Павловская Эмилия Карловна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Павловская Эмилия Карловна

Павловская (Эмилия Карловна) - известная певица, родилась в 1857 году. Музыкальное образование получила в Петербургской консерватории у Эверарди. Дебютировала в итальянской труппе на острове Мальте с большим успехом. В конце семидесятых годов была в Киеве любимицей публики. Позднее с успехом пела в Москве и Петербурге. В конце 80-х оставила Мариинский театр и переселилась в Москву, где ее муж, оперный певец, получил место помощника режиссера при опере. В исполнении П. было много творчества и артистического вдохновения. Репертуар П. был чрезвычайно обширен. Н. С.

Источник: Биографический словарь. 2008

Павловская, Эмилия Карловна

— известная певица, род. в 1857 г. Музыкальное образование получила в петербургской консерватории у Эверарди. Дебютировала в итальянской труппе на острове Мальте с большим успехом. В конце семидесятых годов была в Киеве любимицей публики. Позднее с успехом пела в Москве и Петербурге. В конце 80-х оставила Мариинский театр и переселилась в Москву, где ее муж, оперный певец, получил место помощника режиссера при опере. В исполнении П. было много творчества и артистического вдохновения. Репертуар П. был чрезвычайно обширен.


Н. С.


{Брокгауз}





Павловская, Эмилия Карловна


— оперная певица, род. 1857. Музыкальное образование получила в СПб. консерватории по классу пения Эверарди. В конце 70-х годов пела успешно в киевской частной опере. В 1882—89 служила в Императорской опере в Москве и СПб. (лирико-драматическое сопрано). Потеряв голос, переселилась в Москву.


{Риман}





Павловская, Эмилия Карловна


(Павловская — по мужу; урожд. Бергман) [28.7(9.8).1853 (в нек-рых источ. 1857), Петербург — 23.3.1935, Москва] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. арт. РСФСР (1934). Герой Труда. Жена С. Павловского. В 1867 (в нек-рых источ. 1866) по рекомендации А. Рубинштейна поступила в Петерб. конс. (кл. ф-п. Г. Кросса, с 15 лет — кл. пения К. Эверарди). Выступала в качестве пианистки в ученических концертах, а также работала концертмейстером в кл. К. Эверарди. В 1873 по окончании конс. уехала совершенствоваться в вокальном искусстве в Милан и в дек. того же года дебютировала (вместе с мужем) в "Бал-маскараде" (г. Кремо, близ Милана). В 1874 выступала в Равенне, Турине, а затем в труппе итал. оперы в Ла-Валетте (о-в Мальта), где пела до 1876. В 1876—79 солистка Киев. оперы (антр. И. Сетова), в 1880— 83 выступала в Одессе и Харькове (антр. П. Медведева), Тифлисе (1882—83, антр. И. Питоева). В 1883—85 и 1888—89 солистка моск. Большого т-ра, в 1885—88 — петерб. Мариинского т-ра. В 1888 гастролировала "в Харькове (антр. С. Мамонтова), в 1892 — в Киеве. В 1921 выступала в моск. Опере С. Зимина. Обладала гибким, сильным (с горловым оттенком) голосом "жидковатого" тембра и широкого диапазона, в совершенстве владела колор. техникой. Исп. отличалось высокой культурой пения и исключительной выразительностью. Репертуар включал 53 роли (колор., драм. и меццо-сопрановые партии).


1-я исп. партии: Ядвиги ("Илья Муромец, или Русские богатыри"), Марии ("Мазепа" П. Чайковского), Корделии ("Корделия"; 1-я ред.), Тамары ("Тамара"), Адели ("Гарольд"), Кумы Настасьи ("Чародейка"); в Мариинском т-ре — Татьяны ("Евгений Онегин"); на рус. сцене — Дездемоны ("Отелло" Дж. Верди), Манон ("Манон", присутствовавшему на премьере Ж. Массне, понравилось исп. певицы), Маргариты ("Мефистофель"). Лучшие партии: Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Татьяна (одна из лучших исп. этой партии в России), Маргарита ("Фауст"), Манон, Аида, Валентина, Виолетта, Кармен (чередовалась с М. Славиной). В критике отмечалось исп. певицей партии Виолетты: "Эту роль она играла как первоклассная драматическая артистка, равной которой в опере я не видел за всю свою долгую театральную деятельность" (В. Шкафер)*. Об исп. партии Кармен писали: "Игра Павловской была очень нервная, тонкая и отделанная, концепция роли очень обдуманная и талантливая; видно было, что много читано и изучено, внесено много оригинального и своеобразного". (СПб. ведомости, 1885. № 280).


Др. партии: Надежда ("Аскольдова могила"), Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Лиза ("Пиковая дама"); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Норина, Амина, Амелия, Джоконда, Елена ("Мефистофель"), Брунгильда ("Гибель богов"). Партнеры: Б. Корсов, И. Мельников, И. Прянишников, Ф. Стравинский, Д. Усатов, Н. Фигнер. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Направника, А. Рубинштейна, П. Чайковского.


П. была дружна с Чайковским (познакомилась с ним зимой 1883). Композитор считался с мнением арт. (нек-рые изменения в оперные партии внесены им по совету П.). Сохранившаяся между ними переписка отражает их творческое содружество, особенно в период создания "Чародейки" (Чайковский писал роль Кумы в расчете на вокальные и сцен. возможности П., однако, по его мнению, эта партия певице не удалась). Талант арт. высоко ценил Ж. Массне, по приглашению к-рого в апр. 1884 она уехала в Париж, где проходила с ним партию Саломеи для намеченной постановки "Иродиады" в Брюсселе, однако из-за болезни мужа была вынуждена вернуться в Россию.


Выступала в концертах в Петербурге, Москве, Киеве (1876, 1878), гастролировала по России в 1883 (с пианисткой М. Михайловской) и в 1889 (с композитором Г. Коргановым). С особым успехом исп. романсы Чайковского (современники отмечали эмоциональную точность их интерпретации). Композитор посвятил певице романс "Не спрашивай" (1884; ор. 57 № 3). Камерный репертуар включал также произв. др. рус. композиторов (в т. ч. М. Глинки), романсы Ж. Бизе.


П. была в дружеских отношениях с актерами Т. Сальвини, С. Бернар, худож. И. Айвазовским. Большое впечатление ее пение произвело на А. Чехова, с к-рым певица познакомилась в 1888.


Оставив сцену в 1892, занялась пед. деят-стью. С 1895 вела оперный кл. для молодых артистов в моск. Большом т-ре. Ученики: Е. Азерская, К. Антарова, Л. Балановская, Н. Ван-дер-Вейде, Н. Ермоленко-Южина, Е. Збруева, Е. Муравьева, А. Нежданова, Н. Папаян, Н. Салина, А. В. Свешников, Д. Смирнов, Л. Собинов, Е. Степанова, X. Толкачев, С. Трезвинский, М. Турчанинова, Е. Хренникова, М. Цыбушенко, В. Эйген. В 1925 организовала Оперный коллектив.


Соч.: Из моих встреч с П. И. Чайковским // Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 172—175; Автобиография (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, № 205.


Лит.: Коpганов Г. Э. К. Павловская // Баян. 1888. № 7; Погожев В. П. Воспоминания о П. И. Чайковском // Чайковский: Воспоминания и письма. — Пг., 1924; Жегин Н. П. И. Чайковский и Э. Павловская // Сов. музыка. 1934. № 8; Рукавишников Н. Памяти большой артистки // Сов. артист. 1936. № 14; Шкафеp В. П.* Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С. 99— 101; П. И. Чайковский и Э. К. Павловская. (Письма) // Чайковский на московской сцене: Первые постановки в годы его жизни. — М.; Л., 1940; Балабанович Е. 3. Чехов и Чайковский. — М., 1970. С. 77—79; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 231—235, 290—292; Лемешев С. Путь к искусству. — М., 1974. С. 167—170, 360; Коpабельникова Л. Э. К. Павловская // Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1978. — М., 1977. С. 124—125.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008