Патриархат

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАТРИАРХАТ
период родового строя, характеризовавшийся преобладающей ролью мужчин в хозяйстве, обществе, семье.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Патриархат
устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Источник: Словарь понятий и терминов по истории

Патриархат
этап развития первобытно-общинного строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе и семье.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

ПАТРИАРХАТ
церковь, управляемая патриархом. Период первобытно-общинного строя с преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, обществе и семье.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАТРИАРХАТ
(от греч. pater — отец и arche — начало, власть) — период родового строя, для которого характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Это время разложения первобытнообщинного строя.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Патриархат
греч. pater – отец + arche – начало) – период родового строя. Характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности; развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПАТРИАРХАТ

(от греч. pater - отец и arche - власть, начало), отцовское право - в узком смысле, управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле - управление, сосредоточенное в руках мужчин или еще шире - доминирующее положение мужчин в семье и обществе.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

Патриархат
(pater – отец + archo – властвую) – наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Переход к патриархату совершался в ходе значительного развития производственных сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного хозяйства: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие производства обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного производства и ограничения ее труда преимущественно домашней работой. Для патриархата характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность, утеря хозяйственного единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии (См. Парный брак, Моногамия), поселение жены в общине мужа (См. Патрилокальный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения еще больше укреплялись в связи с ростом имущественной дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы. Вопрос о месте патриархата в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. См. Первобытнообщинный строй.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ПАТРИАРХАТ
форма социальной организации, обозначающая доминирующее положение мужчин в экономике, семье, роде, общине, концентрацию в их руках материальных ценностей и властных полномочий. Характерен для первобытных культур в форме отцовского (патриархального) рода, но как система поведенческих установок и практик сохраняется в большинстве доиндустриальных обществ.
В рамках этнологических и социологических концепций второй половины XIX века патриархат рассматривался либо как изначальное состояние общества, воплощавшее «естественную» власть отца (патриархальная теория), либо как поздняя стадия развития родового общества, сменившая эпоху матриархата (Я. Бахофен, Л. Г. Морган, Ф. Энгельс). В советской этнографической науке патриархат рассматривался не только как универсальный этап социальной эволюции первобытного общества, но и как форма распада первобытно-общинных отношений. Полагалось, что становление отцовского рода стало следствием перехода к скотоводству и пашенному земледелию. Трудовой вклад мужчин, занятых в этих отраслях экономики, был осознан об ществом как наиболее важный и ценный, что привело к изменению локальности брачного поселения (к смене матрилокальных браков - патрилокальными), а впоследствии определило патрилинейный счет родства, учитывающий межпоколенную связь детей только по линии отца. Переход к патриархату сопровождался целым рядом процессов, разрушавших эгалитарные основы первобытности: формированием частной собственности, зарождением имущественного неравенства, становлением социальной стратификации, возникновением домашнего (патриархального) рабства.
Кросс-культурные исследования XX столетия не подтвердили исторический приоритет материнского рода перед отцовским, как и примат патриархальных отношений. Большая часть современных исследователей разделяют позицию параллельного возникновения и существования патрилинейного и матрилинейного родов.
Лит.: Мердок Дж. П. Социальная структура. М, 2003; Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1934; Семенов Ю. И. Проблема соотношения отцовской и материнской филиации у аборигенов Австралии // СЭ, 1971. № 6; Хазанов А. М. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество. М., 1975; Членов М. А. Еще раз об «австралийской контроверзе» и методике её рассмотрения // СЭ, 1974. № 6; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 21. Е. А. ВАСИЛЬЕВ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ПАТРИАРХАТ
от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье.

Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы.

Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мердок и др.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948.

Л. А. Файнберг. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об интерпретации греко-арабского противостояния и влияния России в Антиохийском Патриархат

Копоть Евгений Михайлович
Статья посвящена проблеме греко-арабского противостояния в Антиохийском Патриархате во второй половине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Константинопольский патриархат и православная диаспора в xx В. :полемика вокруг создания экзархата п

Пузович Владислав
В статье рассматриваются исторические обстоятельства создания Экзархата православных русских церквей под юрисдикцией Константинопольского патриархата в Западной Европе в 1931 г.
Читать PDF
0.00 байт

Россия и Александрийский патриархат в 1840-1870-х гг. (по документам петербургских архивов)

Герд Лора Александровна
В статье исследуется история отношений России и Александрийского патриархата в середине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Как рождался «Советский патриархат». Григорий Баткис о сексуальной революции в России

Здравомыслова Ольга Михайловна
В статье анализируется брошюра одного из основоположников российской социальной гигиены и санитарной статистики Г.А. Баткиса «Сексуальная революция в России», изданная в 1925 г.
Читать PDF
0.00 байт

Патриархат и матриархат в дискурсе философской антропологии: гендерные аспекты власти

Черных Сергей Сергеевич
В статье проведен анализ гендерных аспектов власти сквозь призму смены и взаимной борьбы культурных формаций, таких как матриархат и патриархат.
Читать PDF
0.00 байт

Академик В. И. Ламанский: Патриарх русского славяноведения

Саприкина Ольга Вячеславовна
Читать PDF
0.00 байт

Текстология «Исправления» Требника при Патриархе Никоне

Сазонова Наталия Ивановна
Статья посвящена текстологическому аспекту церковной реформы Патриарха Никона (1654-1666 гг.).
Читать PDF
0.00 байт

. 90-летие восстановления Патриаршества в Русской Церкви: мистификация образа Патриарха Никона

Тодоров A.
В ноябре прошлого года исполнилось 90 лет со дня восстановления Патриаршества в Русской Церкви события, важного не только для Русской Церкви, но и для Вселенского православия. Православный церковный календарь за 2007 г.
Читать PDF
0.00 байт

Литургическая реформа патриарха Никона (1654-1666 гг. ) и идея православного царства (на материале и

Сазонова Наталия Ивановна
Рассматривается литургическая реформа патриарха Никона в связи с идеей православного царства.
Читать PDF
0.00 байт

Псалтирная цитация в «Возражении или Разорении» Святейшего патриарха Никона

Воробьева Наталия Владимировна
Рассматриваются этапы складывания стереотипного восприятия образа патриарха Никона в отечественной историографии и использования патриархом Никоном (1605-1681) текста Псалтири при написании «Возражения или разорения смиренного Ник
Читать PDF
0.00 байт

Организация царем Алексеем Михайловичем процесса над патриархом Никоном

Кричевский Б. В.
Аанализируется организационная деятельность царя Алексея Михайловича по окончательному низложению патриарха Никона с кафедры.
Читать PDF
0.00 байт

Византийские истоки воззрений патриарха Никона

Воробьева Наталия Владимировна
Изучены проблемы отношений светской и духовной властей в воззрениях патриарха Никона на основе « Возражения, или Разорения, смиренного Никона, Божиею милостию Патриарха, против вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа Газско
Читать PDF
0.00 байт

Деятельность царя Алексея Михайловича по привлечению вселенских патриархов к процессу по низложению

Кричевский Б. В.
В статье на основе широкого круга источников анализируются причины, побудившие царя Алексея Михайловича привлечь к суду над Никоном Вселенских патриархов, а также эффективность предпринятых им действий для достижения поставленных
Читать PDF
0.00 байт

К 175-летию патриарха Российской агрономической науки, первого заведующего кафедрой земледелия Петро

Захаренко А. В., Мазиров М. А.
Читать PDF
0.00 байт

Новые документы о послании Святейшего Патриарха Тихона от 25 сентября (8 октября) 1919 года

Смолякова И. Н.
Все предлагаемые ниже материалы появились на свет благодаря одному из ключевых церковных документов времен лихолетья посланию Святителя Тихона о невмешательстве в политическую борьбу от 25 сентября (8 октября) 1919 года.

Похожие термины:

  • Аквилейский Патриархат

    Patriarchatus Aquileiensis) — ист. патриархат в Сев. Италии, существовавший с сер. VI в. до 1751. Аквилея, основанная ок. 180 до н.э., первоначально была рим. военным поселением, однако уже к концу I в. до н.э. выросла в кр
  • Александрийский патриархат

    один из пяти древнейших патриархатов. В наст. время название Александрийской носят четыре патриаршие кафедры: две католические — мелькитская (Мелькитская Католическая Церковь) и коптская (Коптск
  • Антиохийский патриархат

    История патриархата Патриархат был учрежден первым католическим владыкой Боэмундом в 1100 году (после того, как в ходе первого Крестового похода город был взят крестоносцами). Православный патриар
  • Иерусалимский патриархат

    История патриархата Патриархат был создан в 1099 году, когда в ходе Первого крестового похода Иерусалим был взят крестоносцами и создано Иерусалимское королевство. Патриарх иерусалима возглавил к
  • Патриархат Восточной Индии

    История патриархата В 1838 году папой была выпущена булла, выводящая три епархии в Индии из под власти архиепископа Гоа (ограничивая его власть только реальными владениями португальцев в Индии), что
  • Патриархат Западной Индии

    История патриархата После открытия Америки испанская миссия в этой части мира приобрела особое значение. В 1524 году папа Лев X создал для испанских священнослужителей титул "Патриарха Западной Инд
  • Восточно-Индийский Патриархат

    История патриархата В 1838 году папой была выпущена булла, выводящая три епархии в Индии из под власти архиепископа Гоа (ограничивая его власть только реальными владениями португальцев в Индии), что
  • Западно-Индийский Патриархат

    История патриархата После открытия Америки испанская миссия в этой части мира приобрела особое значение. В 1524 году папа Лев X создал для испанских священнослужителей титул "Патриарха Западной Инд
  • Константинопольский патриархат

    История патриархата Латинский патриархат Константинополя был создан в 1204 году, когда крестоносцы захватили столицу Византии и образовали Латинскую империю. Вместе с новой политической властью,
  • Лиссабонский патриархат

    История патриархата 22 октября 1716 года папа Климент XI (в благодарность в поддержку в войне с турками) издал буллу "In Supremo Apostolatus Solio", в которой давал настоятелю церкви Королевского дворца митрополичи
  • Венецианский патриархат

    История патриархата Патриархат Аквилеи-Градо был создан в 606 году, после воссоединения патриарха Аквилеи с католической церковью (что было признано не всеми). С 700 году (после присоединения остальн
  • Патриархат (отцовское право)

    в узком смысле - управление, осуществляемое отцом семейства, в расширительном смысле - управление, сосредоточенное в руках мужчин; доминирующее положение мужчин в семье и обществе.
  • Гермоген, 2-й патриарх всероссийский

    с 3 июля 1606, † 17 февр. 1612 г. {Половцов}
  • Иоасаф, 4-й патриарх Московск. и Всероссийский

    поставлен 6 февр. 1634 г.; † 28 ноября 1640 г. {Половцов}
  • Патриарх Фотий и схизма 862 -870 гг

    Предшественник Фотия, св. патриарх Игнатий был строгий аскет и канонист, который за свои обличения был низложен имп. Михаилом III Пьяницей и сослан (857). Тогда-то и был возведен на патриаршество гос. с
  • И о а с а ф четвертый Патриарх Российский

    возведен на Патриаршество из Псковских Архиепископов 1634 года Февраля 6; а скончался 1642 года Ноября 28. Он в 1640 году издал свой исправленный Требник, с приложением Соборных Постановлений предместник
  • И о а с а ф седьмой Патриарх Российский

    возведен на Патриаршество из Архиманритов Троицы Сергиева Монастыря 1667 года Декабря 29; а скончался в 1672 году Февраля 17. В первый год его Патриаршества, Мая 13, был в Москве Собор о Исправлении книжно
  • Адриан, патриарх Московский и всея Руси

    (Андрей) — патриарх Московский и всея Руси. Родился 2 октября 1637 или 1639 года в Москве. О жизни его до пострижения в монашество не сохранилось никаких сведений. Известность он получил будучи доверенн
  • Адриан, Патриарх Московский

    — десятый и последний Патриарх Московский, возведенный на сие достоинство из Митрополитов Казанских 1690 года Августа 24 дня и по десятилетнем правлении скончавшийся в 1700 году Октября 15 от рождения
  • Адриан, русский патриарх

    (в миру Андрей, 1627—1700) — последний (10-й) русский патриарх (с 1690) накануне петровской синодальной реформы. Вокруг А. группировались все недовольные политикой (внешней и внутренней) Петра I (старое боя