одно из наиболее значительных по размаху еретических учений в христианстве в VII-IX вв. Зародилось в Армении, получило широкое распространение в Малой Азии.
Павликианство
Павликианство
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Павликианство
(от имени апостола Павла) – еретическое движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Вероучение дуалистично: мир разделен на враждебные царства – духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). Павликианство отрицало христианскую церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказывались от крещения, причастия, постов. См. Христианство.
ПАВЛИКИАНСТВО
крупнейшее еретическое движение в Византии, участники которого – павликиане – ссылались на послания апостола Павла, отразившего мировоззрение общинного крестьянства («Не трудящийся да не ест!»). Основные сведения о павликианах содержатся в хронике Георгия Амартола, в «Повествовании о павликианах» патриарха Фотия и в «Полезной истории» Петра Сицилийца, возглавившего византийское посольство в павликианскую столицу Тефрику (869 – 970 или 871). Согласно Петру Сицилийцу, основоположником секты был последователь Мани Константин, назвавший себя Сильваном, именем ученика апостола Павла. Проповедниками учения и организаторами религиозных общин являлись синекдемы – «спутники» (из посланий апостола Павла). Окончательное оформление павликианства было связано с деятельностью Сергия – Тихика (801 – 835 гг., Тихик – имя ученика апостола Павла), реорганизовавшего движение, создавшего ряд общин на демократических началах и привлекшего в секту священников. Идеология павликиан сложилась под воздействием манихейства – религиозного учения, синтезировавшего вавилонские, зороастрийские, христианские и буддийские мифы и ритуалы. Павликиане считали миром божьим только духовный мир; все материальное они объявили творением дьявола (Сатаны). Не отвергая догмата Троицы, павликиане рассматривали БогаОтца, воплощающего абсолютное благо, как творца небес, ангелов и духовного мира. Иисус Христос являлся для них только космическим божеством, не имеющим телесной оболочки. Поэтому павликиане отвергали почитание Богородицы (не могла родить богочеловека) и креста как орудия пытки, культ святых, икон, таинства крещения и причащения, церковную обрядность как воплощение земного, следовательно, сатанинского. Они признавали священными только новозаветные книги и послания Павла. С VII в. павликианство распространилось на юге Фракии, в Армении, в Малой Азии и в самом Константинополе. При Юстиниане II (705 – 511) началось преследование павликиан, призывавших к пассивному сопротивлению правителям и духовенству. Императорыиконоборцы Лев III и Константин V видели в павликианах своих союзников в борьбе против почитателей икон. При Михаиле I (811 – 113) и Льве V (813 – 320) возобновились гонения на павликиан, убивших митрополита и бежавших в пограничную Мелитину. На берегу Евфрата еретики образовали свой центр и, пользуясь покровительством арабов, стали распространять учение на территории Малой Азии. Преемник Сергия Карвей основал в Западной Армении город Тефрику («город Карвея», ок. 843 г.) и укрепил боевой дух своих соратников. Вместе с арабами павликиане нападали на византийские земли. С восстановлением иконопочитания в 843 г. усилилось преследование павликиан. В 856 г. византийские войска выступили против еретиков и разрушили их поселения. В 860 г. Карвей вторгся в Византию, но в одном из боев он погиб (863 г.). При его преемнике Хрисохире был взят Эфес. После разгрома византийской армии в 868 г. Хрисохир потребовал от византийского правительства отказаться от Малой Азии. Второй поход против павликиан оказался более успешным: зять Василия I овладел Тефрикой и разгромил лагерь павликиан в Вафирике. Хрисохир был схвачен, ему отрубили голову. Его смерть знаменовала разгром павликианского движения. Принципы павликианства были использованы богомилами.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012