[21.8(2. 9).1846, Москва — 17(30).1.1915, там же] — арт. оперы (лирич. баритон), режиссер и педагог. Муж Э. Павловской. В 1869 перешел со 2-го курса математич. ф-та Петерб. ун-та в Петерб. конс., где обучался пению в кл. К. Эверарди. По окончании конс. в 1873 уехал с женой в Италию, где с большим успехом три года пел в г. Кремо, Равенне и Турине, затем на о-ве Мальта. С 1876 выступал в Киев. опере (антр. И. Сетова, до-1879), Харькове (1879—80), Тифлисе (1882—83). В 1883—85 и 1888—96 солист моск. Большого т-ра, в 1885— 88 — петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Фигаро — "Севильский цирюльник" Дж. Россини). Обладал небольшим голосом красивого тембра.
1-й исп. партий: Соловья-разбойника ("Илья Муромец, или Русские богатыри"), Графа Моркара ("Гарольд"), Шете ("Тамара"), Кудьмы ("Чародейка"); в Харькове — Еремки ("Вражья сила"); на рус. сцене — Данкайро ("Кармен"), Гильо де Морфонтеня ("Манон"). Др. партии: Вышата, Иоганн ("Оле из Нордланда"); Мефистофель и Валентин ("Фауст"), Сульпицио, Риголетто, Амонасро. Партнеры: П. Борисов, И. Мельников, Э. Павловская, М. Славина, Ф. Стравинский. Пел п/у И. Альтани, К. Кучеры, Э. Направника, П. Чайковского.
С 1889 режиссер Большрго т-ра, на сцене к-рого поставил оперы ("Жизнь за царя" М. Глинки), "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Снегурочка", "Волшебная флейта", "Паяцы", "Гугеноты", "Трубадур", "Отелло" Дж. Верди, "Лоэнгрин", "Зигфрид". В 1906—08 режиссер моск. Введенского Нар. дома. В 1896—1905 учитель сцены Большого т-ра.
Автор многих либретто и переводов.
Записные книжки П. — в ГЦТМ, ф. 201.
Лит.: "Севильский цирюльник" в Мариинской опере // Новое время. 1885. 14 янв.; С. Е. Павловский. (Некролог) // Театр. газета. 1915. № 2; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.; М., 1941. С. 106—107; H. H. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С. 141 — 142.