, Огюстен (Pajou, Augustin) 1730, Париж — 1809, Париж. Французский скульптор. Учился у Ж. Б. Лемуана, выиграв конкурс на Римскую премию, уезжает в Италию. Здесь он работает и учится в течение 12 лет, копирует произведения классического искусства, выполняет частные заказы. По возвращении в Париж был в 1759 причислен к Академии и в том же году выставляется в Салоне. В 1760 становится членом Академии, в 1762 — помощником профессора, а в 1792 — ректором; кавалер ордена Почетного легиона. Пажу получил известность как автор монументальных работ, станковых произведений, портретов. В его творчестве проявляются черты классицизма, барокко, рококо. Скульптор принимал участие в скульптурном оформлении зала Оперы в Версале — Аполлон и гении искусства (1768—1770), церкви Сен-Луи в Версале; собора Дома инвалидов, Дворца правосудия, Пале-Рояль, Бурбонского дворца в Париже и др. Ясность в построении композиции, в распределении пластических масс, свойственные классицизму, органично сочетаются с изысканным изяществом и лиризмом рококо в надгробии принцессы Гессен-Гомбургской — фрейлины императрицы Елизаветы Петровны (1759, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Большую часть горельефа занимает фигура Минервы, образ которой исполнен светлой печали. В руках богини орденская лента Св. Екатерины. Принцесса получила орден из рук самой императрицы после переворота 1741. В нижней части надгробия — рельеф с изображением Елизаветы, идущей во главе Преображенского полка к Зимнему дворцу (представлено старое здание дворца, выстроенное до Растрелли). Принцесса сопровождала Елизавету в Москву и участвовала в церемонии коронации в 1742. XVIII в. — эпоха подлинного обоготворения красоты обнаженного женского тела, и Пажу создал ряд прекрасных статуй на эту тему (Покинутая Психея, 1785—1790, Париж, Лувр). Скульптор наделяет плоть особой одухотворенностью, преклонение перед памятниками античного искусства, свойственное классицизму, согрето у него живым человеческим чувством. Пажу — автор портретной галереи своих современников, здесь и статуи (Королева Мария Лещинская, 1769, Париж, Лувр; Бюффон, ок. 1776, Париж, Естественно-исторический музей; Паскаль, 1785, Париж, Институт Франции), и портретные бюсты (Ж. Б. Лемуан, 1758; Графиня Дюбарри, 1773; К. Э. Лабиль, 1784, все — Париж, Лувр; Портрет девушки, частное собрание; Архитектор Руссо, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Бюффон, 1773, Париж, Лувр).
Лит.: Золотов Ю. К. Французский портрет XVIII века. М., 1968; Stein H. Augustin Pajou. Paris; Sculpture. From the Fifteenth to the Eighteenth Century. Skirra, N. Y., 1987.
В. Стародубова