Павликианство

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Павликианство
одно из наиболее значительных по размаху еретических учений в христианстве в VII-IX вв. Зародилось в Армении, получило широкое распространение в Малой Азии.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Павликианство
(от имени апостола Павла) – еретическое движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Вероучение дуалистично: мир разделен на враждебные царства – духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). Павликианство отрицало христианскую церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказывались от крещения, причастия, постов. См. Христианство.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ПАВЛИКИАНСТВО
крупнейшее еретическое движение в Византии, участники которого – павликиане – ссылались на послания апостола Павла, отразившего мировоззрение общинного крестьянства («Не трудящийся да не ест!»). Основные сведения о павликианах содержатся в хронике Георгия Амартола, в «Повествовании о павликианах» патриарха Фотия и в «Полезной истории» Петра Сицилийца, возглавившего византийское посольство в павликианскую столицу Тефрику (869 – 970 или 871). Согласно Петру Сицилийцу, основоположником секты был последователь Мани Константин, назвавший себя Сильваном, именем ученика апостола Павла. Проповедниками учения и организаторами религиозных общин являлись синекдемы – «спутники» (из посланий апостола Павла). Окончательное оформление павликианства было связано с деятельностью Сергия – Тихика (801 – 835 гг., Тихик – имя ученика апостола Павла), реорганизовавшего движение, создавшего ряд общин на демократических началах и привлекшего в секту священников. Идеология павликиан сложилась под воздействием манихейства – религиозного учения, синтезировавшего вавилонские, зороастрийские, христианские и буддийские мифы и ритуалы. Павликиане считали миром божьим только духовный мир; все материальное они объявили творением дьявола (Сатаны). Не отвергая догмата Троицы, павликиане рассматривали БогаОтца, воплощающего абсолютное благо, как творца небес, ангелов и духовного мира. Иисус Христос являлся для них только космическим божеством, не имеющим телесной оболочки. Поэтому павликиане отвергали почитание Богородицы (не могла родить богочеловека) и креста как орудия пытки, культ святых, икон, таинства крещения и причащения, церковную обрядность как воплощение земного, следовательно, сатанинского. Они признавали священными только новозаветные книги и послания Павла. С VII в. павликианство распространилось на юге Фракии, в Армении, в Малой Азии и в самом Константинополе. При Юстиниане II (705 – 511) началось преследование павликиан, призывавших к пассивному сопротивлению правителям и духовенству. Императорыиконоборцы Лев III и Константин V видели в павликианах своих союзников в борьбе против почитателей икон. При Михаиле I (811 – 113) и Льве V (813 – 320) возобновились гонения на павликиан, убивших митрополита и бежавших в пограничную Мелитину. На берегу Евфрата еретики образовали свой центр и, пользуясь покровительством арабов, стали распространять учение на территории Малой Азии. Преемник Сергия Карвей основал в Западной Армении город Тефрику («город Карвея», ок. 843 г.) и укрепил боевой дух своих соратников. Вместе с арабами павликиане нападали на византийские земли. С восстановлением иконопочитания в 843 г. усилилось преследование павликиан. В 856 г. византийские войска выступили против еретиков и разрушили их поселения. В 860 г. Карвей вторгся в Византию, но в одном из боев он погиб (863 г.). При его преемнике Хрисохире был взят Эфес. После разгрома византийской армии в 868 г. Хрисохир потребовал от византийского правительства отказаться от Малой Азии. Второй поход против павликиан оказался более успешным: зять Василия I овладел Тефрикой и разгромил лагерь павликиан в Вафирике. Хрисохир был схвачен, ему отрубили голову. Его смерть знаменовала разгром павликианского движения. Принципы павликианства были использованы богомилами.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012