упоминается в Прит. 30:28 между малыми, но мудрыми на земле, который «лапками цепляется, но бывает в царских чертогах». Еврейское слово в этом месте «шмамиг», истолковывается некоторыми как ящерица. Паутина у Иов. 8-14; Ис 59:5, является символом тщетного упования и злоумышлении нечестивых.
Паук
Паук
ПАУК
в мифопоэтич. традициях с образом П. связываются творч. деятельность, профессион.-ремесл. навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменов., мудрость, а также холодная жестокость, жадность, злобность, колдовские способности. Известно использование П. в магич. медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в черной магии).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАУК
Иов 8:14) — известное насекомое, из класса беспозвоночных, отличающееся от всех прочих насекомых особенным строением своего тела. Паук с замечательным искусством раскидывает свою паутинную сеть, тонкость и непрочность которой, по слову Св. Писания, служит наглядным выражением тщетной надежды и предприятий нечестивых людей (Ис 59:5). Замечательное устройство их ног, действующих некоторым образом на подобие человеческой руки, часто описывались натуралистами. Выражение в Прит 30:28, “паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах, по мнению некоторых, означает какое-либо другое, большое животное, из породы ящериц, но удивительное соответствие между устройством лапок паука и терминами употребленными для выражения его способа ткать паутину, недостаточно говорят в пользу означенного предположения.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ПАУК
антисемитский сатирический журнал, издававшийся художником Л. Т. Злотниковым. Журнал выходил в Петербурге. Издателем, редактором и автором многих публикаций был художник, кандидат в члены Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела Л. Т. Злотников. 3 дек. 1911 вышел в свет пробный номер, в аннотации указывалось, что журнал будет посвящен «вопросам борьбы с иудейством». Действительно, журнал имел подчеркнуто антиеврейское содержание, выходил под лозунгом «Антисемиты всех стран, всех народов, племен, религий и партий — объединяйтесь». Основные разделы журнала: «мысли замечательных людей» (цитаты из сочинений Страбона, Гете, Фихте, Вольтера, Ренана и др. мыслителей о вреде евреев и еврейства); карикатуры (автором большинства из них был сам Злотников, подписывавшийся псевдонимом Л.Зло); стихотворные и публицистические пародии и др. Большинство авторов публикаций скрывались под псевдонимами, из тех, кто указывал свою фамилию, чаще других публиковался В. М. Пуришкевич. Неудивительно, что журнал имел постоянные проблемы с цензурой. Уже 12 мая 1912 издатель опубликовал объявление о приостановке журнала до осени ввиду «важных и почти неотвратимых препятствий». Самые серьезные проблемы возникали после публикаций самого Л. Т. Злотникова, таких, как: карикатура «Всемирный паразит» и статья «Хассиды» (№ 24–25 от 27 окт.); но особенно — статья «Пощадите животных» в № 34–35 от 5 янв. 1913, в которой автор в духе шутливого гротеска призывал человечество к гуманизму, предлагая для проведения опытов в анатомических театрах «заменить бедных животных жидами», и заявлял, что «польза от этого для человечества будет громадная, так как мы избавимся от необходимости мучить бедных животных и уменьшим количество жидов, населяющих землю». Журнал просуществовал чуть больше года — 16 марта 1913 вышел последний номер, в котором издатель опубликовал свое обращение к читателю: «Издание «Паука» прерывается.
Если летописец грядущего будет писать историю антисемитизма, то пятнадцати месячное существование «Паука» он отметит, как безумный героический порыв, как фанатичное и страстное стремление разрушить ту грязную, сплоченную и бесчестную силу, что именуется иудейством и продажным шабесгойством. Начиная издание «Паука», я смотрел в будущее с великой надеждой и упованием, прерывая теперь издание я гляжу почти безнадежным взором, ибо духовные и материальные силы истощены, а здравый смысл и сознание говорит, что при существующих административных и цензурных условиях борьба с иудейством — невозможна. Кроме того, понятно, что при всеобщем пресмыкании перед иудейским капиталом, при продажности и безнациональности большинства правящей бюрократии — ни одно идейное издание существовать не может. Считаясь со всеми этими печальными обстоятельствами, я счел за благо издание «Паука» приостановить до изменения этих обстоятельств в лучшую сторону». Издание журнала больше не возобновлялось.
Лит.: Паук. 1911–1912. №№ 1 (и пробный) — 38. А. Степанов
Если летописец грядущего будет писать историю антисемитизма, то пятнадцати месячное существование «Паука» он отметит, как безумный героический порыв, как фанатичное и страстное стремление разрушить ту грязную, сплоченную и бесчестную силу, что именуется иудейством и продажным шабесгойством. Начиная издание «Паука», я смотрел в будущее с великой надеждой и упованием, прерывая теперь издание я гляжу почти безнадежным взором, ибо духовные и материальные силы истощены, а здравый смысл и сознание говорит, что при существующих административных и цензурных условиях борьба с иудейством — невозможна. Кроме того, понятно, что при всеобщем пресмыкании перед иудейским капиталом, при продажности и безнациональности большинства правящей бюрократии — ни одно идейное издание существовать не может. Считаясь со всеми этими печальными обстоятельствами, я счел за благо издание «Паука» приостановить до изменения этих обстоятельств в лучшую сторону». Издание журнала больше не возобновлялось.
Лит.: Паук. 1911–1912. №№ 1 (и пробный) — 38. А. Степанов
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008