предпринимательская благотворительность в области трудовых отношений.
ПАТЕРНАЛИЗМ
ПАТЕРНАЛИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАТЕРНАЛИЗМ
принцип и деятельность, предполагающие «отеческую заботу» субъектов государственного управления, юридических и физических лиц по отношению к слоям и группам населения, слабо защищенным в социальноэкономическом отношении.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
ПАТЕРНАЛИЗМ
- 1) общественное явление, основанное на сохранении стереотипов поведения, свойственных большой патриархальной семье, нацеленное на создание условий выживания социальных групп, механизмом реализации которого является перераспределение благ и оказание помощи членам этих групп (2); 2) особый вид социального института, характерными чертами которого являются принуждение, иерархия и зависимость, сконструированный акторами, нуждающимися в отношениях взаимной зависимости, испытывающими потребность в функциях попечительства и попечения (5); 3) тип отношений между государством и обществом, предусматривающий «отеческую заботу» государства о благоденствии его граждан, порождающий стремление человека жить за счет государственной поддержки и одновременно доверять государству обустройство собственной жизни, поступаясь при этом частью своих прав. П. применительно к истории может быть рассмотрен как: а) тип социальных отношений; б) принцип отношения между государством и обществом; в) культурная традиция. П. как тип социальных отношений предполагает наличие двух субъектов, ощущающих свою принадлежность к «Мы» как большой семье. С одной стороны, это - лица и группы, обладающие ресурсами и властью и позиционирующие себя в виде «отцов», «хозяев», «попечителей», с другой - лица и группы, стоящие на более низких ступенях социальной иерархии и нуждающиеся в помощи, защите, покровительстве и опеке. П. как тип социальных отношений предполагает наличие определенных неформальных правил и ограничений. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать патернализм как особый социальный институт, с одной стороны, задающий и контролирующий определенную модель социального поведения (5), а с другой - предоставляющий индивидам социальное убежище и защиту от отчуждения и давления анонимных социальных механизмов (1). С традиционной институциональной точки зрения, патернализм является набором ролей, перемещенным из семейной сферы в иные области общественной деятельности. С позиций неоинституционализма патерналистские институты конструируются в процессе взаимодействия между субъектами, имеющими общие цели и совершающими социальные действия. П. как тип социальных отношений проявляется в определенных социальных практиках, которые не предусматривают согласования интересов сторон, поскольку в этих практиках решающим является голос «отца», его решения и действия.
Можно выделить два типа патерналистских практик: церемониальные и функциональные. Церемониальные практики - это периодически повторяющиеся социальные акции, носящие символический и идентификационный характер, демонстрирующие социальное единство и распределение патерналистских статусов. Функциональные патерналистские практики, носящие повседневный характер, сливаются с нормативными предписаниями и стимулируют индивидов к достижению целей социальной организации через актуализацию групповой солидарности. П. как принцип отношения государства и общества означает, что общество рассматривается в качестве семьи, главой которой выступает государство, осуществляющее «отеческую» опеку над своими подданными по образцу строения отношений внутри патриархальной фамилии. Государство (отец), узурпируя многие общественные функции, опутывая общество разного рода регламентациями и предписаниями, определяет, что в обществе хорошо и что плохо и распределяет блага с учетом места каждого в иерархической системе власти. При этом государственная власть персонифицируется в царепастыре, который собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству к лучшей жизни. Однако за патерналистским попечительством и защитой стоит тотальная власть царя-пастыря, ибо народ-паства не может жить без его опеки, поскольку неспособен к самостоятельному существованию. Конечной целью является получение лояльности и политической поддержки со стороны подданных в обмен на социальный патронаж.
Государственный патернализм - это не столько политическая теория, разработанная государством, сколько стиль социальной жизни основой которой выступает духовная солидарность общества и государства (3). Следствием патерналистских отношений между государством и обществом выступает «отчуждение», при котором «власть» склонна игнорировать общественное мнение, считая себя единственным субъектом политического процесса, а «общество», со своей стороны, будучи практически полностью исключенным из сферы принятия решений, часто испытывает разочарование в способности «власти» выполнить взятые на себя социальные обязательства.
В результате в «обществе» актуализируется установка «разочарованного патернализма»: люди ждут от власти «отеческой заботы», однако реально они уже не могут чего-то требовать от государства. Основой патернализма как культурной традиции выступает историческая память об «отцах-благодетелях», от ума и просвещенности которых зависит благосостояние народа. В рамках этой традиции государство рассматривается как объект патерналистских ожиданий, а государст венное попечительство - как «благо» и как «обязанность» власти перед «обществом», реализуемая в «отеческой заботе» и социальном патронаже, «освященных» авторитетом прошлого; твердых социальных гарантиях «сверху» в обмен на отказ «общества» от самостоятельной позиции в разнообразных формах социальной активности.
Лит.: 1) Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М.: МОНФ, 2000; 2) Ермоленко Т. Ф. Патернализм в России: опыт культурноисторического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1999; 3) Лубский А. В. Какое влияние оказал геополитический фактор на формирование русского культурного архетипа? // Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999; 4) Ситнова И. В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 2011. № 3 (103); 5) Шушко-ва Н. В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социологический журнал. 2007. № 1. А. В. ЛУБСКИЙ
Можно выделить два типа патерналистских практик: церемониальные и функциональные. Церемониальные практики - это периодически повторяющиеся социальные акции, носящие символический и идентификационный характер, демонстрирующие социальное единство и распределение патерналистских статусов. Функциональные патерналистские практики, носящие повседневный характер, сливаются с нормативными предписаниями и стимулируют индивидов к достижению целей социальной организации через актуализацию групповой солидарности. П. как принцип отношения государства и общества означает, что общество рассматривается в качестве семьи, главой которой выступает государство, осуществляющее «отеческую» опеку над своими подданными по образцу строения отношений внутри патриархальной фамилии. Государство (отец), узурпируя многие общественные функции, опутывая общество разного рода регламентациями и предписаниями, определяет, что в обществе хорошо и что плохо и распределяет блага с учетом места каждого в иерархической системе власти. При этом государственная власть персонифицируется в царепастыре, который собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству к лучшей жизни. Однако за патерналистским попечительством и защитой стоит тотальная власть царя-пастыря, ибо народ-паства не может жить без его опеки, поскольку неспособен к самостоятельному существованию. Конечной целью является получение лояльности и политической поддержки со стороны подданных в обмен на социальный патронаж.
Государственный патернализм - это не столько политическая теория, разработанная государством, сколько стиль социальной жизни основой которой выступает духовная солидарность общества и государства (3). Следствием патерналистских отношений между государством и обществом выступает «отчуждение», при котором «власть» склонна игнорировать общественное мнение, считая себя единственным субъектом политического процесса, а «общество», со своей стороны, будучи практически полностью исключенным из сферы принятия решений, часто испытывает разочарование в способности «власти» выполнить взятые на себя социальные обязательства.
В результате в «обществе» актуализируется установка «разочарованного патернализма»: люди ждут от власти «отеческой заботы», однако реально они уже не могут чего-то требовать от государства. Основой патернализма как культурной традиции выступает историческая память об «отцах-благодетелях», от ума и просвещенности которых зависит благосостояние народа. В рамках этой традиции государство рассматривается как объект патерналистских ожиданий, а государст венное попечительство - как «благо» и как «обязанность» власти перед «обществом», реализуемая в «отеческой заботе» и социальном патронаже, «освященных» авторитетом прошлого; твердых социальных гарантиях «сверху» в обмен на отказ «общества» от самостоятельной позиции в разнообразных формах социальной активности.
Лит.: 1) Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М.: МОНФ, 2000; 2) Ермоленко Т. Ф. Патернализм в России: опыт культурноисторического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1999; 3) Лубский А. В. Какое влияние оказал геополитический фактор на формирование русского культурного архетипа? // Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999; 4) Ситнова И. В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 2011. № 3 (103); 5) Шушко-ва Н. В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социологический журнал. 2007. № 1. А. В. ЛУБСКИЙ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.