. Л. Толстой вечером, в кругу своей семьи", в Третьяк. галерее, в Москве, — картина "Вести с родины", портрет С. С. Шайкевича и несколько рисунков.
{Брокгауз}
Пастернак, Леонид Осипович
— живописец, профессор московского училища живописи, ваяния и зодчества; род. в Одессе в 1862 г. С детства занимался самоучкой рисованием. Будучи в гимназии, поступил в рисовальную школу в Одессе. Попытки поступить в московское училище живописи, ваяния и зодчества не увенчались успехом. Пробыв несколько месяцев в мастерской профессора Е. Сорокина, П. учился в течение трех лет в мюнхенской академии художеств. После этого в Новороссийском университете окончил курс юридических наук. П. очень плодовитый и разносторонний художник, пишет красками, рисует углем, пером, пастелью и гравирует. В 1880—90 гг. П. выставлял в Товариществе передвижных выставок, затем в Союзе 36-ти, на выставках русских художников, переименованных в Союз русских художников, на выставках, организованных "Миром искусства", и др.
Работы Л. Пастернака.
Произведения П. раннего периода; рисунки углем, 1886—88 г., и рисунок пером: "Еврейка, вяжущая чулок", 1889 г., находятся в Третьяковской галерее, "Думы", 1880 г., и "Думы в хате", 1888 г., были отмечены печатью. Однако первой значительной вещью, давшей автору имя, является "Письмо с родины", 1889 г. (Третьяковская галерея). Печать простоты и жизненной правды, отличающая эту работу, лежит и на последующих картинах П.: "Молитва слепых", 1890 г., "За кружкой пива", 1890 г., "К родным, 1891 г., и "Муки творчества", 1897 г., появлявшихся на передвижных выставках. П. не колорист, красочная гамма его не богата, он не живописует, а лепит свои образы, действуя, главным образом, контрастами света и тени; поэтому так удачны его картины, передающие эффекты света лампы, его наброски углем и пером, в которых обнаруживается все мастерство его рисунка, его меткого энергичного штриха. В этом отношении интересны его иллюстрации к Лермонтову (в изд. Кушнерева, 1891 г.), роману Толстого "Воскресение" и др. Воспитанный эпохой передвижников, П., главным образом, жанрист. Рядом с картинами из русского быта он дает сценки из еврейской жизни, удивительно правдивые, согретые любовью к родным образам. Таковы "Музыканты", прелестно скомпонованные трио; таков "Этюд" 1891 г., изображающий фигуру старика-еврея, присевшего отдохнуть. Бытовиком П. остается во всех периодах и родах творчества. Так и в портретах графа Л. Толстого и его семьи П. схватывает не столько психологическую суть, сколько бытовую физиономию, атмосферу яснополянского дома. Этой особенностью творчества объясняется, почему так хороши картины П. из детской жизни. В детских портретах и сценках из детского мира П. достигает подлинного мастерства. Произведения П. находятся в многочисленных общественных и частных коллекциях: "Перед экзаменом" — в Люксембургском музее в Париже; ранние произведения — в Третьяковской галерее; "Семья гр. Л. Толстого" — в музее Александра III; портрет историка Ключевского — собственность Московского литературно-художественного кружка, и т. д.
Ср.: Собко, Словарь русских художников, СПб., 1899 г.; барон Н. Врангель, Русский Музей Имп. Александра III, Каталоги выставок.
Р. Бернштейн.
{Евр. энц.}
Пастернак, Леонид Осипович
(Pasternak), член Товарищества передвижных выставок, на которых он в 1889, 1891 и 1892 выставлял картины: "Письмо с родины", "К родным" и "Муки творчества". Иллюстрировал сочинения Лермонтова изд. Кушнерева 1891 г. и журнал "Артист". Учился гравированию y профессора Шишкина и награвировал крепкою водкою одну доску: поясное изображение старика в меховой шапке. Внизу подпись наоборот: "Пастернак — y Ив. Ив. Шишкина — С.-Петербург 2 Марта 1888". Печатан с тоном.
{Ровинский}
Пастернак,
Леонид ОсиповичРод. 1862, ум. 1945. Художник. Автор иллюстраций к роману Л. Н. Толстого "Воскресение" (1899) и др.). С 1921 г. в эмиграции.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999
В Одессе П. встретился с пианисткой Розой Кауфман, которую А.Рубинштейн еще в ее детские годы отметил как исключительное музыкальное явление и устраивал ее концертные выступления в Москве и Петербурге: в 1889 они поженились и переехали в Москву, где П.
присоединился к поленовскому кружку. Известный коллекционер П.Третьяков посетил П. и тут же, «с мольберта», купил «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя П. в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Н.Ге называл его своим продолжателем. В Москве П. давал уроки, впоследствии с художником Штембергом открыл частную рисовальную школу: П. вводил новые, приобретенные в мюнхенской Академии приемы, в особенности рисование углем, с натуры. В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.
В 1890 граф Ф.Сологуб сделал П. художественным редактором нового литературно-художественного журнала «Артист», который, по мнению К.Бальмонта, печатавшего там свои первые стихи, «был предтечей «Мира искусств». В 1891, по предложению издателя П.Кончаловского (отца художника), П. взял на себя общее руководство художественной частью иллюстрированного издания сочинений Лермонтова. Помимо включения собственных иллюстраций, П. пригласил к участию ряд других художников, в том числе и малоизвестного тогда, но высоко ценимого им М.Врубеля. В это время П. много сил отдавал писанию портретов, в них он старался достичь слияния живописной композиции не только с лицом, но и с внутренней сущностью портретируемого, П. обладал способностью улавливать нюансы постоянной смены настроений в живой натуре, и эта импрессионистическая быстрота фиксирования неповторимых мгновений характерна не только для его портретов, но для всего творчества, в особенности для его рисунков и эскизов. В 1894 П. написал картину «Накануне экзаменов», которая получила 1-ю премию на Мюнхенской международной выставке, а в 1900 со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).
В своих воспоминаниях П. замечает, что два года были особенно знаменательными в его жизни: 1893 - знакомство и сближение с Л.Толстым и 1894 - поступление преподавателем в Училище живописи, ваяния и зодчества. В результате реформ и включения в состав преподавателей Н.Касаткина, К.Коровина, П., Серова и др. Училище стало считаться наиболее прогрессивной художественной школой не только в России, но и за рубежом. Введены были общеобразовательные курсы.В.Ключевский читал лекции по русской истории, и П. увековечил его в портрете. За время 25-летнего преподавания П. в Училище многие из его учеников сами стали известными художниками (С.Герасимов, П.Кончаловский, Н.Крымов, С.Щербаков и др.). В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к П. с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Для П., боготворившего Толстого, это предложение было одним из «чудес» в его жизни. «Воскресенье» с иллюстрациями П. вышло в Петербурге (отд. изд. в Париже, Лондоне и Нью-Йорке); оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900. Л.Толстой восторгался портретностью пастернаковских рисунков, угадыванием изображаемых в романе лиц, В 1900 у Пастернаков родилась дочь Жозефина, а через два года - Лидия.П. создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Намекая на успехи его детских портретов, знакомые шутили, говоря, что у П. «дети кормят родителей».
В 1901 Люксембургский музей в Париже заказал пяти наиболее известным художникам, среди которых был и П., картины из русской жизни.П.
написал ставшую знаменитой картину «Толстой в кругу семьи» в вечернем освещении. Великий князь Георгий Александрович, увидев ее на выставке «Мир искусства», решил приобрести для Музея Александра III (ныне Русский музей в Петербурге). П. участвовал в первых выставках «Мир искусства» и был членом-учредителем Союза русских художников, В 1904 ему было поручено устройство русского отдела на выставке в Дюссельдорфе. Воспользовавшись пребыванием за границей, он посетил Италию: не имея времени копировать любимые картины, делал небольшие эскизы, представлявшие полную гамму красок оригинала. ИТрабарь, а впоследствии и знаменитый английский искусствовед лорд Кеннес Кларк отметили эту чрезвычайно оригинальную, по их мнению, «миниатюрную галерею старых мастеров».
Во время революции 1905 П. в связи с закрытием Училища прожил год в Берлине. Там он написал портрет М.Горького, занимался техникой гравюры. Вместе с финским художником Акселем Галеном выставлялся в галерее Шульте в Берлине. В 1907 ездил в Бельгию и Англию по приглашению Ч.Винсента - англичанина, познакомившегося с детскими сюжетами П. по репродукциям в лондонском журнале «Studio» и заказавшего художнику портрет своей дочери.П. предлагали переехать в Лондон, но у него «и в мыслях не было покинуть Москву и любимое училище», как писал он в своих воспоминаниях. Работы П. тех лет характеризовало органическое соединение лиризма и непосредственности.
В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Р.Пастернак (сначала на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) П. начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).
В начале 1-й мировой войны П. по просьбе городских властей Москвы выполнил плакат «Раненый солдат» цветной литографией. Плакат предназначался для благотворительного сбора в пользу жертв войны. В 1918 Московский совет использовал подаренный в свое время городу плакат в качестве антивоенной пропаганды.П. делал зарисовки и портреты деятелей революции, в том числе Ленина, композиции во время заседаний ВСНХ, ВЦИК и др. Приобретенные правительством, они были уничтожены в 1930-е.
В 1921 П. в связи с ухудшением здоровья выехал в Берлин. Вместе с ним отправились жена и дочери, сыновья остались в Москве. После лишений военных и послереволюционных лет П. испытал как бы новый подъем творческих сил. Несмотря на малоблагоприятные условия в скромном пансионе, он с воодушевлением взялся за работу, написал портреты многих известных ученых, художников и писателей: филолога А. фон Гарнака, физика А.ЭЙНштейна, поэта Р.М.Рильке, писателя Г.Гауптмана, художников Л.Коринта и М.Либермана и мн. др. Среди русских, с кем П.
встречался и портреты которых он писал в Берлине, А. Ремизов, Л.
Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и Н. Розенель. Интересны городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена, натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением. В 1924 по предложению друзей П. присоединился к литературно-художественной экспедиции в Египет и Палестину: результатом явилась серия колоритных зарисовок.
Помимо участия в выставках Сецессиона, П. показывал свои работы в галерее Хартберга (персональные выставки в 1927 и 1931). Пресса и публика восторженно отнеслись к творчеству русского художника, однако приход к власти нацистов коренным образом изменил обстановку. В 1932 в Берлине вышла монография П. с воспоминаниями о Л.Толстом и автобиографическими заметками: большую часть тиража не успели вывезти из типографии, где она была уничтожена в мае 1933 во время публичного сожжения книг нацистами. Была запрещена также подготовленная к 75-летию художника выставка, которую он собирался потом переслать в Москву.
В конце 1930-х П. принял решение вернуться на родину, но перед этим он хотел навестить свою младшую дочь в Лондоне. Картины П. в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву. В Лондоне П. снова взялся за работу, написал более десятка портретов; несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ. Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом: через неделю началась 2-я мировая война.П. остался у дочери в Оксфорде, где и скончался.
Работы П. находятся в музеях и частных собраниях в России (Третьяковская галерея, Русский музей, Музей Л.Толстого, Музей изобразительных искусств им.А.Пушкина и многочисленные провинциальные музеи): в Европе и Америке («Mus6e dOrse» - Париж, «Tate Gallery», «British Museum» - Лондон, «Asmolean Museum» - Оксфорд, «Artmuseum» - Бристоль и др.): в собрании наследников двух дочерей П.
в Англии (там же хранятся рукописи его записок и обширная переписка).
Бумаги и рисунки П. находятся также в рукописных отделах музеев России, РГАЛИ, РГБ, РНБ, ИРЛИ и семейных собраниях его наследников в Москве.
Несколько посмертных выставок П. прошли в Москве (1969, 1979, 1990), а также в Англии, Германии и США (полный каталог работ художника подготовлен к изданию в Англии). В организации выставок большую роль сыграли дочери П.
Жозефина Леонидовна Пастернак (19001993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин; окончила там философский факультет университета, работала над книгой, посвященной критике детерминизма. Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака, одного из директоров Южногерманского банка, и поселилась вместе с мужем в Мюнхене. Родители ежегодно приезжали к ним на лето; П. подарил им и сам развесил в комнатах часть своих лучших работ (среди них портрет Жозефины, 1927). Жозефина начала писать стихи.
Прочитав некоторые из них, ее брат, Борис Пастернак, писал: «Я в совершенном удивленьи... Уверенность прикосновенья к теме, естественность спокойно исчерпывающего ее оборота, движенье в том промежутке между напряженностью и прозрачностью, в каком только и можно сказать так, как это хотел - все это я у тебя встретил в степени, редкой даже у сложившихся художников». Книга стихов Жозефины под псевдонимом Анна Ней была издана в Берлине («Координаты», 1938).
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде. После войны Жозефина много сил отдавала работе с архивом отца; составила книгу П. «Записки разных лет». Фототипическим способом переиздала книгу своих стихов уже под собственным именем (1971), а в 1984 в Париже вышла ее вторая книга «Памяти Педро». Бумаги Жозефины хранятся у ее наследников, Чарлза Пастернак и Элен Рамзи в Оксфорде.
Лидия Леонидовна Пастернак (19021989) в сентябре 1921 вместе с родителями уехала в Берлин. В 1926 окончила химический факультет Берлинского университета и поступила работать в Мюнхенский институт психиатрии; получила докторскую степень. В начале 1930-х перешла в лабораторию психиатрии Института Кайзера Вильгельма в Берлине (в той же группе работал Н.Тимофеев-Ресовский). В 1935 вышла замуж за своего коллегу Эл.Слейтора, переехала в Англию. В своем доме в Оксфорде Лидия давала приют самым разнообразным людям - беженцам из Германии и Польши, бездомным поэтам и художникам. Лучшую комнату отвела отцу под мастерскую, где он много и плодотворно работал. Воспитывала своих четверых детей. После войны завязываются ее связи с русской колонией в Оксфорде, дружба с университетскими славистами, профессорами Н.Зерновым, Г.Катковым и др. Она помогала изданию английского перевода прозы Бориса Пастернака. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке. Поэтическое мастерство, умение облечь в четкую форму поэтические образы пригодились в ее литературных занятиях: Лидия начала переводить стихи Бориса (первая книга вышла в 1958; в 1963 и 1984 изданы сборники с предисловием Лидии). Переводы Лидии поражают гармоническим и образным сходством с оригиналом, в них слышна звуковая форма русского стихотворения, удивительное проникновение в знакомую ей с детства манеру выражения мысли поэтом. С 1956 Лидия - поверенная брата в делах английских изданий. После смерти Бориса ежегодно приезжала в Москву; стала переводить на английский язык стихи А.Ахматовой, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, публиковала их в разных английских журналах. Устраивала вечера русской поэзии в Пушкинском клубе в Лондоне и разных университетах Англии; ее выступление в Карнеги Холл в Нью-Йорке прошло с большим успехом. Английские стихи Лидии вышли в книге «Before sunrise» (Лондон, 1971), русские - в Женеве в 1974. Ее стараниями через год вышел сборный том воспоминаний, очерков и переводов о семье Пастернак (Женева, изд-во «Poesie vivante»).
Последней работой Лидии была подготовка новых переводов для двуязычного издания стихов Бориса Пастернака (М., 1990). Архив Лидии хранится в ее доме в Оксфорде. Соч.: Записи разных лет.М., 1975.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции