в др.-гр. хоровой мелике первонач. гимн, посвященный богу Аполлону, к-рый сам носил культовое прозвище П. Впосл. П. стали слагать в честь других богов (Диониса, Асклепия) и даже смертных.
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПЕАН
Пеан
ПЕАН
• Paean,
?????, ??????, ?????, «целитель»,
1. у Гомера это особое мифическое лицо — врач олимпийских богов. Ноm. Il. 5, 401. 899. Позднее это был эпитет различных освобождающих от страданий и дарующих исцеление богов, как-то: Аполлона (Soph. О. Т. 154), Асклепия (Verg. Aen. 7, 769), Диониса, а также избавляющего от земных страданий демона смерти (Eur. Hippol. 1373);
2. см. Lyrici, Лирики, 3.
?????, ??????, ?????, «целитель»,
1. у Гомера это особое мифическое лицо — врач олимпийских богов. Ноm. Il. 5, 401. 899. Позднее это был эпитет различных освобождающих от страданий и дарующих исцеление богов, как-то: Аполлона (Soph. О. Т. 154), Асклепия (Verg. Aen. 7, 769), Диониса, а также избавляющего от земных страданий демона смерти (Eur. Hippol. 1373);
2. см. Lyrici, Лирики, 3.
ПЕАН
песня еще в долит. период, исполн. в сопровождении кифары чаще муж., но иногда и жен. хором. Она пелась в кач-ве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного хар-ра. Назв. ее происходит от прозвища бога Аполлона Пеана («помощник в беде»), к-рого изнач. призывали в этом пении возгласами «иэ Пеан». Позже появились П., обращ. к др. богам и даже к людям. Сохран. П. Пиндара и эллинистич. поэтов, а также и фрагмент П. Вакхилида. Среди эпиграфич. примеров достойны упоминания гимны из Дельф: П. вместе с просодием и нотами.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Пеан
(греч.), песня еще в долитературный период, исполняемая в сопровождении кифары чаще мужским, но иногда и женским хором. Она пелась в качестве искупления, в битве, при праздновании победы, а также на праздниках частного характера. Назв. ее происходит от прозвища бога Аполлона Пеана («помощник в беде»), которого изначально призывали в этом пении возгласами «иэ Пеан». Позже появились П., обращ. к другим богам и даже к людям. Сохранились П. Пиндара и эллинистич. поэтов, а также и фрагмент П. Вакхилида. Среди эпиграфич. примеров достойны упоминания тимны из Дельф: П. вместе с нросодием и нотами.
Источник: Словарь античности. 1989