Паукер (Герман Егорович) - военный инженер, генерал-лейтенант (1822 - 89), известный строитель. Учился в Санкт-Петербургском инженерном училище и офицерских инженерных классах, преподавал в инженерном училище и инженерной академии, а также в технологическом институте, строительное искусство и механику; одно время был инспектором классов инженерного училища. Собирал сведения о строительных материалах берегов Черного моря, руководил съемками дна и берегов Керчь-Еникальского пролива, участвовал в проектировании укреплений Керчи и берегов Черного и Балтийского морей, в постройке Николаевского моста через Неву, в работах по укреплению Киева и Бобруйска, устроил леса для ремонта шпица Петропавловского собора. В 1887 году был командирован для осмотра Закаспийской железной дороги. С 1882 года был членом военного совета, с 7 ноября 1888 года по день смерти (29 марта) - министром путей сообщения. После его смерти профессор Кирпичев издал книгу: ""Строительная механика. Курс Николаевской инженерной академии"" (Санкт-Петербург, 1891).
Паукер Герман Егорович
— министр путей сообщения. Родился 12-го октября 1822 г. в Митаве, где отец его, Магнус-Георг Андреевич Паукер (см.), известный математик и член-корреспондент Императорской Академии Наук, был преподавателем математики в Gymnasium illustre; здесь Г. Е. и учился с 1834 по 1837 год.
"В 1837 г., летом, — рассказывал про себя Г. Е. Паукер при расставании в 1882 г. с Инженерной Академией, — меня, молодого парня, на 15-м году от роду, привезли в Петербург. После кратковременного трехнедельного подготовления в пансионе капитана Кори привели на экзамен в тогдашнее Главное инженерное училище. Экзамен в IV-й, кондукторский, класс я выдержал, был принят и затем месяца три с новыми товарищами ежедневно являлся в статском платье в училище на ученье маршировке и ружейным приемам. В декабре выдержал экзамен в III-й класс, в числе немногих кандидатов, и в начале января поступил в роту и в III-й класс". "Прошли после кондукторских классов и два года офицерских (ныне академических). Кончил я в них курс в 1842 г. поручиком, оставлен при училище репетитором, а месяц спустя уже читал свою первую лекцию из дифференциального исчисления, еще юношей, не полных двадцати лет. Началась моя преподавательская служба, в первые годы которой — да и не только в первые, — я, конечно, учился сам более, чем обучал других. В это время при училище образовался кружок молодых товарищей-преподавателей, работавших соединенными силами и друг друга поддерживавших. Припомню из членов этого кружка... А. И. Квиста и Н. В. Болдырева. Центром же кружка и председателем наших еженедельных общих обедов был наш причудливый до невменяемости малоросс, М. В. Остроградский, любивший в свободное время живую беседу молодежи..."
Летом 1847 г. Паукер был послан на год за границу, главным образом, для изучения под руководством французских инженеров применения механики к строительным работам. В предписании о командировке указаны были лица, руководством которых Паукер должен был воспользоваться. В числе этих лиц упоминались Коши, Штурм, Бине, Лиувиль, Леверье, Понселе, Беланже, Сан-Венан, Ардан, Якоби, Дирихле и др.
По возвращении из-за границы Паукер напечатал две статьи: одну на русском языке о сводах — в "Инженерных Записках" за 1849 г.; другую на французском языке о рядах — в журнале Креля. Эти две статьи сразу доставили Паукеру известность, как математику и механику.
В 1850 г. Паукер был назначен адъюнкт-профессором строительного искусства в том же Инженерном училище. Он подробно изучил химию, чтобы возможно полнее и научное разъяснить те вопросы из строительной техники, которые соприкасаются с химией, как, например, вопросы об известях, цементах, кирпичном производстве, красках, асфальте и др. Не одним кабинетным изучением вопросов ограничивался Паукер; посвящая летнее каникулярное время осмотру различных строительных работ в разных русских крепостях, он на практике изучал кирпичное производство, приготовляя и выжигая кирпичи. Переданные Паукером в химическую лабораторию Инженерной Академии образцы глин и коллекция минеральных красок представляют ценное собрание. В лаборатории Паукер собственноручно испытал множество цементов и замазок с целью определить наилучший состав замазки для заполнения трещины, появившейся в Александровской колонне (в С.-Петербурге) и угрожавшей прочности этого монументального сооружения. Предложенный Паукером состав блистательно оправдал предположения, совершенно предохранив колонну от повреждений.
В 1855 г. Г. Е. Паукер получил громкую известность устройством лесов Петропавловского шпица (в С.-Петербурге). Проект и постройка в 1773 году смелого высокого деревянного Петропавловского шпица принадлежат Брауеру, архитектору при Петергофском дворце. До 1854 г. поправки были произведены только дважды: в 1828 и 1829 гг., когда крест вместе с ангелом наклонился и угрожал падением. В это время совершил свой известный подвиг молодечества Телушкин, поднявшийся на крест шпица при помощи одной только веревки и произведший там нужные исправления. В 1854 г. снова покривился крест на шпице и самый шпиц начал приметно качаться от ветра. Инженерный Департамент Военного Министерства объявил конкурс на составление проекта лесов для снятия с вершины шпица креста и ангела и для осмотра шпица по всей высоте его. Осмотр этот имел целью решить, можно ли ограничится одними исправлениями и укреплениями старого шпица и, если можно, то какими именно, — или же нужно разобрать старый шпиц и устроить новый. На конкурсе избран был проект, составленный инженер-капитаном Г. Е. Паукером, и леса были им построены во время лета 1856 г. Для осмотра старого шпица в 1855—1856 гг. были назначены разновременно три комиссии, в которых принимал участие Г. Е. Паукер. Комиссии признали необходимым заменить деревянные стропила железными, что исполнено по проекту подполковника Д. И. Журавского. При возведении нового шпица пользовались лесами, построенными Г. Е. Паукером.
"Продолжалась, — говорит Г. Е. Паукер, — моя спокойная, научно-учебная жизнь до Крымской кампании и даже до сдачи Севастополя. В это время прибыл в Петербург Э. И. Тотлебен, и в ожидании на лето 1856 г. усиленной атаки Кронштадта соединенными флотами Англии и Франции ему поручены обширные работы по усилению Кронштадтской позиции временными укреплениями. В числе нескольких инженерных офицеров был прикомандирован к нему и я. Но до окончания этих работ был заключен Парижский мир, работы прекращены и Э. И. Тотлебен уехал за границу, где пробыл с лишком три года. Меня же по его рекомендации назначили состоять при Его Императорском Высочестве великом князе Николае Николаевиче, генерал-инспекторе по инженерной части, отчислив от Инженерной Академии. Этому моему отчислению Инженерная Академия сопротивлялась всеми мерами. Но с особенной энергией сопротивлялся тогдашний главный начальник военно-учебных заведений Я. И. Ростовцев, в ведении которого тогда состояла Академия. Он настоятельно убеждал и уговаривал меня не оставлять Академии, даже просил государя не соглашаться на мое отчисление. Но когда оно, тем не менее, состоялось, он переменил тон, отечески благословил меня на новую деятельность и сердечно пожелал успеха. Служба моя вне Академии сначала пошла было бойко. Скоро ни одно техническое дело не восходило до высшего начальства, не побывав прежде в моих руках. Не знаю, приносил ли я тогда ощутительную пользу, но на меня эта служба имела большое влияние, заставив изучать все отрасли военно-инженерного дела. До того я был почти односторонним математиком, с этого же времени стал инженером".
В 1858 г. Г. Е. Паукер осмотрел Николаев, Вознесенск, Херсон, южный берег Крыма, Керчь, исследовал Керчь-Еникальский пролив и составил первый проект укреплений этого пролива. В том же году взамен гранитных морских фортов Паукер выработал проект земляной морской батареи "Константин" в Кронштадте, послужившей образцом для всех остальных новейших морских батарей в Кронштадте и Очакове. Когда Паукер предложил построить батарею "Константин" на слое насыпного песку, то ему пришлось выслушать целый ряд возражений со стороны инженеров. Так, было высказано мнение, что "песок, сдавленный зданием форта, выдавится из-под него в сторону, здание погрузится в песок и при этом может получить значительные повреждения. Паукеру ничего не оставалось, как только с цифрами в руках доказать, что для данной нагрузки имеется предел глубины, за которым выдавливание песка становится невозможным. Для теоретического решения вопроса Паукер представил весьма остроумную схему взаимодействия двух призм: призмы обрушения и призмы сопротивления и выразил математически условия их равновесия посредством формулы, известной под названием формулы Паукера. Практически правильность формулы поверялась тогда же, в 1858 г., опытами в Петропавловской крепости. Формулой Паукера обыкновенно руководствуются при определении глубины заложения оснований, преимущественно мостовых опор.
В 1859 г. Г. Е. Паукер был назначен производителем дел в Комитет, рассматривавший состояние укреплений Балтийского и Черного морей. "Но, — говорит Паукер, — неопытность жизни, непривычка к условиям практической службы взяли свое. По возвращении Э. И. Тотлебена возникли столкновения и вскоре обострились до такой степени, что мне предстояло или оставить инженерную службу, или служить где-то в отдаленном, никому не интересном месте России, истлеть вдали от всего, что для меня было дорого для поддержания и развития умственной жизни. Кто же меня выручил, кто спас от невзгоды и защитил меня? Все та же незлопамятная Академия, от которой я же было отшатнулся. Академия приняла меня и даже открыла мне более широкую деятельность, чем прежняя. Я был назначен инспектором классов, а несколько лет спустя и ординарным профессором".
Должность инспектора классов Николаевской Инженерной академии и училища Г. Е. Паукер занимал с 1860 по 1866 год. В 1866 году Паукер произведен был в генерал-майоры, а в 1868 году утвержден профессором по механике; он занимал эту должность до 1882 года. С 1872 по 1879 год он, кроме того, занимал кафедру строительной механики в С.-Петербургском Практическом Технологическом институте. В 1879 году тяжкая болезнь заставила Г. Е. Паукера прекратить лекции в Технологическом институте; однако, он не потерял с ним связи, так как был назначен почетным членом учебного комитета института.
За все время педагогической деятельности не прекращалась строительная деятельность Г. Е. Паукера. В 1857 году он был определен присутствовать в Строительной конторе Министерства Императорского Двора специально по делам постройки дворцов, сначала Великому князю Николаю Николаевичу, а вслед за тем Великому князю Михаилу Николаевичу. Служба его в дворцовой Строительной конторе окончилась в 1882 году вследствие ее упразднения. Как член этой конторы, Паукер принимал близкое участие во всех строительных работах Министерства Двора. Из этих работ заслуживает особого внимания железный купол над церковью Царскосельского дворца, проектированвый Г. Е. Паукером и строившийся с 1863 по 1865 год. Им заменен был купол, построенный архитектором Стасовым и сгоревший в июле 1863 года. Купол Паукера представляется одним из первых, устроенных в России из железа. Другой выдающейся постройкой были деревянные стропила с подвесным потолком, проектированные Паукером для большого манежа л.-гв. Конного полка. Эти стропила перекрывают пролет в 13 сажен и 1 аршин.
Г. Е. Паукер был награжден высочайшими подарками за участие в перестройке берейторских конюшен (1868 г.), за перестройку главного здания Императорской Академии Художеств (1868 г.), за участие в комиссии по устройству отопления и вентиляции в Зимнем Дворце (1873—1877 гг.), за участие в работах по устройству клиники Виллие (1868—1873 гг.), у которого Г. Е. Паукер состоял душеприказчиком по наследству.
В 1868 году на Кронштадтских укреплениях некоторые из 11-дюймовых пушек были установлены на скрывающихся лафетох системы Г. Е. Паукера. Сущность этой установки заключается в следующем. Поворотная рама кругового вращения с лафетом и орудием помещена на прочный, составленный из железных рам и раскосов прямоугольный параллелепипед, расположенный над колодцем. Параллелепипед этот подвешен на цепях к неподвижным блокам и уравновешен грузами, так что вся система, несмотря на свою значительную тяжесть (несколько тысяч пудов), может легко опускаться в колодезь и подниматься из него. Для производства этих движений служит центральный винт, закрепленный на дне колодца; матка этого винта неподвижно скреплена с параллелепипедом. При вращении маховика в известном направлении вся установка поднимается и орудие производит выстрел, а при вращении в обратном направлении после выстрела установка опускается, скрывая орудие и лафет за бруствер. Этим изобретением Г. Е. Паукер дал наилучшее из решений для скрывающейся установки берегового орудия. Не имеется установки более простой, более прочной, наименее подверженной действию неприятельского огня, как та, которая дана Г. Е. Паукером. На конкурс, открытый в 1873 году пред постройкой Александровского моста через р. Неву, Паукер выработал оригинальный проект висячего цепного моста жесткой конструкции с красивыми башнями. 1-го января 1876 года Паукер произведен был в генерал-лейтенанты. Во время восточной войны 1877 года им был проектирован для сообщения чрез Дунай понтонный мост, который предполагалось построить между городами Зимницей и Систовом. Мост проектировался длиной 900 сажен, из железных понтонов, соединенных между собой железными и деревянными балками, поверх которых настилаются доски. На берегах проектировались особые башни-устои. Для подъема полотна моста Г. Е. Паукер применил, как и для подъема установки 11-дюймовой пушки, винты. Все металлические части для понтонного моста были заказаны на заводах в России и за границей. Однако, заказ своевременно выполнен не был, и проектированный мост не был осуществлен на Дунае, но впоследствии был передан в Ново-Георгиевскую крепость. Состоя членом Совета главного Общества российских железных дорог, Г. Е. Паукер принимал деятельное участие в решении многих технических вопросов железнодорожного дела. Так, например, по его инициативе было произведено усовершенствование в устройстве опор всех малых мостов.
Кроме того, Г. Е. Паукер принимал весьма деятельное участие в многочисленных комиссиях, занимавшихся вопросами об улучшении наших путей сообщения: Мариинской водной системы, урегулированием Волги и Западной Двины, портов Либавского, Рижского, Батумского и железных дорог — Закавказской, Владикавказской и других. Для Петербургского порта им был выработан совершенно оригинальный проект. В октябре 1882 года Г. Е. Паукер сопровождал военного министра при осмотре построенной военным ведомством Жабинско-Пинской дороги.
Не было инженерного вопроса, к которому бы Г. Е. Паукер не относился с живейшим усердием и с самостоятельным, оригинальным взглядом. Он принимал участие в проекте здания для Московской выставки 1882 года, в постройке вращающейся башни для пулковского рефрактора и в разработке мер против гибельных последствий пожаров в театрах. Не только инженерные, но всякие научные вопросы живо интересовали Г. Е. Паукера, до последних дней сохранившего юношескую свежесть и пылкость ума. Недаром за свои беседы в профессорской, в минуты отдыха, он заслужил название "профессора профессоров". Твердым бескорыстием Паукер прославился еще при самом начале своей строительной деятельности. Безукоризненная честность и всегдашняя готовность оказать помощь хорошо были известны всем, кто с ним приходил в сношение по разнообразным случаям.
1-го декабря 1882 года заслуженный профессор Инженерной Академии Г. Е. Паукер был назначен членом Военного Совета, и с этого дня прекращается его профессорская деятельность. 7-го декабря 1882 года Инженерная Академия избрала его в свои почетные члены, а 12-го декабря профессора и военные инженеры давали ему торжественный обед. На обеде многочисленные ученые, достигшие уже громкой известности своими техническими трудами (Н. П. Петров, A. P. Шуляченко, Д. С. Заботкин и др.) и сослуживцы восторженно и пылко указывали на значение Г. Е. Паукера и на те важные заслуги, которые дал он инженерному делу в России.
В том же 1882 году (10-го ноября) Г. Е. Паукер был назначен почетным членом Совета Торговли и Мануфактур и членом общего присутствия состоящей при Военном Совете Комиссии по устройству казарм. 24-го декабря 1883 года Г. Е. Паукер был избран в почетные члены Академии Наук, а 30-го августа 1885 года ему пожалованы были бриллиантовые знаки ордена Александра Невского. В 1887 году Паукер был назначен председателем комиссии для подробного осмотра и освидетельствования Закаспийской железной дороги. Кроме осмотра Закаспийской дороги, Г. Е. Паукер осмотрел древнюю плотину на p. Мургабе, ясно указал на важное ее значение, чем и способствовал ее восстановлению.
7-го ноября 1888 года Г. Е. Паукер был назначен Министром Путей Сообщения с оставлением во всех прочих занимаемых им должностях. В кратковременное управление Министерством состоялись два очень существенные законоположения. Заведывание делами, касающимися руководительства действиями частных железных дорог по установлению тарифов, а равно направление тарифного дела казенных железных дорог перешло из Министерства Путей Сообщения в распоряжение Министерства Финансов, где для сей цели организованы по закону 8-го марта 1889 года: 1) Совет по тарифным делам, 2) Тарифный Комитет и 3) Департамент железнодорожных дел.
Второе законоположение относится к переводу в инженеры путей сообщения техников, служащих по ведомству путей сообщения. Менее чем через пять месяцев после назначения министром 29-го марта 1889 года, Г. Е. Паукер скончался от воспаления легких. 3-го апреля он погребен на лютеранеком Смоленском кладбище в С.-Петербурге.
Г. Е. Паукер не был женат. Исполняя его волю, наследники предоставили Николаевской Инженерной академии обширную его библиотеку, занимающую семь больших шкафов.
Из многих научных работ Г. Е. Паукер напечатал только некоторые, что объясняется недостатком времени при обширных практических занятиях и большой требовательностью к печатному слову. Не следуя господствовавшему обычаю предоставлять самим учащимся составлять для себя записки, Г. Е. Паукер сам написал записки (напр., по строительной механике), постоянно исправлял и дополнял их, но при жизни автора они имелись только в литографированном виде, хотя, напр., выработанные Г. Е. Паукером и приведенные в записках типы железных стропил постоянно, без всякого изменения деталей, применялись целыми поколениями строителей на практике. Печатные труды Г. Е. Паукера следующие: 1) "Note relative à quelques règles sur la convergence des séries" — "Journal des mathématiques pures et appliquées de M. A. Z. Crelle", tome XLII, 1849. 13 pages; 2) "О поверке устойчивости цилиндрических сводов" в "Инженерных Записках", часть XXXII, 1849 г., № 1, стр. 1—118; 3) "Начало возможных перемещений" в "Известиях С.-Петербургского практического Технологического института" 1877 г., ч. XII, стр. 303—345. После смерти Г. Е. Паукера напечатаны: 4) "Пояснительная записка к проекту морской батареи" в "Журнале Министерства Путей Сообщения" 1889 г., книжка 40, стр. 217—238 и 5) "Строительная механика". Курс Николаевской инженерной академии. Под редакцией Н. Л. Кирпичева. СПб., 1891 г., 410 стр.
Формулярный список; Составленная Н. Л. Кирпичевым биография при сочинении Г. Е. Паукера: "Строительная механика"; "Прощальный обед, данный военными инженерами генерал-лейтенанту Г. Е. Паукеру" — "Инженерный Журнал" 1882 г., № 11 и 12; "Описание работ по возведению верхней части колокольни Петропавловского собора в С.-Петербургской крепости". Д. Журавского — "Журнал Путей Сообщения" 1859 г., т. XXX, стр. 96—97; "О сопротивлении естественных оснований" В. Курдюмова — "Журнал Министерства Путей Сообщения" 1889 г., № 8, стр. 33—71; "К вопросу о сопротивлении естественных оснований" Инж. В. Курдюмова — "Известия Собрания Инженеров Путей Сообщения" 1891 г., № 9—10; С. Будаевский. "Курс артиллерии", СПб., 1898 г., стр. 123; "Опыт наводки моста на железных цилиндрах, предназначавшегося для переправы чрез p. Дунай" инженер-капитана Я. Мясковского — "Инженерный Журнал" 1880 г., №№ 4 и 5; Официальная часть "Журнала Министерства Путей Сообщения" за 1889 г., № 13; "Генерал-лейт. Паукер" — "Русский Инвалид" 1889 г., № 74; "Всемирная Иллюстрация". T. XL, стр. 403; "Нива" 1888 г., стр. 1253; Приложение к отчету Государственного Совета за 1889 год, стр. 80—82.
С. М. Житков.
{Половцов}
Паукер, Герман Егорович
— военный инженер, генерал-лейтенант (1822—1889), известный строитель. Учился в Спб. инженерном училище и офицерских инженерных классах, преподавал в Инженерном училище и Инженерной академии, а также в Технологическом институте строительное искусство и механику; одно время был инспектором классов Инженерного училища. Собирал сведения о строительных материалах берегов Черного моря, руководил съемками дна и берегов Керчь-Еникальского пролива, участвовал в проектировании укреплений Керчи и берегов Черного и Балтийского морей, в постройке Николаевского моста через Неву, в работах по укреплению Киева и Бобруйска, устроил леса для ремонта шпица Петропавловского собора. В 1887 г. был командирован для осмотра Закаспийской жел. дороги. С 1882 г. был членом военного совета, с 7 ноября 1888 г. по день смерти (29 марта) — министром путей сообщения. После его смерти профессор Кирпичев издал его книгу: "Строительная механика. Курс Николаевской инженерной академии" (СПб., 1891).
{Брокгауз}
Паукер, Герман Егорович
— воен. инженер, г.-л., мин-р путей сообщения, род. в 1822 г. в г. Митаве. Образ-ние получил в главном (ныне Никол.) инж. училище, куда поступил в 1838 г. Окончив старший офиц. класс (ныне Николаевская инженерная академия), в 1842 г. произв. в полев. инженеры поручиком с оставлением при училище репет-ром математики с причислением к СПб. инж. команде. В 1843 г. назн. преподавателем механики и строит. иск-ва. В 1847 г. был командирован в Германию и Францию для усоверш-ния в чистой мат-ке и практич. мех-ке. В 1853 г. назн. адъюнкт-профессором инж. академии, в 1860 г. — инспектором классов ее и училища, а в 1866 г. — профессором по мех-ке и занимал эту должность до 1882 г. Читал лекции строит. иск-ва и мех-ки в СПб. технолог. инс-те (1872—1879). За все это время строительная и инжен. деятельность П. не прекращалась. В 1850 г. он принимал участие в крепостн. работах в Киеве и Бобруйске, а в 1856 г. был командирован в распоряжение генерала Э. И. Тотлебена и производил обширные работы по усилению Кронштадта времен. укреплениями, после чего назначен был состоять при Е. И. В. генерал-инспекторе по инж. части, где принимал деят. участие в рассмотрении всех технич. дел и проектов. За это время в 1858 г. был командирован на южн. берег Крыма для собирания подробн. сведений о строит. материалах и для съемки мес-ти берегов и дна Керчь-Еникальского пролива и составления программы укрепления Керчи. В 1859 г. П. был назначен произв-лем в комитет, рассматривавший состояние укреплений Балт. и Черн. морей. Ок. 1870 г. им проектирован и устроен в Кронштадте известный скрывающийся станок для 11-дм op., a во время русско-турецк. войны в окт. 1877 г. им же были проектированы башни-устои для берег. частей плавуч. дунайск. моста, который предполагали построить между городом Турн-Магурелли и Никополем. С 1857 по 1882 г. П. был чл. строит. конторы мин-ства Имп. двора (железный купол над церковью Царскосел. дворца, дерев. стропила с подвесн. потолком при пролете более 13 саж. для больш. манежа лейб-гвардии Кон. полка и др. замечат. работы). В 1882 г., будучи уже заслуж. профессором инж. академии, П. назн. членом воен. совета. 7 декабр. того же года инж. академия избрала его в свои поч. члены. Как член воен. совета. П. работал гл. обр. по устр-ву казарм: в качестве председ-ля комиссии он осматривал и оценивал состояние Закасп. ж. дороги. Кроме того, П. весьма деят-но занимался вопросами, касавшимися мног. наших портов, улучшения водн. систем и нек-рых ж. дорог. Он также участвовал в постройке Никол. моста через Неву, устроил замечат. леса для ремонта шпица Петропавлов. собора, удачно восстановил гранит. монолит Александровск. колонны, участвовал в постройке вращающейся башни для Пулковск. рефрактора и во многих друг. менее важн. работах. Безукоризн. честность П. и всегдашн. готовность помогать были хорошо известны всем. Его научн. труды в печати появлялись мало, но после его смерти был отпечатан читавшийся им курс строит. механики (1891), считающийся и до наст. времени классич. трудом в этой области. По простоте и доступности курс этот не имеет равных. Неск. ранее того была напечатана также и его пояснительная записка ("Ж. М. П. С.", 1889, № 40) к проекту морской батареи, составленная им в 1857 г. В 1888 г. П. был назначен мин-ром путей сообщения. Но он недолго занимал этот высокий пост: 29 мрт. 1889 г. он умер. Обширная библиотека П. по его желанию была предоставлена в дар Николаевской инженерной академии.
{Воен. энц.}
Паукер, Герман Егорович
(12 окт. 1822 — 29 марта 1889) — рус. инженер-строитель, почетный чл. Петербург. АН (с 1883), генерал-лейтенант. В 1842 окончил главное инженерное уч-ще в Петербурге и начал там преподавание (с 1850 — адъюнкт-проф.). В 1868—82 — проф. Инженерной академии в Петербурге. С 1882 — чл. Военного совета. С 1888 — министр путей сообщения. Специалист по военно-инженерным сооружениям. Автор работ по строительной механике. Предложил известную в свое время формулу для определения глубины заложения фундаментов. В 1855—56 в связи с реконструкцией шпиля Петропавлов. собора в Петербурге построил леса оригинальной конструкции, в 1863—65 — железный купол церкви Царскосельского дворца. Осуществил опускающиеся после выстрела за бруствер установки для крупнокалиберных береговых орудий (в Кронштадте), построил вращающуюся башню Пулков. рефрактора и др. П. — крупный царский чиновник. В 1878 возглавляемая им комиссия отвергла проект самолета А. Ф. Можайского.
Соч.: О проверке устойчивости цилиндрических сводов, "Инженерные записки", 1849, ч. 33, кн. 1; Строительная механика, СПб, 1891 (имеется биография П.).