Паулин, Понтий Меропий Аниций
Паулин, Понтий Меропий Аниций
из Нолы, ок. 353-431 гг. н. э., латинский христианский поэт. Родился в состоятельной христианской сенаторской семье в Бурдигалии (совр. Бордо), где получил основательное риторическое образование у Авсония, добрым другом которого он впоследствии стал. Отказался от прекрасно начатой политической карьеры (он был сенатором, консулом, ок. 379 г. наместником Кампании), женился на христианке Тересии (385 г.), крестился в 390 г., с согласия жены сделался аскетом (ок. 393 г.), порвал с друзьями, а имущество отдал бедным. Из Испании, где он в 394 г. получил звание священника, он вместе с женой уехал в Нолу (в Кампании). Там он построил церковь над могилой св. Феликса, которого он уже давно особо почитал, а также Дом Паломника, и основал монашескую общину. Примерно в 410 г. стал епископом Нолы, там он прославился гостеприимством и благотворительной деятельностью. Переписывался с самыми выдающимися представителями своего времени: Иеронимом, Амбросием (переписка не сохранилась), Августином, а прежде всего со старым учителем Авсонием, который посоветовал ему сменить образ жизни. — Нам известно 51 письмо П. 394-426 гг. Все эти письма написаны на изысканной, затейливой и напыщенной латыни. Они представляются интересным свидетельством религиозной жизни эпохи. П. был автором не сохранившегося прозаического панегирика императору Феодосию, но он к тому же слыл величайшим (наряду с Пруденцием) христианским поэтом. Сохранилось 33 произведения на случай, преимущественно на религиозную тематику, различной длины (например, ј 21 насчитывает 858 стихов) и написанные разными метрами. Основную их часть составляет цикл из 14 поэм (јј 12-16, 18-21, 23, 26-29) в честь св. Феликса, создаваемых ежегодно ко дню его чествования. Поэтическим вкусом и изысканностью формы отличаются јј 7-9, которые являются гекзаметрическими и ямбическими парафразами 3 псалмов (1, 2, 136); эти произведения предопределили дальнейшее развитие литературного жанра, поскольку П. удалось донести до читателей скрытую поэзию псалмов. На Библию, а точнее, на Евангелие от Луки, П. опирался в восхвалении первого аскета Иоанна Крестителя в ј 6 под названием Похвала св. Иоанну (Laus sancti Johannis). Можно также упомянуть 2 поэтических послания к Авсонию (јј 10, 11) и программное произведение ј 22, важное для истории литературы, в котором П. заявлял о необходимости отказаться от мифологической тематики и использовать традиционные формы античной литературы в произведениях, распространяющих христианские идеи (ср. послание 16). Сам П. воплотил эти принципы в жизнь и в эпиталаме (свадебной песни; ј 25) он воспевает христианский брак в противоположность языческому, в пропемптиконе (прощальной песни; ј 17) прощается с покидающим Италию епископом Ремезианы Никетом, а в консолации (утешительной песни; ј 31) старается смягчить горе родителей, утративших сына, при помощи утверждения христианского учения о том, что после смерти праведных ждет вечная жизнь. Почти ничего не сохранилось от его эпиграмм, утрачено также поэтическое переложение произведения Светония О царях (De regibus). П. приписывали и другие произведения. Поэзия П., исполненная глубокой веры, выказывает большую начитанность автора в древней и христианской литературе и его поэтическое мастерство в области стилистики и формы. П. редко достигал силы, размаха и философской глубины поэзии Пруденция, но был равен ему по ясности мыслей, барочной изощренности, плавности стиха и религиозному пылу. Потомки восхищались более аскетической жизнью П., чем его литературным творчеством. Заслуга П. состоит в том, что в традиционные формы древней литературы он влил новое христианское содержание.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999