Патриархат
ПАТРИАРХАТ
период родового строя, характеризовавшийся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе, семье.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
Патриархат
устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.
Источник: Словарь понятий и терминов по истории
Патриархат
этап развития первобытно-общинного строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе и семье.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
ПАТРИАРХАТ
церковь, управляемая патриархом. Период первобытно-общинного строя с преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, обществе и семье.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАТРИАРХАТ
(от греч. pater — отец и arche — начало, власть) — период родового строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Это время разложения первобытнообщинного строя.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Патриархат
греч. pater – отец + arche – начало) – период родового строя. Характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности; развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАТРИАРХАТ
(от греч. pater - отец и arche - власть, начало), отцовское право - в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле - управление, сосредоточенное в руках мужчин или еще шире - доминирующее положение мужчин в семье и обществе.
Источник: Общие понятия и термины этнологии
Патриархат
(pater – отец + archo – властвую) – наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производственных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничения ее труда преимущественно домашней работой. Для патриархата характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность, утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии (См. Парный брак, Моногамия), поселение жены в общине мужа (См. Патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения еще больше укреплялись в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы. Вопрос о месте патриархата в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. См. Первобытнообщинный строй.
ПАТРИАРХАТ
форма социальной организации, обозначающая доминирующее положение мужчин в экономике, семье, роде, общине, концентрацию в их руках материальных ценностей и властных полномочий. Характерен для первобытных культур в форме отцовского (патриархального) рода, но как система поведенческих установок и практик сохраняется в большинстве доиндустриальных обществ.
В рамках этнологических и социологических концепций второй половины XIX века патриархат рассматривался либо как изначальное состояние общества, воплощавшее «естественную» власть отца (патриархальная теория), либо как поздняя стадия развития родового общества, сменившая эпоху матриархата (Я. Бахофен, Л. Г. Морган, Ф. Энгельс). В советской этнографической науке патриархат рассматривался не только как универсальный этап социальной эволюции первобытного общества, но и как форма распада первобытно-общинных отношений. Полагалось, что становление отцовского рода стало следствием перехода к скотоводству и пашенному земледелию. Трудовой вклад мужчин, занятых в этих отраслях экономики, был осознан об ществом как наиболее важный и ценный, что привело к изменению локальности брачного поселения (к смене матрилокальных браков - патрилокальными), а впоследствии определило патрилинейный счет родства, учитывающий межпоколенную связь детей только по линии отца. Переход к патриархату сопровождался целым рядом процессов, разрушавших эгалитарные основы первобытности: формированием частной собственности, зарождением имущественного неравенства, становлением социальной стратификации, возникновением домашнего (патриархального) рабства.
Кросс-культурные исследования XX столетия не подтвердили исторический приоритет материнского рода перед отцовским, как и примат патриархальных отношений. Большая часть современных исследователей разделяют позицию параллельного возникновения и существования патрилинейного и матрилинейного родов.
Лит.: Мердок Дж. П. Социальная структура. М, 2003; Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934; Семенов Ю. И. Проблема соотношения отцовской и материнской филиации у аборигенов Австралии // СЭ, 1971. № 6; Хазанов А. М. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М., 1975; Членов М. А. Еще раз об «австралийской контроверзе» и методике её рассмотрения // СЭ, 1974. № 6; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 21. Е. А. ВАСИЛЬЕВ
В рамках этнологических и социологических концепций второй половины XIX века патриархат рассматривался либо как изначальное состояние общества, воплощавшее «естественную» власть отца (патриархальная теория), либо как поздняя стадия развития родового общества, сменившая эпоху матриархата (Я. Бахофен, Л. Г. Морган, Ф. Энгельс). В советской этнографической науке патриархат рассматривался не только как универсальный этап социальной эволюции первобытного общества, но и как форма распада первобытно-общинных отношений. Полагалось, что становление отцовского рода стало следствием перехода к скотоводству и пашенному земледелию. Трудовой вклад мужчин, занятых в этих отраслях экономики, был осознан об ществом как наиболее важный и ценный, что привело к изменению локальности брачного поселения (к смене матрилокальных браков - патрилокальными), а впоследствии определило патрилинейный счет родства, учитывающий межпоколенную связь детей только по линии отца. Переход к патриархату сопровождался целым рядом процессов, разрушавших эгалитарные основы первобытности: формированием частной собственности, зарождением имущественного неравенства, становлением социальной стратификации, возникновением домашнего (патриархального) рабства.
Кросс-культурные исследования XX столетия не подтвердили исторический приоритет материнского рода перед отцовским, как и примат патриархальных отношений. Большая часть современных исследователей разделяют позицию параллельного возникновения и существования патрилинейного и матрилинейного родов.
Лит.: Мердок Дж. П. Социальная структура. М, 2003; Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934; Семенов Ю. И. Проблема соотношения отцовской и материнской филиации у аборигенов Австралии // СЭ, 1971. № 6; Хазанов А. М. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М., 1975; Членов М. А. Еще раз об «австралийской контроверзе» и методике её рассмотрения // СЭ, 1974. № 6; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 21. Е. А. ВАСИЛЬЕВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
ПАТРИАРХАТ
от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье. Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы. Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мердок и др. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Л. А. Файнберг. Москва.