ПАВЕЛ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Павел
ладожский посадник. В 1114 г. построил в Ладоге каменную крепость.
ПВЛ: 197,399,400;Татищев: 130; НПЛ: 20,204.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Павел
печерский монах. Пришел в Киево-Печерский монастырь со своим братом - Иаковым с Летьца. Год этого события не указывается.
ПВЛ: 124, 325; НПЛ: 201.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

ПАВЕЛ
митрополит Сарский и Подонский; хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах, П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей; руководил переводом Библии и богослужебных книг с греческого языка на церковно-славянский; умер в 1675 г.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ПАВЕЛ
в Новом завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство, поэтому при рождении ему было дано 2 имени — еврейский Савл и римский Павел. Первоначально был ярым гонителем христиан, но после того как ему явился Христос, стал столь же ревностным христианином. В Новом завете содержится 14 посланий П. Главная идея его наставлений — духовное спасение.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАВЕЛ
Юлий — рим. юрист кон. 2 — нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императ. совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпиты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизит. 1/6 текста Дигест Юстиниана. Принадлежность П. соч. «Сентенции» в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ПАВЕЛ
в христ. традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвыч. миссионерско-богослов. заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии); он — наследств. рим. гражданин, с чем связано его рим. имя (евр. имя П. — Саул, в традиц. передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходивш. из колена Вениамина). П. приписыв. авторство 14 посланий, входящих в Новый завет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ПАВЕЛ
первоверховный апостол ("апостол языков"), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом.
Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПАВЕЛ
Апостол, величайший проповедник христианства. Жил в I в. Проповедовал среди язычников, называется поэтому еще и «апостолом язычников». Первоначальное имя его было Савл, или Саул. Образованнейший человек своего времени, Савл в молодости преследовал христиан. Он был одним из ближайших участников побиения камнями первомученика Стефана. Не довольствуясь кровью одного мученика, Савл отправился в город Дамаск, где решил участвовать в гонениях на христиан. Но на пути туда Савлу встретился Иисус Христос. Эта встреча сделала ревностного гонителя еще более ревностным проповедником христианства. Он стал настоящим апостолом Христа и получил новое имя – Павел. После «встречи» с Христом жизнь Павла была посвящена распространению христианства на громадном пространстве от Азии до Рима – столицы мира. Павел проповедовал и писал послания различным христианским общинам. Благодаря его проповедям образовались центры христианства в Азии и по всему северному побережью Средиземного моря. Он служил идее христианства с изумительной самоотверженностью, пренебрегал всеми затруднениями и опасностями. В 65 г. Павел был казнен в Риме вместе с апостолом Петром.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Павел
1. Юлий, один из выдающихся рим. юристов 1-й пол. 3 в. н. э.; занимал различные высокие административные должности, в т. ч. был префектом претория, входил вместе с Папинианом в Consilium principis (Совет принцепса).
        2. Иудейский ученый и писатель, родившийся в Тарсе, первоначально именовался Савлом, а после обращения в христианство (ок. 30 н. э.) известный как апостол П. Действовал преим. в М. Азии, Македонии и Греции. Он хотел, чтобы обращ. в христианство неевреи не следовали законам Моисея (обрезание, пищевые ограничения); выступал как предтеча сторонников языч. христианства в противовес иудейскому христианству. В «Деяниях апостолов» этот конфликт изображен как противоборство П., с одной стороны, и Петра и Иакова — с другой. В Новом завете 13 приписываемых ему посланий на греч. яз.; есть указания и на утерянные послания. Особенно значительным является созданное, вероятно, в 54 –55 Послание к римлянам. Его учение, и прежде всего учение о спасении не через подчинение закону, а только посредством веры, сильно повлияло на последующее христианство, среди прочих — на Мартина Лютера и Карла Барта. По церковному преданию П. после многолетнего тюремного заключения ок. 63 был осужден и казнен в Риме.

Источник: Словарь античности. 1989

Павел

Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде в город императора Аврелиана, он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П., египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 году. 3) П., замученный при Деции. 4) П., отрок, обезглавленный за Христа между 270 и 275 годом в Византии. 5) П., замученный в Коринфе в 258 году. 6) П. Пруссиадский (Прусса, Брусса), умер в 850 году, исповедник при иконоборцах. 7) П., константинопольский патриарх (умер в 350 г.), исповедник, родился в Солуне. Император Констанций трижды низлагал его за православие и отправлял в ссылку; в 350 году его удушили во время богослужения. 8) П., епископ неокесарийский. При Лицинии ему выжгли на руках клейма и сослали на Евфрат. При Константине Великом он был возвращен и присутствовал на I Вселенском соборе. 9) П. Фивейский (умер в 341 г.). Во время гонений Деция спасся бегством в Фиваиду, где прожил 91 год при ручье и пальме, плодами которой питался, а листьями одевался. Он считается первым по времени христианским монахом. 10) П., врач коринфский (VII век); был обвинен в прелюбодеянии, но чудесным образом оправдан самим младенцем, которого считали плодом его греха. 11) П. Латрский (умер в 956 г.), сначала был пастухом, потом игуменом Латрского монастыря; затем удалился в полное уединение и предался самому строгому аскетизму. 12) П. Новый, четвертый этого имени константинопольский патриарх (умер в 784 г.), благочестивый, но слабый, после 5 лет управления сложил с себя патриаршество, не находя в себе сил бороться с иконоборчеством. 13) П. Комельский (1317 - 1429), ученик преподобного Сергия Радонежского ; несколько лет жил в лесу, в дупле липы, потом основал монастырь на р. Нурме, для которого составил устав. Н. Б-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАВЕЛ
1. в раннехрист. традиции один из апостолов. Ортодоксальные теологи ему приписывают 14 посланий, вошедших в Новый завет. В действительности эти послания были составлены не в 1 в. (когда жил, по церк. преданию, П.), а на протяжении следующих ста лет (вплоть до сер. 2 в.) и не одним, а неск. лицами. О деятельности П. подробно рассказано в "Деяниях апостолов". Он изображается первоначально гонителем христиан, после "откровения" - крестившимся (при этом изменил прежнее имя Савл на П.). С именем П. связывается то течение в раннем христианстве (называемое паулинизмом), к-рое стремилось к радикальному разрыву с иудаизмом и к превращению христианства в универсальную религию (это течение победило в христианстве к нач. 3 в.). 2. (Pavel), Елена (1915 - 1.VIII.1943) - деятельница рум. рабочего движения. Род. в семье учителя. В 1934 поступила на мед. ф-т Ясского ун-та, где вступила в Союз коммунистич. молодежи. В 1936-38 - в тюрьме. В 1938 вступила в компартию Румынии и по заданию ее руководства работала в орг-ции "Красная помощь" в Бухаресте, в 1939-41 - в Галаце, а с 1941 занималась организацией актов саботажа на предприятиях в Бухаресте. В сент. 1942 арестована и после 13-дневных тщетных допросов с пытками приговорена к 25 годам каторжных работ. Погибла в тюрьме Плоешти во время налета амер. авиации.

Лит.: Luptatori pentru pace, socialism si fericirea popurului, v. 1, Buc., 1955. 3. Юлий (Julius Paulus) - рим. юрист кон. 2 - нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императорского совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизительно 1/6 текста Дигест Юстиниана (см. Corpus juris civilis). Принадлежность П. соч. "Сентенции" в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.

Лит.: Перетерский И. С, Дигесты Юстиниана, М., 1956; Levy E., Pauli sententiae, N. Y., 1945.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Павел

архим. Спасо-Евфимиевск. монаст. в Суздале Владимир. губ., † 22 марта 1717, дух. писатель.


{Венгеров}





Павел


архим. Чудовск. монаст., авт. речей, напечат. в "Древнерусской вивлиофике" 1774—1788-х гг.


{Венгеров}





Павел


архим, редак. духовно-литератур. отд. "Вятск. епарх. вед.", 1864, авт. ст. "О православии между латышами и эстами в Прибалтийских губерниях".


{Венгеров}





Павел


архим., авт. кн. "Корейцы-христиане" (2-е изд., М., 1905).


{Венгеров}





Павел


архим противораскольн. писат. 1900-х гг.


{Венгеров}





Павел


архим., авт. брош. "Русск. народн. дело на христианском востоке, его современные нужды и потребности", Симферополь, 1911.


{Венгеров}





Павел


еп. Коломенский, потом низложенный, противник реформы патриарха Никона, уч. собора 1854, расколоучитель, † 1056 в Полюстровском монаст. Петрозаводского уезда.


{Венгеров}





Павел


еп. Вологодский и Белозерский, р. на Волге, † 5 ноября 1725.


{Венгеров}





Павел


еп. Чигиринский, сотрудн. "Трудов Киевск. духовн. академии", † 18 окт. 1911.


{Венгеров}





Павел


еп., авт. брош. "О последней пасхальной вечере Иисуса Христа с учениками", Казань, 1906.


{Венгеров}





Павел


игумен Перервинск. Никольск. монаст., Угрешинск. Николаевского и Иркутск. Вознесенск. монаст., † 31 мая 1819, дух. пис.


{Венгеров}





Павел


иеромонах, описат. древностей Козловского, Троицкого монастыря, сотрудн. "Тамб. епарх. вед.", 1864.


{Венгеров}





Павел


иеромонах Заиконоспасск. монаст., авт. слов "Об источниках развращения" ("Вестн. Европы", 1822).


{Венгеров}





Павел


иеромонах, современ. деятель по борьбе с алкоголем.


{Венгеров}





Павел


первый митрополит Нижегород. и Алтырск. 1687—1697, р. в Курмыше Нижегород. епарх.


{Венгеров}





Павел


преп. Обнорский или Камельский, подвижник и отшельник, авт. Грамоты, р. 1317 в Москве, † 10 янв. 1429 на р. Обноре, Вологодской губ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАВЕЛ
святой апостол, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Kак уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое образование и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями. Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть от синедриона официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Kто Ты?» – Господь ответил: «Я Иисус, Kоторого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. После крещения Савл прозрел. С этого времени он стал ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения на него эллинистов он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда принес помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима – по повелению Духа Святого – Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь остров Kипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого своего ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Kоринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он отправил два Послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 гг. Потом св. Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Kесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет ежедневно проповедовал в училище Тиранна. Отсюда он написал свое Послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое Послание к Kоринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим. В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Kолоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Kолосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же было написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и отправился в путешествие на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» – к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Kрит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Kритской Церкви. Позже в своем Послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение.
Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Kоринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании. После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.
Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 г., в 12-й год царствования Нерона.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой первую систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря широкому образованию и проницательности автора, отличаются большой самобытностью. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день – 29 июня (12 июля).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Павел
избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать». Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников. Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря. О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал. После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл». Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17). В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.).
Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр.
Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений. Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла. Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим». Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе. Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг. О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием. Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил. В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр. Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12). Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.). Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами). После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.). Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола. В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иоанн Павел II и СССР: стратегия взаимодействия с коммунистическими режимами

Виноградова Ю. А.
Читать PDF
0.00 байт

Павел Ткаченко во главе Бессарбского подполья

Шорников Петр
В статье рассказывается об одном из руководителей бессарабского подполья Павле Ткаченко (один из псевдонимов Якова Антипова).
Читать PDF
0.00 байт

Милюков Павел Николаевич (1859 1943)

Петрусенко Надежда Вадимовна
Читать PDF
0.00 байт

Умрихин Павел Федорович (1891 1953)

Чичерюкин-мейнгардт Владимир Григорьевич
Читать PDF
0.00 байт

Павел I: деспот или реформатор?

Захаров Виталий
Период кратковременного правления Павла I (1796-1801) традиционно является одним из наиболее сложных для изучения в российской истории.
Читать PDF
0.00 байт

Екатерина II и Павел i об управлении городами: тандемность или разномыслие

Дамешек Лев Михайлович, Плотникова Мария Михайловна
Рассматривается городское самоуправление во времена Екатерины II, а также реформы Павла I в этом направлении. Обращается внимание на то, что именно на рубеже XVIII-XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Павел Роберт магочий: к 60-летию со дня рождения выдающегося русиниста современности

Падяк Валерий
Читать PDF
0.00 байт

Агапов Павел Федорович

Гаврилов A. M.
Читать PDF
0.00 байт

«Трудно быть императором»: император Павел i в исторической памяти рубежа XIX-XX вв

Леонтьева О. Б.
В статье анализируется образ императора Павла I, сложившийся в исторической науке и художественной культуре России на рубеже XIX—XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

«Хорошо иметь любимую женщину и преданного кота». Павел Булыгин в Абиссинии

Крылова Н. Л.
Читать PDF
0.00 байт

Павел i и Александр i в исторической памяти российского общества конца XX – начала XXI В. : на матер

Ростовцев Евгений Анатольевич, Сосницкий Дмитрий Александрович
В статье рассмотрен процесс формирования образов императоров Павла I и Александра I в исторической памяти российского общества.
Читать PDF
0.00 байт

Павел i и Александр i в лекционных курсах 1930–1950-х годов А. В. Предтеченского и С. Б. Окуня

Жуковская Татьяна Николаевна
Статья посвящена анализу подготовки и содержания лекционных курсов, охватывающих конец XVIII — первую четверть XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Память об отце: Николай i и Павел I

Выскочков Леонид Владимирович
На основе немногих сохранившихся свидетельств самого императора Николая I (в том числе его записок), опубликованных указов и распоряжений, документов Российского государственного исторического архива анализируется отношение Никола
Читать PDF
0.00 байт

Павел Степанович Назаров (1863-1942?) – неизвестный натуралист, повстанец и писатель

Шергалин Евгений Эдуардович
Павел Степанович Назаров (1863-1942)хорошо известен в англоязычном мире, но не на родине в России. Родился в 1863 году в Оренбурге, обучался зоологии в Московском ун-те и Горном Институте, затем работал в Средней Азии и Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла

Шнабель Экхард
В статье предпринята попытка осветить некоторые проблемы исследования текстов Посланий и Деяний как источников, сохранивших сведения о жизни и трудах ап. Павла.

Похожие термины:

  • ПАВЕЛ, ГАЛЬКОВСКИЙ Павел Михайлович

    митр. Иваново-Вознесенский (9.01.1864— 15[28].11.1937), церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения, председатель Витебского отдела Союза Русского Народа (СРН). Родился в местеч
  • Павел (Павел Поспелов)

    еп. Глазовский, бывш. Старицкий, р. 11 янв. 1855 в Олонецк. епарх., настоят. Вятск. Успенск. монаст. {Венгеров}
  • Штегельман 1-й, Павел Андреевич

    — ген.-лейт., сын мелкопоместного дворянина Петербургской губернии. Службу начал в гренадерском императора Австрийского полку. В 1812 г. участвовал в Отечественной войне и в Бородинском сражении бы
  • Брозин 1-й, Павел Иванович

    сост. при велик. князе Констант. Павловиче 1812 г., до того был при посольстве рус. в Испании, в 1813 г. флигель-адъютант, послан вторично в Испанию агентом правительства и находился там до 1817 г. {Половцов}
  • Павел 1-й, епископ Коломенский

    — епископ Коломенский (1-й этого имени), хиротонисан в 1339 из архимандритов Владимирского Рождественского мон., сконч. в 1392. Карамзин, V, пр. 137 и 254; Соловьев, "История России", XI, 284, 360, 371, 372; Строев, &
  • Годейн 1, Павел Петр

    команд. школы гвард. подпрапор. 1824 г. {Половцов}
  • Яновский 1-й, Павел Кириллович

    — генерал-майор, командир 15-й полевой артиллерийской бригады; родился в 1805 г. и происходил из обер-офицерских детей СПб. губернии. Поступив в 1820 г. в артиллерийское училище, он по прошествии трех лет
  • Павел 1-й, митрополит Тобольский

    — митрополит Тобольский и Сибирский, — архипастырь, известный своей борьбой с расколом и деятельностью по распространению православия среди сибирских инородцев. Биографические сведения о митр.
  • Зыков 1-й, Павел Петрович

    (Зыков-отец) (1821 — 09. 05. 1887, Москва) В 1841 окончил МДАУ со званием архит. пом. В 1842 назначен учителем арх., в 1843 — членом конференции МДАУ. В 1842—48 — преподаватель сельской арх. в Моск. Земледельческой шко
  • Павел Попов 1-й

    (в миру Петр) — епископ камчатский. Род. 1813 г. в Енисейской губ.; сконч. 25 мая 1877 г. в Благовещенске на Амуре. Он воспитывался в Иркутской дух. семинарии и по окончании курса (1833) был рукоположен во свящ
  • ПАВЕЛ 1

    1754-1801), император с 1796, сын императора Петра III и Екатерины II. Вступив на престол, стремился противопоставить "пагубной" политике императрицы Екатерины II, ослаблявшей, по его мнению, самодержавие, тв
  • Павел, 1659 г

    строитель Мурашкинского Спасо-Преображенского мон., нижегородской еп. {Половцов}
  • Павел, 1662 г

    игумен Рябининской пустыни, ярославской епархии. {Половцов}
  • Павел, в 1667 г

    архим. Крестовоздвиженского мон., в г. Костроме. {Половцов}
  • Павел, 1669 г

    строитель Устьнедумского Введенского мон., вологодской епарх. {Половцов}
  • Павел, 1679 г

    строитель Надолбина Спасского мон. в г. Пскове. {Половцов}
  • Павел, 1680 г

    строитель Святоотецкого мон., псковской еп. {Половцов}
  • Павел, 1684 г

    строитель Ефремовой Спасской пустыни, вологодск. еп. {Половцов}
  • Павел, 1686 г

    архим. Богоявленского мон., в г. Костроме. {Половцов}
  • Павел, 1689—1700 г

    игумен Акатова Алексеевского мон. в г. Воронеже. {Половцов}