ПАВЕЛ

Найдено 47 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Павел (Павша Ананьич)

посадник новгородский 1274 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Червенский)

еписк. Перемышльский начала XV в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Некрасов)

архиеп. Иркутский, проповедн., † 1876.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Дм. Осип. Шкарин)

арх. Псково-Печерск. монаст., † 22 дек. 1890.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Высокий)

авт. поучений, старец Нижегородского Печерск. монастыря, † 1 янв. 1383.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Добрынич- Константинович)

посадник в Ладоге, строивший каменные укрепления этой новгородской гавани, в 1116 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Иоанн Елевфериев. Вильчинский)

еп. Астраханский и Пензенский, р. 1880 в м. Жмеринке, Подольск. губ., в семь священ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Саббатовский)

архиеп. Астраханск., бывш. еп. Слободско-Украинский, рект. Смоленск. семин., † 7 февр. 1832.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел
ладожский посадник. В 1114 г. построил в Ладоге каменную крепость.
ПВЛ: 197,399,400;Татищев: 130; НПЛ: 20,204.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Павел (Петр Марков)

духовн. писат, с. причетника Орловск. епарх., соборн. иером, † 1 дек. 1828 в Глухове Черниг. губ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Павел Поспелов)

еп. Глазовский, бывш. Старицкий, р. 11 янв. 1855 в Олонецк. епарх., настоят. Вятск. Успенск. монаст.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Крылов)

иеромон., авт. брош. "Изъяснение десятисловия и описан. Троицк. Калязин. монаст.", Калязин, 1897—1900.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Алексей Яковлев. Попов 2-ой)

проповедн., р. 1827 в Николаевском уезде, Вологод. губ., с. священника, еп. Тотемский, ректор Вологод. семин., † 4 ноября 1874.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Степанов. Гребневский)

р. в семье москов. священ., еп. Владимирск. и Муромский, бывш. архим. Тихвинск Успенского монастыря, † 9 авг. 1769 во Владмире.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел
печерский монах. Пришел в Киево-Печерский монастырь со своим братом - Иаковым с Летьца. Год этого события не указывается.
ПВЛ: 124, 325; НПЛ: 201.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Павел (Петр Попов 1-ый)

миссионер, еп. Камчатский, Енисейский, Новоархангельский и Якутский, р. 1813 в Енисейск. губ., † 25 мая 1877 в Благовещенске на Амуре.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Прусский)

известный противораскольнич. писат., р. 1821 в Сызрани, в раскольнич. семье, архим. Москов. Николаев. единоверческ. мон., † 27 апр. 1895 в Москве.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Алексеев Павлов, в семинар. Морев)

авт., р. 1779, в Пинежск. уезде Архангельск. губ., в семье священника, архиеп. Тобольский, бывш. епис. Вятский и Могилевский, † 18 дек. 1831 в Тобольске.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Моравский)

состав. грамоты о нарушен. церковн. правил и обрядов в Рязанск. крае, митропол. Рязанский, бывш. архиеп. Коломенский и Суздальский, † 5 сент. 1686 в Рязани.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр)

проповедн., обличитель раскола, состав. руковод. по церковн. пению, митропол. Сарский, Подонский и Ковельский, бывш. архим. Чудовск. монаст., † 7 сент. 1675.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Великодворский)

старообрядч. архим. (Белокриницкий, Австрийский), основат. Белокриницкой иерархии, авт. письма в Москву о венской революции (1848) и посланий к беспоповцам (1887).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Предтеченский)

иеромон., авт. "Речи на память о князе А. И. Касаткине-Ростовском" (1795), р. в Ярослав. губ., бывш. проф. Москов. духовн. акад., архим. Данилова-Переяслав. монаст., † 1803.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Прокопий Нилов. Доброхотов)

археолог, духовн. писат, настоятель Москов. Высоко-Петров. монаст., р. 1 июня 1814 в семье священ. с. Б. Ломовицы, Тамбов. губ., еп. Олонецкий, Псковск. и Вологодский, † 23 апр. 1900 в Москве.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Пономарев)

член Российск. акад., переводч., проповедник, р. 1745, в с. Александров. слоб., Дмитровск. уезда, Москов. губ., архиеп. Ярославский и Тверской, бывш. еп. Нижегордский, † 19 марта, 1806, в Ярославле.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Подлипский)

состав. описан. монастырей, р. 23 июня 1788 в с. Подлипье, Переяслав. уезда, Владимир. губ., в семье причетника, архиеп. Чернигов., бывш. еп. Костромской, † 27 ноября 1861 в Переяславе-Владимирском.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Серг. Зернов)

бывш. ректор и преподав. Троицк. семинарии, р. 1742 в семье подьячего Ильинской слободы, при Троиц-Сергиев. лавре, архиеп. Казанск. и Симбирск., бывш. епис. Костромской и Тверск., † 14 янв. 1815 в Казани.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Павел (Петр Васильев Лебедев)

известн. проповедн., бывш. проф. СПб. духовн. акад., р. 12 дек. 1827 в семье причетника Твер. епархии, архиеп. Казанск. и Симбирск., бывш. экзарх Грузии и член Св. синода, бывш. еписк. Кишинев., Выборг. и Ладожский, † 23 апр. 1892 в Казани.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАВЕЛ
митрополит Сарский и Подонский; хотя митрополичье подворье давно уже находилось в Крутицах, П. продолжал носить наименование прежнего высокого сана наших архипастырей; руководил переводом Библии и богослужебных книг с греческого языка на церковно-славянский; умер в 1675 г.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Павел (преподобный, XIV век)

Павел - преподобный, вместе с преподобным Феодором основал в 1363 году Борисоглебский монастырь на р. Устье (ныне Ярославской губернии, Ростовского уезда). После Феодора был игуменом монастыря. Скончался после 1409 года; мощи его почивают под спудом в соборном храме монастыря; память 22 октября.

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАВЕЛ
в Новом завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство, поэтому при рождении ему было дано 2 имени — еврейский Савл и римский Павел. Первоначально был ярым гонителем христиан, но после того как ему явился Христос, стал столь же ревностным христианином. В Новом завете содержится 14 посланий П. Главная идея его наставлений — духовное спасение.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПАВЕЛ
Юлий — рим. юрист кон. 2 — нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императ. совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпиты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизит. 1/6 текста Дигест Юстиниана. Принадлежность П. соч. «Сентенции» в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Павел (духовный писатель)

Павел (в миру Петр Лебедев, 1827 - 1892) - духовный писатель. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии, был ее инспектором, ректором семинарий. Епископ выборгский, ладожский, кишиневский, экзарх Грузии, архиепископ казанский. Его сочинения: ""Об установлениях и должностях в древней церкви константинопольской"" (Санкт-Петербург, 1857) - ценится специалистами; ""Слова и речи"" (Кишинев, 1881; Тифлис, 1885; Казань, 1889) - отличаются большой содержательностью и в значительной степени публицистическим направлением.

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАВЕЛ
в христ. традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвыч. миссионерско-богослов. заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии); он — наследств. рим. гражданин, с чем связано его рим. имя (евр. имя П. — Саул, в традиц. передаче Савл, дано в честь царя Саула, также происходивш. из колена Вениамина). П. приписыв. авторство 14 посланий, входящих в Новый завет.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Павел (митрополит сибирский и тобольский)

Павел - митрополит сибирский и тобольский с 1678 г. до смерти в 1692 году. Ранее был архимандритом Симонова московского монастыря и Чудова монастыря, также духовником царевны Софьи . Кроме распоряжений по епархии ему принадлежит наказ игумену Феодосию и попу Макарию , отправившимся крестить жителей сибирских понизовых городов. Они должны были совершать свое дело ""без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления"", чтобы ""от каких слов строптивых иноземцев чем не отлучити, а от святого дела не отвратити"". Миссионеры обязаны, однако, следить за новообращенными, чтобы они хранили веру в чистоте (""Акты исторические"", т. V).

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАВЕЛ
первоверховный апостол ("апостол языков"), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий, вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского гражданина, не распяли, а усекли мечом.
Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов)

Павел (в миру Прокопий Нилович Доброхотов, умер в 1900 г.) - духовный писатель, магистр СПб. духовной академии; был епископом вологодским, псковским, олонецким. Павел был ценителем и собирателем древностей. Им собрана почти вся древнепечатная книга ""Триодь Постная"", напечатанная в Кракове в 1491 году Швайпольтом Феолем (подробно описана Родосским в ""Описании старопечатных книг"", выпуск I, СПб., 1884 - 1891). Литературные труды Павла: ""Кое-что из прежних занятий"" (Псков, 1872) и ""Слово в память столетнего дня рождения Евгения, митрополита киевского"" (""Вологодские Епархиальные Ведомости"", 1868, № 1). См. ""Преосвященный епископ Павел"" (""Церковный Вестник"", 1900, № 17, и ""Церковные Ведомости"", 1900, № 20).

Источник: Биографический словарь. 2008

Павел (еврейское Саул, Савл)
в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском городе Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел на пути в Дамаск испытал чудесное явление света с неба (от которого потерял зрение) и услышал голос, укорявший его (Савл, Савл! Что ты гонишь меня?). Исцелившись от слепоты, он принял крещение и стал истовым проповедником христианства среди язычников (апостол язычников). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 г. (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. Его отрубленная голова в последний раз произносит имя Иисуса Христа, а на том месте, где она упала, начали бить три родника (отсюда название римского монастыря Тре Фонтане). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, входящих в Новый Завет.

Источник: Исторический словарь

ПАВЕЛ
Апостол, величайший проповедник христианства. Жил в I в. Проповедовал среди язычников, называется поэтому еще и «апостолом язычников». Первоначальное имя его было Савл, или Саул. Образованнейший человек своего времени, Савл в молодости преследовал христиан. Он был одним из ближайших участников побиения камнями первомученика Стефана. Не довольствуясь кровью одного мученика, Савл отправился в город Дамаск, где решил участвовать в гонениях на христиан. Но на пути туда Савлу встретился Иисус Христос. Эта встреча сделала ревностного гонителя еще более ревностным проповедником христианства. Он стал настоящим апостолом Христа и получил новое имя – Павел. После «встречи» с Христом жизнь Павла была посвящена распространению христианства на громадном пространстве от Азии до Рима – столицы мира. Павел проповедовал и писал послания различным христианским общинам. Благодаря его проповедям образовались центры христианства в Азии и по всему северному побережью Средиземного моря. Он служил идее христианства с изумительной самоотверженностью, пренебрегал всеми затруднениями и опасностями. В 65 г. Павел был казнен в Риме вместе с апостолом Петром.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Павел (епископ коломенский)

Павел - епископ коломенский, единственный из иерархов русской церкви во время образования раскола принявший сторону старообрядцев. Принадлежа с самого начала реформаторской деятельности Никона к числу лиц, враждебных ему (он был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову , одному из главных вождей раскола), П. свою приверженность к старине открыто выразил на московском соборе 1654 года, настаивая, чтобы церковные книги были оставлены в прежнем виде. Хотя он и подписался под определением собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах. Патриарх лишил его епископской кафедры и сослал в заточение. По словам Лазаря Барановича , П. сошел с ума; последние обстоятельства его жизни неизвестны. По раскольничьим рассказам, Никон сослал его в новгородский Хутынский монастырь, где игумен его ""мучил"", а он сам ""юродствовал"", и потом был убит посланными Никона. Семен Денисов в ""Винограде Российском"" говорит, что П. был сослан в Палеостровский монастырь, откуда был выслан в Новгород, где сожжен в срубе. По словам протопопа Аввакума , П. был сожжен.

Источник: Биографический словарь. 2008

Павел
1. Юлий, один из выдающихся рим. юристов 1-й пол. 3 в. н. э.; занимал различные высокие административные должности, в т. ч. был префектом претория, входил вместе с Папинианом в Consilium principis (Совет принцепса).
        2. Иудейский ученый и писатель, родившийся в Тарсе, первоначально именовался Савлом, а после обращения в христианство (ок. 30 н. э.) известный как апостол П. Действовал преим. в М. Азии, Македонии и Греции. Он хотел, чтобы обращ. в христианство неевреи не следовали законам Моисея (обрезание, пищевые ограничения); выступал как предтеча сторонников языч. христианства в противовес иудейскому христианству. В «Деяниях апостолов» этот конфликт изображен как противоборство П., с одной стороны, и Петра и Иакова — с другой. В Новом завете 13 приписываемых ему посланий на греч. яз.; есть указания и на утерянные послания. Особенно значительным является созданное, вероятно, в 54 –55 Послание к римлянам. Его учение, и прежде всего учение о спасении не через подчинение закону, а только посредством веры, сильно повлияло на последующее христианство, среди прочих — на Мартина Лютера и Карла Барта. По церковному преданию П. после многолетнего тюремного заключения ок. 63 был осужден и казнен в Риме.

Источник: Словарь античности. 1989

Павел (в миру Петр Конюшкевич)

Павел (в миру Петр Конюшкевич) - митрополит тобольский и сибирский, по происхождению галицкий мещанин, родился в 1705 году. По окончании Киевской академии был в ней преподавателем пиитики, в 1733 году принял пострижение, в 1741 году назначен проповедником московской академии, в 1744 году сделан настоятелем Юрьева монастыря, в 1758 году назначен митрополитом тобольским. Долгое время господствовало мнение, что П. вслед за Арсением Мацеевичем выступил с протестом по поводу секвестра монастырских имений и потому был удален на покой; но разбор архивных данных показал, что открытый протест приписывается П. неосновательно и что кара постигла его совсем не за это. В течение девятилетнего периода управления епархией на П. поступило в Синод свыше 30 жалоб, в которых деятельность этого иерарха рисуется черными красками: строгость его в отношении к подчиненному клиру граничила с жестокостью, находящихся под следствием он держал при архиерейском доме в тягчайших работах, вдовых священников и причетников насильно постригал в монашество, мало-мальски провинившихся ""через побои жестоко наказывал"". Администрация тоже жаловалась на непорядки в деле просвещения христианством сибирских инородцев, которых часто крестили насильно, иногда спаивали и потом преследовали за мнимое ренегатство, а также о суровых мерах против раскольников, усиливших в их среде самосожигательство. Все это дало Синоду вполне достаточный повод уволить П. на покой (1768 год); ему назначено было пребывание в Киево-Печерской лавре, где он и умер в 1770 г. - Ср. А. Львов ""Архивные данные по делу преосвященного П. Конюшкевича"" (""Христианское Чтение"", 1891, сентябрь - октябрь); В. Иконников ""П. Конюшкевич, митрополит тобольский"" (""Русская Старина"", 1892, март). К. Х.

Источник: Биографический словарь. 2008

Павел

Павел - в христианской церковной истории с этим именем известны: 1) П., житель Птолемаиды (умер в 273 г.), при въезде в город императора Аврелиана, он перекрестился, за что ему отсекли голову. 2) П., египтянин, замученный в Кесарии Палестинской в 309 году. 3) П., замученный при Деции. 4) П., отрок, обезглавленный за Христа между 270 и 275 годом в Византии. 5) П., замученный в Коринфе в 258 году. 6) П. Пруссиадский (Прусса, Брусса), умер в 850 году, исповедник при иконоборцах. 7) П., константинопольский патриарх (умер в 350 г.), исповедник, родился в Солуне. Император Констанций трижды низлагал его за православие и отправлял в ссылку; в 350 году его удушили во время богослужения. 8) П., епископ неокесарийский. При Лицинии ему выжгли на руках клейма и сослали на Евфрат. При Константине Великом он был возвращен и присутствовал на I Вселенском соборе. 9) П. Фивейский (умер в 341 г.). Во время гонений Деция спасся бегством в Фиваиду, где прожил 91 год при ручье и пальме, плодами которой питался, а листьями одевался. Он считается первым по времени христианским монахом. 10) П., врач коринфский (VII век); был обвинен в прелюбодеянии, но чудесным образом оправдан самим младенцем, которого считали плодом его греха. 11) П. Латрский (умер в 956 г.), сначала был пастухом, потом игуменом Латрского монастыря; затем удалился в полное уединение и предался самому строгому аскетизму. 12) П. Новый, четвертый этого имени константинопольский патриарх (умер в 784 г.), благочестивый, но слабый, после 5 лет управления сложил с себя патриаршество, не находя в себе сил бороться с иконоборчеством. 13) П. Комельский (1317 - 1429), ученик преподобного Сергия Радонежского ; несколько лет жил в лесу, в дупле липы, потом основал монастырь на р. Нурме, для которого составил устав. Н. Б-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Павел (митрополит сарский, подонский и козельский)

Павел - митрополит сарский, подонский и козельский. В митрополиты хиротониссан в 1664 году из архимандритов Чудова монастыря, где игуменствовал с 1659 года; во время служения в митрополичьем сане три раза был местоблюстителем патриаршего престола; принимал участие в соборе 1666 - 67 года, осудившем Никона ; в 1667 году за несогласие подписать соборные статьи, в которых говорилось о некотором подчинении патриарха царю, был временно лишен права совершать богослужение и отрешен от местоблюстительства патриаршего престола. Умер в 1675 году. Человек образованный, любивший науку и просвещение, П. представлял собой центр, около которого группировались лучшие ученые люди того времени. Научная деятельность П. сказалась в надзоре за порученным Епифанию Славинецкому и другим лицам исправлением славянского перевода Библии на основании греческого текста; ученое общество переводчиков было помещено П. в его Крутицком подворье, в знаменитом по богатейшей библиотеке и прекрасным голландским садом; работа переводчиков за смертью главных деятелей - П. и Славинецкого - оборвалась на переводе Нового Завета. Другая работа П., тоже редакционного характера, касается церковного пения; это ""Извещение о согласнейших пометах вкратце изложенных со изящным намерением, требующим учитися пению""; при составлении ""Извещения"" работало шесть мастеров, среди которых главным был Александр Мезенец . В свое время П. пользовался известностью как проповедник и оратор; можно, впрочем, думать, что автором речей П. следует считать не его самого, а близкого его друга Симеона Полоцкого ; так, по крайней мере, свидетельствуют отметки Симеона на хранящихся в московской Синодальной библиотеке подлинниках этих речей; тоже надо сказать и о русских переводах речей восточных патриархов, которые П. произносил вслед за патриархами. См. Н.А. Соловьев ""Сарайская и Крутицкая епархии"" (""Чтения Московского Общества Истории и Древностей"" 1891, 3, 84 - 91).

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАВЕЛ
1. в раннехрист. традиции один из апостолов. Ортодоксальные теологи ему приписывают 14 посланий, вошедших в Новый завет. В действительности эти послания были составлены не в 1 в. (когда жил, по церк. преданию, П.), а на протяжении следующих ста лет (вплоть до сер. 2 в.) и не одним, а неск. лицами. О деятельности П. подробно рассказано в "Деяниях апостолов". Он изображается первоначально гонителем христиан, после "откровения" - крестившимся (при этом изменил прежнее имя Савл на П.). С именем П. связывается то течение в раннем христианстве (называемое паулинизмом), к-рое стремилось к радикальному разрыву с иудаизмом и к превращению христианства в универсальную религию (это течение победило в христианстве к нач. 3 в.). 2. (Pavel), Елена (1915 - 1.VIII.1943) - деятельница рум. рабочего движения. Род. в семье учителя. В 1934 поступила на мед. ф-т Ясского ун-та, где вступила в Союз коммунистич. молодежи. В 1936-38 - в тюрьме. В 1938 вступила в компартию Румынии и по заданию ее руководства работала в орг-ции "Красная помощь" в Бухаресте, в 1939-41 - в Галаце, а с 1941 занималась организацией актов саботажа на предприятиях в Бухаресте. В сент. 1942 арестована и после 13-дневных тщетных допросов с пытками приговорена к 25 годам каторжных работ. Погибла в тюрьме Плоешти во время налета амер. авиации.

Лит.: Luptatori pentru pace, socialism si fericirea popurului, v. 1, Buc., 1955. 3. Юлий (Julius Paulus) - рим. юрист кон. 2 - нач. 3 вв. Современник Папиниана и Ульпиана. Чл. императорского совета при Септимии Севере и Каракалле, префект претория при Александре Севере. Автор большого числа юридич. соч. (80 кн. о преторском праве, ок. 16 о гражд. праве и др.), эксцерпты (краткие извлечения) из к-рых составляют приблизительно 1/6 текста Дигест Юстиниана (см. Corpus juris civilis). Принадлежность П. соч. "Сентенции" в 5 кн. (краткое изложение юридич. правил) в настоящее время, однако, оспаривается.

Лит.: Перетерский И. С, Дигесты Юстиниана, М., 1956; Levy E., Pauli sententiae, N. Y., 1945.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Павел

архим. Спасо-Евфимиевск. монаст. в Суздале Владимир. губ., † 22 марта 1717, дух. писатель.


{Венгеров}





Павел


архим. Чудовск. монаст., авт. речей, напечат. в "Древнерусской вивлиофике" 1774—1788-х гг.


{Венгеров}





Павел


архим, редак. духовно-литератур. отд. "Вятск. епарх. вед.", 1864, авт. ст. "О православии между латышами и эстами в Прибалтийских губерниях".


{Венгеров}





Павел


архим., авт. кн. "Корейцы-христиане" (2-е изд., М., 1905).


{Венгеров}





Павел


архим противораскольн. писат. 1900-х гг.


{Венгеров}





Павел


архим., авт. брош. "Русск. народн. дело на христианском востоке, его современные нужды и потребности", Симферополь, 1911.


{Венгеров}





Павел


еп. Коломенский, потом низложенный, противник реформы патриарха Никона, уч. собора 1854, расколоучитель, † 1056 в Полюстровском монаст. Петрозаводского уезда.


{Венгеров}





Павел


еп. Вологодский и Белозерский, р. на Волге, † 5 ноября 1725.


{Венгеров}





Павел


еп. Чигиринский, сотрудн. "Трудов Киевск. духовн. академии", † 18 окт. 1911.


{Венгеров}





Павел


еп., авт. брош. "О последней пасхальной вечере Иисуса Христа с учениками", Казань, 1906.


{Венгеров}





Павел


игумен Перервинск. Никольск. монаст., Угрешинск. Николаевского и Иркутск. Вознесенск. монаст., † 31 мая 1819, дух. пис.


{Венгеров}





Павел


иеромонах, описат. древностей Козловского, Троицкого монастыря, сотрудн. "Тамб. епарх. вед.", 1864.


{Венгеров}





Павел


иеромонах Заиконоспасск. монаст., авт. слов "Об источниках развращения" ("Вестн. Европы", 1822).


{Венгеров}





Павел


иеромонах, современ. деятель по борьбе с алкоголем.


{Венгеров}





Павел


первый митрополит Нижегород. и Алтырск. 1687—1697, р. в Курмыше Нижегород. епарх.


{Венгеров}





Павел


преп. Обнорский или Камельский, подвижник и отшельник, авт. Грамоты, р. 1317 в Москве, † 10 янв. 1429 на р. Обноре, Вологодской губ.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ПАВЕЛ
святой апостол, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Kак уроженец этого города, происходивший от иудеев, вышедших из рабства у римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел получил свое первое образование и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно проглядывают следы знакомства с языческими писателями. Последующее образование он получил в Иерусалиме, в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила, который считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим и любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом.
Молодой Савл проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Он стал свидетелем смерти первомученика Стефана, а затем получил власть от синедриона официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске.
Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Kто Ты?» – Господь ответил: «Я Иисус, Kоторого ты гонишь». Господь повелел Савлу идти в Дамаск, где ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Приведенный в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. После крещения Савл прозрел. С этого времени он стал ревностным проповедником прежде гонимого учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим, где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения на него эллинистов он отправился в свой родной г. Тарс. Отсюда около 43 г. он был вызван Варнавой в Антиохию для проповеди, и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда принес помощь нуждающимся.
Вскоре после возвращения из Иерусалима – по повелению Духа Святого – Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 гг. Апостолы прошли весь остров Kипр, и с этого времени Савл, который обратил к вере проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны христианские общины в малоазийских городах: Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии. В 51 г. св. Павел принял участие в Апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из язычников соблюдать обряды Моисеева закона.
Вернувшись в Антиохию, апостол Павел в сопровождении Силы предпринял второе апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре св. Павел приобрел любимого своего ученика Тимофея, а от Троады продолжал путешествие с присоединившимся к ним евангелистом Лукой. Из Македонии св. Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и Kоринфе, задержавшись в последнем на полтора года. Отсюда он отправил два Послания к Солунянам. Второе путешествие длилось с 51 по 54 гг. Потом св. Павел отправился в Иерусалим, посетив по пути Ефес и Kесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию.
После недолгого пребывания в Антиохии апостол Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив сначала, по обычаю своему, ранее основанные малоазийские церкви, а затем остановился в Ефесе, где в течение двух лет ежедневно проповедовал в училище Тиранна. Отсюда он написал свое Послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое Послание к Kоринфянам (по поводу возникших там беспорядков и в ответ на письмо коринфян к нему). Народное восстание, поднятое серебряных дел мастером Димитрием против Павла, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в Македонию, а затем в Иерусалим. В Иерусалиме из-за возникшего против него народного мятежа апостол Павел был взят под стражу римскими властями и оказался в заточении, сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 г., а два года спустя апостол Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты, апостол только летом 62 г. достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Из Рима апостол Павел написал свои послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Kолоссянам, к Ефесянам и к Филимону, жителю Kолосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 г. и отправлены с Тихиком. Из Рима же было написано и послание к палестинским евреям.
Дальнейшая судьба апостола Павла в точности не известна. Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 г. Но есть основания предполагать, что после двухлетнего заключения и защиты своего дела перед сенатом и императором апостол Павел был освобожден и отправился в путешествие на Восток. Указания на это можно найти в его «пастырских посланиях» – к Тимофею и Титу. Пробыв долгое время на острове Kрит, он оставил там своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам, что свидетельствует о рукоположении им Тита в епископы Kритской Церкви. Позже в своем Послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого же послания видно, что он предполагал провести ту зиму в Никополе, близ родного Тарса. Весной 65 г. он посетил остальные малоазийские церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола в Иерусалиме, повлекшее за собой его первое заключение.
Проходил ли апостол Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что пресвитеры ефесские уже не увидят его лица, но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для Ефеса. Далее апостол прошел через Троаду и достиг Македонии. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и написал свое первое послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Kоринфе и встретившись на пути с апостолом Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматию и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а сам уже в 66 г. отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании. После возвращения в Рим он был снова заключен в темницу, в которой и находился до смерти.
Есть предание, что после возвращения в Рим он проповедовал даже при дворе императора Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду, и хотя милостью Божией избавлен был, по собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке, однако был заключен в темницу. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко от Рима в 67 г., в 12-й год царствования Нерона.
Апостол Павел написал 14 посланий, представляющих собой первую систематизацию христианского учения. Эти послания, благодаря широкому образованию и проницательности автора, отличаются большой самобытностью. Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день – 29 июня (12 июля).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Павел
избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян. 7:58; 8:1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян. 22:3), от еврейских родителей (Фил. 3:5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян. 12:12; Кол. 4:11) и пр. Отец его был фарисей (Деян. 23: 1) и имел права римского гражданина (Деян. 22:28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (22:3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Фил. 3:5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу — деланию палаток (Деян. 18:3; 20:34; 2 Фес. 3: 8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать». Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян. 6: 13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян. 8:3; 22:4; 26: 10; 1 Кор. 15:9; Гал. 1:23; 1 Тим. 1: 13). Из Деян. 26:10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян. 9:1 и дал.; 22:3 и дал.; 26:12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Фил. 1:21; 3:5 и дал.). В качестве апостола язычников (Рим. 11:13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников. Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим. 9:2, 3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал. 4:19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря. О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян. (главы 13-28), написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1 Кор. 15:32; 2 Кор. 11:23 и дал.; Гал. 1:17 и дал. После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал. 1:17 и дал.; Деян. 9: 23 и дал.) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян. 9:30; Гал. 1:21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян. 11:25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян. 11:29,30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян. 13-14), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян. 13:3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл». Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме Деян. 15) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян. 15:35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян. 15:40 и главы 16,17,18), — около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (16:1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (16:9 и дал.), принеся т.о. слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1/2 года (18:1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (18:18 и дал.) — около 54 г. по Р.Хр. Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр. (Деян. 18:23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян. 19.8 и дал.; 20:31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян. 20:1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян. 20:3-21:17). В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян. 21:20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян. 21:30 и дал.).
Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян. 22:23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян. 23: 12 и дал.), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян. 24), около 58 г. по Р.Хр.Он пробыл в заключении 2 года, 58-60 (Деян. 24:27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян. 25:6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян. 25:11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян. 25:13 и дал.), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, — около 60 г. по Р.Хр.
Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян. 27), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г прибыл в Рим (Деян. 28:11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61-63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений. Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим. 15:24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1 Кор. 3:14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла. Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1 Тим. 1:3; 2 Тим. 4:13,20), на Крит (Тит. 1:5), в Никополь (Тит. 3:12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим». Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2 Тим. 4: 6 и дал., (это послание написано из темницы, 2:9) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полуеврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе. Если это и так, то все же трудна определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг. О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян. 23:16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1 Кор.7:7 и 9:5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Фил. 4:3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием. Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2 Кор. 10:10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян. 14:12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток который по временам его мучил. В Гал. 4:13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2 Кор. 12:7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян. 13:9 и 23:1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс, устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян. 23:5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лук. 4:20: 22:56; Деян. 11:6 и пр. Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских послании» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение. О, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян. 17:28; 1 Кор. 15:33; Тит. 1:12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2 Кор. 11:28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1 Кор. 7; Еф. 5; 6; Кол. 3;4); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1 Кор. 13); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1 Тим. 5:23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Фил. 12). Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.). Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56-58 годами). После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппийцам (62 или 61-63 гг.). Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола. В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян. 9:27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал. 1:18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшиеся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1 Кор. 15:8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал. 1:1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (2:6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян. 15:4; Гал. 2: 2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал. 2:7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян. 15:5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян. 15:22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал.2:11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2 Пет. 3:15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и не утвержденные к собственной своей, погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868