ПАТЕРНАЛИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАТЕРНАЛИЗМ
предпринимательская благотворительность в области трудовых отношений.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАТЕРНАЛИЗМ
принцип и деятельность, предполагающие «отеческую заботу» субъектов государственного управления, юридических и физических лиц по отношению к слоям и группам населения, слабо защищенным в социальноэкономическом отношении.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

ПАТЕРНАЛИЗМ
- 1) общественное явление, основанное на сохранении стереотипов поведения, свойственных большой патриархальной семье, нацеленное на создание условий выживания социальных групп, механизмом реализации которого является перераспределение благ и оказание помощи членам этих групп (2); 2) особый вид социального института, характерными чертами которого являются принуждение, иерархия и зависимость, сконструированный акторами, нуждающимися в отношениях взаимной зависимости, испытывающими потребность в функциях попечительства и попечения (5); 3) тип отношений между государством и обществом, предусматривающий «отеческую заботу» государства о благоденствии его граждан, порождающий стремление человека жить за счет государственной поддержки и одновременно доверять государству обустройство собственной жизни, поступаясь при этом частью своих прав. П. применительно к истории может быть рассмотрен как: а) тип социальных отношений; б) принцип отношения между государством и обществом; в) культурная традиция. П. как тип социальных отношений предполагает наличие двух субъектов, ощущающих свою принадлежность к «Мы» как большой семье. С одной стороны, это - лица и группы, обладающие ресурсами и властью и позиционирующие себя в виде «отцов», «хозяев», «попечителей», с другой - лица и группы, стоящие на более низких ступенях социальной иерархии и нуждающиеся в помощи, защите, покровительстве и опеке. П. как тип социальных отношений предполагает наличие определенных неформальных правил и ограничений. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать патернализм как особый социальный институт, с одной стороны, задающий и контролирующий определенную модель социального поведения (5), а с другой - предоставляющий индивидам социальное убежище и защиту от отчуждения и давления анонимных социальных механизмов (1). С традиционной институциональной точки зрения, патернализм является набором ролей, перемещенным из семейной сферы в иные области общественной деятельности. С позиций неоинституционализма патерналистские институты конструируются в процессе взаимодействия между субъектами, имеющими общие цели и совершающими социальные действия. П. как тип социальных отношений проявляется в определенных социальных практиках, которые не предусматривают согласования интересов сторон, поскольку в этих практиках решающим является голос «отца», его решения и действия.
Можно выделить два типа патерналистских практик: церемониальные и функциональные. Церемониальные практики - это периодически повторяющиеся социальные акции, носящие символический и идентификационный характер, демонстрирующие социальное единство и распределение патерналистских статусов. Функциональные патерналистские практики, носящие повседневный характер, сливаются с нормативными предписаниями и стимулируют индивидов к достижению целей социальной организации через актуализацию групповой солидарности. П. как принцип отношения государства и общества означает, что общество рассматривается в качестве семьи, главой которой выступает государство, осуществляющее «отеческую» опеку над своими подданными по образцу строения отношений внутри патриархальной фамилии. Государство (отец), узурпируя многие общественные функции, опутывая общество разного рода регламентациями и предписаниями, определяет, что в обществе хорошо и что плохо и распределяет блага с учетом места каждого в иерархической системе власти. При этом государственная власть персонифицируется в царепастыре, который собирает воедино, оберегает и ведет народ-паству к лучшей жизни. Однако за патерналистским попечительством и защитой стоит тотальная власть царя-пастыря, ибо народ-паства не может жить без его опеки, поскольку неспособен к самостоятельному существованию. Конечной целью является получение лояльности и политической поддержки со стороны подданных в обмен на социальный патронаж.
Государственный патернализм - это не столько политическая теория, разработанная государством, сколько стиль социальной жизни основой которой выступает духовная солидарность общества и государства (3). Следствием патерналистских отношений между государством и обществом выступает «отчуждение», при котором «власть» склонна игнорировать общественное мнение, считая себя единственным субъектом политического процесса, а «общество», со своей стороны, будучи практически полностью исключенным из сферы принятия решений, часто испытывает разочарование в способности «власти» выполнить взятые на себя социальные обязательства.
В результате в «обществе» актуализируется установка «разочарованного патернализма»: люди ждут от власти «отеческой заботы», однако реально они уже не могут чего-то требовать от государства. Основой патернализма как культурной традиции выступает историческая память об «отцах-благодетелях», от ума и просвещенности которых зависит благосостояние народа. В рамках этой традиции государство рассматривается как объект патерналистских ожиданий, а государст венное попечительство - как «благо» и как «обязанность» власти перед «обществом», реализуемая в «отеческой заботе» и социальном патронаже, «освященных» авторитетом прошлого; твердых социальных гарантиях «сверху» в обмен на отказ «общества» от самостоятельной позиции в разнообразных формах социальной активности.
Лит.: 1) Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияния на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. М.: МОНФ, 2000; 2) Ермоленко Т. Ф. Патернализм в России: опыт культурноисторического анализа. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1999; 3) Лубский А. В. Какое влияние оказал геополитический фактор на формирование русского культурного архетипа? // Культурология в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 1999; 4) Ситнова И. В. Ментальные ограничения институциональных изменений в современной России// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М.: ВЦИОМ, 2011. № 3 (103); 5) Шушко-ва Н. В. Этот ускользающий патернализм: попытка построения концепции // Социологический журнал. 2007. № 1. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

ПАТЕРНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ СУЩЕСТВОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РОССИИ В XVIII-XIX вв.

Горянов Антон Валентинович
В статье затронута заявленная в историографии усадьбоведения, но мало изученная проблема особенности патерналистских отношений между владельцами усадеб и их крестьянским населением на примере помещиков-усадьбовладельцев князей Гол
Читать PDF
0.00 байт

Потребительский патернализм как часть общественного договора в России

Пахомова Елизавета Александровна
В статье рассмотрены отдельные аспекты взаимоотношений Российского государства и общества. Частично опровергнуты господствующие идеи о специфике патернализма в России.
Читать PDF
0.00 байт

Прусский патернализм как историческая предпосылка социально-рыночного хозяйства ФРГ

Исаков Лев Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Социальный патернализм у коренного населения предгорий Северного Алтая: традиции и новации (XIX-ХХ в

Николаев Василий Владимирович
Статья посвящена патронатным отношениям у коренного населения предгорий Северного Алтая в XIX-ХХ вв.
Читать PDF
0.00 байт

Патернализм как специфический тип лидерства в политической системе КНР

Белоусова Екатерина Станиславовна
Статья посвящена исследованию института политического лидерства в современном Китае. Определены культурно-исторические причины формирования специфического типа лидерства, присущего китайской политической системе.
Читать PDF
0.00 байт

Патернализм в России

Наталья Алексеевна Лях
Значимой чертой политической культуры России является патернализм. В современном понимании патернализм имеет несколько трактовок, которые в общем сводятся к одному идейному принципу — «отеческая забота».
Читать PDF
0.00 байт

Политическая культура: установка на патернализм в ментальности россиян

Белинская Елена Павловна, Литвина Светлана Алексеевна, Муравьева Ольга Ивановна, Стефаненко Татьяна Гавриловна, Тихомандрицкая Ольга Алексеевна
Представлены результаты эмпирического исследования патернализма как политической установки и его взаимосвязей с культуральными и личностными особенностями.
Читать PDF
0.00 байт

Патернализм как элемент социально-трудовых отношений

Геташвили Мария Андреевна
Рассматриваются особенности влияния социально-трудовых отношений на уровень патернализма субъектов трудовой деятельности в трансформационном российском обществе.
Читать PDF
0.00 байт

Государственный патернализм и политическая культура: региональная специфика на примере Санкт-Петербу

Смаль Светлана Владимировна
Государственный патернализм можно назвать одной из непременных и ярких черт специфического проявления политической культуры, что с особой остротой можно проследить на примере города федерального значения Санкт-Петербург.
Читать PDF
0.00 байт

Патернализм как предмет научного дискурса

Лубский Роман Анатольевич
Понятие «патернализм» исследуется в статье в ракурсе рефлексивных форм социально-гуманитарного знания и, несмотря на «общезначимость» отдельных его характеристик, интерпретируется в различном смысле, что можно объяснить диверсифик
Читать PDF
0.00 байт

Грузия: непреодоленный патернализм

Зурабишвили Тамара , Зурабишвили Тинатин
The paper describes the data of two surveys carried out in April 2002 and April 2003 by the Center for Sociological surveys of Telavi State University among urban and agricultural population in Telavi region of Georgia.
Читать PDF
0.00 байт

Украинский патернализм как идейно-сущностная основа национального управления

Вилижинский Виктор Николаевич
В статье исследуются понятие и истоки украинского патернализма. Диапазон проявления этого явления довольно широкий, но особенно важное отражение оно приобретает в управленческой сфере, где раскрывается его сущностная специфика.
Читать PDF
0.00 байт

97. 02. 071. Марикур Р. Патернализм в Японии и наЗападе Maricourt R. de paternalism au Japon et en O

Жилина И. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Промышленный патернализм в системе социальной политики предприятий

Романов П. В.
В статье рассматриваются особенности развития и функционирования патернализма как особой практики управления, основанной на системе взаимных ожиданий и действий со стороны менеджмента и работников.
Читать PDF
0.00 байт

Патернализм или эффективное государство: социальные ожидания населения

Долгаева Евгения Ивановна
В статье на основе результатов социологических исследований анализируются социальные ожидания населения России и финно-угорских регионов по отношению к государству в контексте дискуссии о патернализме.