[28.1(9.2). 1884 {в нек-рых источ. 23.2(6.3). 1888}, г. Пишборт, Польша — 10.4.1947, Ленинград] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и оперетты. Засл. деятель искусств РСФСР (1939). Пению обучалась в Милане у А. Берга, В 1910 — 15 — в Петерб. конс. (кл. С. Гладкой), по окончании к-рой дебютировала в оперной труппе А. Шереметева. В 1918—24 выступала в опере и оперетте в Севастополе, Харькове, Ростове-н/Д, Москве ("Свободная опера С. Зимина" 1922—24). В 1924— 46 солистка ГАТОБа (с 1935 — Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). Неоднократно гастролировала в Моск. Большом т-ре (1925, 1929), Моск. т-ре оперетты и Свердлов. т-ре оперы и балета (1929—30). Обладала сильным голосом, в к-ром мягкость сочеталась с "металлическим" оттенком, легко справлялась с напряженной тесситурой. Исп. отличалось тщательной отделкой, яркой актер. игрой.
1-я исп. партий: Греты ("Дальний звон"), Джангыз ("Черный яр"); в СССР — Моны Фиордализы ("Мона Лиза"), Саломеи ("Саломея"); Фата Морганы ("Любовь к трем апельсинам"), Мари ("Воццек"); в моск. Большом т-ре — Саломеи ("Саломея"). Лучшие партии: Купава, Саломея (с равным мастерством передавала вокальную и танцевальную сторону роли). Др. партии: Ярославна ("Князь Игорь"), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Лиза ("Пиковая дама"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского); Аида, Тоска, Микаэла, Ортруда, Брунгильда ("Валькирия"). Партнеры: М. Бочаров, Г. Боссе, Н. Вельтер, Р. Горская, И. Ершов, М. Куржиямский, М. Максакова, Е. Ольховский, О. Тарковская. Пела п/у А. Гаука, В. Дранишникова, высоко ценившего искусство певицы, В. Сука.
Записывалась на грампластинки.
Лит.: Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 247; Левик С. Ю. Четверть века в опере. — М., 1970. С. 350—351; Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 32, 33.