Патриции
Патриции
родовая аристократия в Древнем Риме.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Патриции
лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Патриций
римское понятие, обозначавшее потомка patrus (отцов), которые когда-то составляли царский сенат, в противоположность другому сословию, плебсу. У них было больше прав в области религии. В эпоху домината урожденных патрициев в основном не существовало. Титулом «патриций» награждался император, это было высшим званием (почетным).
Патриций
Патриций (.patrician), родовой зем. аристократ в раннем республиканском Риме. После изгнания Таркви-ния гос-вом управляли патриции. В силу сложившихся традиций они являлись наследственными членами сената. Монополизировали все магистратуры и жреческие должности, но после упорной борьбы были вынуждены поделиться властью: с 367 г. до н.э. на должность консула могли претендовать и плебеи. Это послужило зарождению т.н. «плебейской аристократии», к-рая вместе с П. образовала правящий класс. К концу республики число П. и их влияние уменьшились, но принадлежность к древн. фамилии по-прежнему считалась престижной.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Патриции
от лат. pater - отец)
родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. Согласно античной традиции, п. составляли сначала 100, потом 300 родов. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. Согласно античной традиции, п. составляли сначала 100, потом 300 родов. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
ПАТРИЦИИ
члены рим. родовой общины, затем — родовая знать в Др. Риме. Первонач. П. составляли коренное население Рима и в кач-ве такового они считались «рим. народом». В период ранней республики (кон. 6 — нач. 3 вв. до н.э.) П. (родовая знать) еще обладали целым рядом привилегий (право занимать высшие магистратуры, пополнять состав сената и жреч. коллегий, право пользоваться участками обществ. земли и др.). К нач. 3 в. до н.э. плебеи добились уравнения в правах с П. Одноврем. с этим шла экономич. дифференциация П. Среди них выделились богатые семьи, к-рые слились с верхушкой плебеев и образовали сословие богатых и знатных рабовладельцев, нобилей, захвативших в свое монопол. обладание рим. сенат и магистратуры.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Патриций
в Др. Риме — потомок patres (отцов), которые когда-то составляли царский сенат, в противоположность другому др. сословию — плебсу. Различия между П. и плебеями в ходе борьбы сословий стирались, но все же у П. было преимуществ, право по сравнению с плебеями в области религии. В то же время им оставались недоступными плебейские должности: трибунат и плебейский эдилитет. Помимо плебейских эдилов с 366 до н. э. начали действовать два курульных эдила. Особенным правом П. была форма почести confarreatio (празднество с посвящ. Юпитеру жертв, хлебом из полбы, религиозная форма бракосочетания) и ius imaginum, т. е. право нести во время торжеств, погребальных процессий изображения предков. В одежде П. отличались от других сословий особой обувью. Большим их преимуществом по сравнению с плебеями был непосредств. переход от квестуры к претуре, минуя эдилитет. Хотя ко времени принципата старые патрицианские роды вымерли, сословие пополнилось за счет неофитов, которых возвел в патрицианское достоинство император. В эпоху домината урожд. П. в осн. не существовало. Титулом П. награждал император. Этот титул был одним из высших званий в государстве, но он не был связан с должностью, а являлся только почетным званием (как более поздние «Ваша светлость» и «Ваше превосходительство»). В средние века П. называли высшие гражданские сословия.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАТРИЦИИ
patricii, от лат. pater - отец) - родовая аристократия в Др. Риме. Первоначально П. называлось, по-видимому, все коренное население Рима, входившее в родовую организацию и противостоявшее плебеям. Согласно традиции, П. составляли сначала 100, а затем 300 отцовских родов и образовывали римский народ (Populus Romanus Quiritium). Родовую аристократию П. составили после выделения из рода знатных патриархальных семей, члены к-рых стали претендовать на лучшую часть воен. добычи (земля и рабы), на монополию вступать в сенат, становиться военачальниками и т.д. Уже в царскую эпоху они противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам. С кон. 6 в. до н.э., в период формирования клас. общества и гос-ва, П. превращаются в господствующий класс-сословие Рим. республики. Они обладали всеми гражд. и политич. правами, главным из к-рых являлось замещение высших магистратур. Экономич. основой могущества П. было их исключит. право на пользование обществ. землей (ager publicus). Привилегированное положение П. привело к борьбе против них плебеев, продолжавшейся с нач. 5 в. по нач. 3 в. до н.э. В ходе этой борьбы было создано гос. устройства Рим. республики, плебеи были включены в состав Populus Romanus и уравнены с П. во всех правах. К нач. 3 в. до н.э. верхушка патрициата и плебса, слившись, образовали нобилитет. Среди нобилей патрицианского происхождения в политич. жизни Др. Рима особую роль играли представители родов Валериев, Клавдиев, Корнелиев, Фабиев, Эмилиев, Юлиев и др. В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императорами уроженцы Италии и провинций. Проблема происхождения П. принадлежит к числу спорных, что прежде всего объясняется противоречивостью источников. Нем. историк Б. Нибур видел в П. коренное население, составлявшее Искусственно образованную гентильную организацию. Поддерживая идею родовой патрицианской общины, рус. ученый Д. Л. Крюков впервые разработал вопрос о социальных и религ. различиях между П. и плебеями. Сторонники этнич. теории, видевшие в П. пришельцев, завоевателей, считали их или этрусками (нем. ученый И. Куно и др.) или италиками (итал. историк Дж. Оберцинер и др.). Нем. историк Э. Мейер полагал, что П. выделились в результате имуществ. дифференциации внутри рим. общины. Венг. историк А. Альфельди считает П. потомками тех, кто составлял конное войско рим. царей. Сов. историки исходят при исследовании вопроса о П. из оценки Ф. Энгельса, рассматривавшего П. первоначально как древнейшее население Рима, жившее в условиях естественно сложившейся родовой организации, и как родовую аристократию после выделения из рода знатных патриархальных семей. Лит. см. при статье Плебеи. И. Л. Маяк. Москва.
Патриции
• Patres и patric?i.
Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П. — потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П.
1. До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia, Курия и Gens, Генс). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas, Цивитас);
2. с С. Туллия до Константина Великого П. — истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum — право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae, Законы Лициния Сестия), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia, Закон Огульния). Только должность interrex´a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex, Судья). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia, Комиции); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex´a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (Ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.