Печатный двор

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
название типографий в Москве и Санкт-Петербурге, в числе старейших в России.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Печатный двор
типография в XVI-XVII вв. Первый печатный двор на Руси был основан в Москве в конце 1550-х гг. В 1564-1565 гг. Иван Федоров и Петр Мстиславец напечатали книги "Апостол" и "Часослов". Впоследствии печатный двор был передан Синоду и переименован в Московскую синодальную типографию, которая существовала до 1917 г.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Печатный двор
первая в России типография, созданная в Москве И. Федоровым около 1553 г. и длительное время остававшаяся единственной. Из нее вышли первые русские печатные книги. К середине XVII в. Печатный двор превратился в крупное комплексное предприятие, на котором работали приказные, переводчики, правщики, наборщики, печатники, переплетчики и другие. При Печатном дворе имелась школа, готовившая специалистов для своих нужд, а также грамотных людей для государственной службы.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
в России XVI-XVII вв. название типографии. Первый Печатный двор в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митр. Макария. Заведение книгопечатания было вызвано стремлением русского правительства и церкви унифицировать тексты богослужебных книг и необходимостью в значительном количестве таких книг для распространения христианства среди населения Поволжья. Печатный двор находился на Никольской улице. Первыми русскими печатными книгами, выпущенными, по-видимому, на Печатном дворе, считаются: Триодь постная, 2 Евангелия, Псалтирь, еще одно Евангелие и Псалтирь, а также Триодь цветная (экземпляр не обнаружен). Все эти книги не имели выходных данных. В 1564 на Печатном дворе Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан "Апостол", имевший выходные данные, а в 1565 - "Часовник". После отъезда Федорова и Мстиславца в Белоруссию работу на Печатном дворе продолжили Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа, выпустившие в 1568 "Псалтирь". После 1568 работа на Печатном дворе замерла. Книгопечатание перешло в Александровскую слободу ("Псалтирь", 1577). В Москве печатание книг возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый Печатный двор (действовал с 1614). В 1645 и 1679 он был перестроен. К сер. XVII в. Печатный двор представлял собой ряд строений, в которых размещались приказная, где сидели приказные люди во главе с дьяком; правильня, в которой работали 4 справщика, подготавливая тексты для печати, книжные чтецы и писец. Печатали на 12 станах, стоявших в 3 комнатах по 4 стана в каждой. Стан обслуживали 2 наборщика, 1 разборщик, 4 тередорщика и 4 батырщика. С подсобными работниками и сторожами штат Печатного двора насчитывал 165 чел. В XVII в. здесь было издано более 500 различных книг, не считая отдельных грамот. Тираж книг был ок. 1200 экз.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПЕЧАТНЫЙ ДВОР
в России 16-17 вв. назв. типографии. Первый П. д. в России был основан в Москве ок. 1553 при поддержке Ивана IV и митрополита Макария. Заведение книгопечатания было вызвано стремлением рус. пр-ва и церкви унифицировать тексты богослужебных книг и необходимостью в значит. количестве таких книг для распространения христианства среди населения Поволжья. П. д. находился на Никольской ул. (ныне ул. 25 Октября). Рус. книгопечатание развивалось под известным влиянием итальянского и южнославянского (из итал. терминов образовались: штанба - от stampa, тередорщик - от tiratore, батырщик - от batitore и т. д.). Первыми рус. печатными книгами, выпущенными, по-видимому, на П. д., считаются: триодь постная, 2 евангелия, псалтырь, еще одно евангелие и псалтырь, а также триодь цветная (экземпляр не обнаружен). Все эти книги не имели выходных данных. В 1564 на П. д. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем был напечатан "Апостол", имевший выходные данные, а в 1565 - "Часовник". После отъезда Федорова и Мстиславца в Белоруссию работу на П. д. продолжили Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа, выпустившие в 1568 "Псалтырь". После 1568 работа на П. д. замерла. Книгопечатание перешло в Александровскую слободу ("Псалтырь", 1577). В Москве печатание книг на П. д. возобновилось в 1587. После пожара 1611 на том же месте был построен новый П. д. (действовал с 1614). В 1645 и 1679 П. д. был перестроен. К сер. 17 в. П. д. представлял собой ряд строений, в к-рых размещалась приказная, где сидели приказные люди во главе с дьяком; правильная, в к-рой работали 4 справщика, подготавливая тексты для печати, книжные чтецы и писец. Печатали на 12 станах, стоявших в 3 комнатах по 4 стана в каждой. Стан обслуживали 2 наборщика. 1 разборщик, 4 тередорщика и 4 батырщика. С подсобными работниками и сторожами штат П. д. насчитывал 165 чел. В 17 в. на П. д. было издано более 500 различных книг, не считая отд. грамот. Тираж книги был ок. 1200 экз. Светских книг издавалось мало. Из них следует отметить "Букварь" Василия Бурцова (1634), переводное "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" Иоганна Якоби фон Вальхаузена (1647), "Грамматику" Мелетия Смотрицкого (1648), "Уложение" (1649). В кон. 17 в. П. д. стал называться типографией. Во 2-й пол. 16-17 вв. П. д. (типографии) появляются во многих местах Белоруссии и Украины. В России, помимо Московского, существовали П. д. в Александровской слободе, Ниж. Новгороде, Новгороде, Иверском монастыре.

Лит.: У истоков рус. книгопечатания, М., 1959; Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве, М., 1964; Зернова А. С., Книги Кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв., М., 1958; Белокуров С., Моск. Печатный двор в 1649, "ЧОИДР", 1887, No 4.

В. А. Кучкин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Похожие термины:

  • МОСКОВСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ ДВОР

    первая русская типография. Основан ок. 1563 при поддержке царя Ивана IV и митрополита Макария. На М. п. д. работали Иван Федоров и П. Т. Мстиславец, после их отъезда - Андроник Невежа и др. В 17 в. здесь напе