Патканьян Рафаэл

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Патканян, Рафаэль

[1830—1892] — псевдоним армянского поэта и беллетриста Камара-Катипа. Род. в Нахичевани. Учился в Лазаревском институте в Москве и затем за границей (в Германии).


Свою лит-ую деятельность П. начал в 1850. Он — один из наиболее ярких выразителей армянской буржуазной националистической идеологии. Национальное освобождение армян, националистическая идеализация прошлого Армении, националистический романтизм — вот основные черты, характеризующие идеологию П. Творчество его отражало определенный этап в развитии буржуазной армянской культуры, когда художественная литература начинала активно проповедывать политические идеи восходящей молодой армянской буржуазии. Ряд стихотворений Патканяна проникнут духом воинствующего национализма ("Слезы Арокса", "Надежда", "И теперь нам молчать..." и др.). Хотя в ряде рассказов и стихотворений Патканян и высмеивал армянскую буржуазию, но сарказм его направлен не против класса как такового, а против отдельных представителей буржуазии, которые, по мнению писателя, отрываясь от армянской действительности, совершенно чуждаются идеи "национального освобождения армян". Творчество Патканяна сильно повлияло на дальнейшее развитие армянской буржуазной литературы. Многие повести и стихотворения написаны им на новом нахичеванском наречии.



Библиография: I. На русск. яз.: Армянская муза, Сб. под ред. Ю. Веселовского и Г. Халатьянца, М., 1907; Сб. армянской литературы, под ред. М. Горького, П., 1916; Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней, под ред. В. Брюсова, М., 1916.


Н. Дабагян.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Патканьян, Рафаэл

— известный армянский поэт, писавший под псевдонимом Гамар-Катибы; родился 30-го ноября 1830 г. в Нахичевани-на-Дону. Отец его был священником и приобрел известность своими богословскими и учеными трудами. Получив первоначальное образование под руководством отца, П. поступил затем в 1840 г. в Московский Лазаревский институт восточных языков. Окончив здесь курс в 1850 г., П. определился учителем в Тифлисскую армянскую Нерсесовскую семинарию, но пробыл там только два года и в 1852 г. поступил в Дерптский университет, окончив который переехал в Петербург. Уже в Дерпте П. сочинял студенческие песни, пользовавшиеся большой популярностью, но только в 1855 г. издал, вместе с двумя товарищами, сборник своих стихотворений. В 1862 г. П. открыл в Петербурге армянскую типографию и, между прочим, издал на армянском языке: "Жизнь Петра Великого", "Робинзон Крузо", "Песенник" и несколько своих произведений. В 1865 г. П. основал в Петербурге журнал "Север", который должен был заменить московское "Северное Сияние" Назарьянца. "Север" просуществовал всего два года и принужден был закрыться, так как не имел достаточно подписчиков. В 1867 г. П. поселился в Нахичевани-на-Дону и занял здесь место инспектора ремесленного училища. П. писал как на общеармянском языке, так и на нахичеванском наречии. Особенной известностью между его стихотворениями пользуются патриотические. Вначале П. углубился в историю армянского народа и, идеализируя ее, создал историческую армянскую балладу. Русско-Турецкая война 1877—1878 гг. вызвала подъем патриотического чувства в армянах, а также и в П. Написанные им в течение этого периода стихотворения дышат особенной силой, энергией и надеждой на лучшее будущее армянского народа. Он становится певцом народного горя, яркими красками рисует страдания армян под турецким ярмом, набеги курдов, похищение армянских девушек в турецкие гаремы, разграбление сел и городов, злоупотребления турецкой администрации, поругание религии. Исход войны 1877—1878 гг., не оправдавший надежд турецких армян, отразился на общем характере творчества П., придав ему меланхолический, безотрадный оттенок. Влияние П. на "армянское интеллигентное общество было громадно. Его искренние, сильные и свежие песни вдохновляли армянскую молодежь и внушали ей новые идеалы. Из особенно выдающихся произведений П. укажем следующие: "Армянская девушка", "Колыбельная песня", "Художник", "Смерть храброго Вардана Мамикольяна", "Слезы Аракса", "Старик Ванец", "Новое поколение", "Армянская кровь", "Желание армян", "Патриот" и др. П. писал также прозой, мелкие рассказы и повести, из которых наибольшей известностью пользуются: "Я была обручена", "Монт", "Госпожа и служанка", "Честолюбец", "Холостяк" и др. В 1893 г. вышло в свет третье собрание сочинений П. Многие из стихотворений его переведены на иностранные языки. П. скончался 23-го августа 1892 г. в Нахичевани-на-Дону.


Гρ. Чалхушиан, "Армянская поэзия в лице P. Патканьяна". Ростов, 1886 г.; Ю. Веселовский, "Рафаэл Паткяньян" — в слов. Брокгауза, т. XXIII; Мих. Берберьян, "Рафаэл Патканьян", биографический очерк в сборнике "Армянских беллетристов" М., 1893; "Всемирная Иллюстрация" 1892 г., № 1241, стр. 357; "Новое Время" 1892 г., №№ 5923 и 5924; "Новости" 1892 г., № 234; "Ардзаганк" 1885 г., № 26; "Das Magazin für die Litteratur" 1886 г., № 1.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Патканьян Рафаэл

Патканьян (Рафаэл, 1830 - 92) - армянский поэт. Отец его, священник Габриель П., писал популярные некогда стихотворения, а дед, выходец из Турции Серопэ П., славился своими песнями. Образование получил в Лазаревском институте восточных языков и дерптском, и Санкт-Петербургском университетах. Уже в Дерпте сочинял студенческие песни; в 1855 году издал, с двумя товарищами, сборник стихотворений. В 1865 году основал в Санкт-Петербурге журнал ""Север"", который должен был заменить Московское ""Северное Сияние"" Назарьянца (см.), но успеха не имел и скоро прекратился. С 1867 года П. жил на родине, в Нахичеване на Дону; был инспектором ремесленного училища. П. писал рассказы и повести как на литературном общеармянском языке (""Я была обручена"", ""Монт"", ""Госпожа и служанка"", ""Честолюбец""), так и на оригинальном нахичеванском наречии (""Вартевор"", ""Сосед"", ""Бакалейная лавка"", ""Перочинный ножик"", ""Заброшенный двор"", ""Ужаленный"", ""Холостяк"" и др.); последняя группа рассказов, вследствие особенностей диалекта, мало известна обширному кругу армянских читателей, но на родине П. она пользовалась большим успехом, отличаясь живостью, остроумием, реальным колоритом. Между стихотворными произведениями П. есть чисто художественные вещи (""Армянская девушка"", ""Колыбельная песня"", ""Художник"", ""Завтра"", ""Эпитафия ребенка"", ""Жертва любви"" и др.), но славу его составили стихотворения с патриотическим содержанием. Сначала в них стояло на первом плане увлечение армянской национальностью и стариной; такова, например, ""Смерть храброго Вардана Мамиконьяна"" (с знаменитой песней Вардана: ""И теперь нам молчать?!"") или элегия ""Слезы Аракса"". Русско-турецкая война 1877 - 1878 годов, вызвала появление наиболее сильных стихотворений П. Он становится певцом народного горя, яркими красками обрисовывает страдания турецких армян, набеги курдов, похищение армянских девушек для гаремов, разграбление сел и городов, злоупотребления турецкой администрации, поругание религии (""Ванское Отче наш"", ""Старик Ванец"", ""Одна из тысячи"" и др.). Он скорбит, видя приниженность и апатию своего народа, отсутствие у него собственного достоинства, готовность все выносить и терпеть и только молить о пощаде (""Плач мушцев"") - и с другой стороны приветствует появление в армянском обществе новых людей, независимых, полных негодования (""Песня ванского поселянина"", ""Ванский удалец"", ""Новое поколение мушцев""). Не раз П. затрагивает вопрос об отношении Европы к армянам, упрекая европейскую дипломатию в бессердечности, формулируя вкратце жалобы и желания своего народа (""Армянская кровь"", ""Протест против Европы"", ""Новый год"", ""Конгресс"" и др.). Он обличает тех армян, которые в тяжелую для народа эпоху думают только о своих личных выгодах, иногда даже поддерживают турок против христиан (""Желание армян"", ""Патриот"", ""Амира"", ""Адрес султану от 36-ти эфенди-изменников"", ""Армянское проклятие""). Исход войны 1877 - 78 годов, не оправдавший радужных надежд турецких армян, отразился на общем характере творчества П., придав ему меланхолический, безотрадный оттенок. Влияние П. на окружающее общество было громадно; искреннее воодушевление, цельность миросозерцания, близость к реальной жизни, любовь к народу - все это делает его творчество интересным и для не армян. Ср. Arthur Leist ""Raphael Patkanian"" (во втором выпуске лейпцигской ""Armenische Bibliothek""); Гр. Чалхушиан ""Армянская поэзия в лице Рафаэла П."" (Ростов, 1886); Мин. Берберьян ""Рафаэл П."", биографический очерк в 1-м томе сборника ""Армянские беллетристы"" (там же перевод рассказов: ""Сосед"", ""Я была обручена"", ""Вартевор""). Последнее издание сочинений П. вышло в свет в 1893 году, в Санкт-Петербурге. До 20-ти стихотворений П. переведены на европейские языки (""Слезы Аракса"" переведены 6 раз на языки: немецкий, французский, английский и русский). Ю. Веселовский.

Источник: Биографический словарь. 2008

Патканьян, Рафаэль

(1830—1892) — армянский поэт. Отец его, священник Габриэль П., писал популярные некогда стихотворения, а дед, выходец из Турции Серопэ П., славился своими песнями. Образование получил в Лазаревском институте восточных языков и Дерптском и Спб. университетах. Уже в Дерпте сочинял студенческие песни; в 1855 г. издал, с двумя товарищами, сборник стихотворений. В 1865 г. основал в СПб. журнал "Север", который должен был заменить московское "Северное сияние" Назарьянца (см.), но успеха не имел и скоро прекратился. С 1867 г. П. жил на родине, в Нахичевани на Дону; был инспектором ремесленного училища. П. писал рассказы и повести как на литературном общеармянском языке ("Я была обручена", "Монт", "Госпожа и служанка", "Честолюбец"), так и на оригинальном нахичеванском наречии ("Вартевор", "Сосед", "Бакалейная лавка", "Перочинный ножик", "Заброшенный двор", "Ужаленный", "Холостяк" и др.); последняя группа рассказов вследствие особенностей диалекта мало известна обширному кругу армянских читателей, но на родине П. она пользовалась большим успехом, отличаясь живостью, остроумием, реальным колоритом. Между стихотворными произведениями П. есть чисто художественные вещи ("Армянская девушка", "Колыбельная песня", "Художник", "Завтрак", "Эпитафия ребенка", "Жертва любви" и др.), но славу его составили стихотворения с патриотическим содержанием. Сначала в них стояло на первом плане увлечение армянской национальностью и стариной; такова, например, "Смерть храброго Вардана Мамиконьяна" (со знаменитой песнью Вардана: "И теперь нам молчать?!") или элегия: "Слезы Аракса". Русско-турецкая война 1877—1878 гг. вызвала появление наиболее сильных стихотворений П. Он становится певцом народного горя, яркими красками обрисовывает страдания турецких армян, набеги курдов, похищение армянских девушек для гаремов, разграбление сел и городов, злоупотребления турецкой администрации, поругание религии ("Ванское Отче наш", "Старик ванец", "Одна из тысячи" и др.). Он скорбит, видя приниженность и апатию своего народа, отсутствие у него собственного достоинства, готовность все выносить и терпеть и только молить о пощаде ("Плач мушцев") — и, с другой стороны, приветствует появление в армянском обществе новых людей, независимых, полных негодования ("Песня ванского поселянина", "Ванский удалец", "Новое поколение мушцев"). Не раз П. затрагивает вопрос об отношении Европы к армянам, упрекая европейскую дипломатию в бессердечности, формулируя вкратце жалобы и желания своего народа ("Армянская кровь", "Протест против Европы", "Новый год", "Конгресс" и др.). Он обличает тех армян, которые, в тяжелую для народа эпоху, думают только о своих личных выгодах, иногда даже поддерживают турок против христиан ("Желание армян", "Патриот", "Амира", "Адрес султану от 36-ти эфенди-изменников", "Армянское проклятие"). Исход войны 1877—78 гг., не оправдавшей радужных надежд турецких армян, отразился на общем характере творчества П., придав ему меланхолический, безотрадный оттенок. Влияние П. на окружающее общество было громадно; искреннее воодушевление, цельность миросозерцания, близость к реальной жизни, любовь к народу — все это делает его творчество интересным и для неармян. Ср. Arthur Leist, "Raphael Patkanian" (во втором выпуске лейпцигской "Armenische Bibliothek"); Гр. Чалхушиан, "Армянская поэзия в лице Рафаэля П." (Ростов, 1886); Мин. Берберьян "Рафаэль П.", биографический очерк в 1-м томе сборника "Армянские беллетристы" (там же перевод рассказов "Сосед", "Я была обручена", "Вартевор"). Последнее издание сочинений П. вышло в свет в 1893 г., в СПб. До 20-ти стихотворений П. переведены на европейские языки ("Слезы Аракса" переведены 6 раз, на языки немецкий, французский английский и русский).


Ю. Веселовский


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008