ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛОМОНОСОВА

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЛОМОНОСОВА
Со времени возвращения из Германии Л. ставил перед собой две задачи: ―произыскание наук и ―обучение российского юношества. Он, усвоивший воззрения европейского Просвещения, полагал, что с помощью науки можно разрешить и социальные проблемы ―науки сами все дела человеческие приводят на верх совершенства, поэтому распространение знаний в русском народе считал основным путем к совершенствованию общества. Будучи еще адъюнктом, Л. ―сочинил ... ―Горную книгу и ―Риторикупервые свои учебные пособия, а также трудился в ―обучении назначенных ко мне студентов. Этой работе он посвящал много времени и в дальнейшем. Практически все написанные им книги были также учебными и служили распространению знаний так же, как и его лекции студентам и выступления на публичных заседаниях АН. С горечью наблюдал Л. неустройства в работе Академических университета и гимназии и насколько мог пытался поправить дело, а убедившись в незначительности результатов высказал И. И. Шувалову мысль о создании Московского университета. При университете были созданы две гимназии дворянская и разночинная и Л. создал проект их Регламента. Он и написанный тремя годами позже проект Регламента Академической гимназии дают возможность получить представление о педагогических взглядах Л. Оба Регламента начинаются с проблемы: кого обучать в этих гимназиях. Выходец из податного сословия Л., естественно, сочувствовал идее всесословного обучения, но провести ее в жизнь не мог, поэтому гимназии были разделены, и в разночинную не разрешалось принимать детей крепостных крестьян, за исключением тех случаев, когда помещик письменно обязывался отпустить такого ребенка на волю. Другое ограничение касалось детей иностранцев: Л. заботился о просвещении русского народа, поэтому предлагал ограничить прием ―иностранных двадцатью процентами (первая ―процентная норма в истории образования в России). Все обучающиеся в Гимназии делились на тех, кто содержался ―на жаловании и кто на собственном коште, причем для своекоштных процентная норма не действовала. На содержание московских гимназий была пожертвована сумма в 15 тысяч рублей. Л., действуя в соответствии с реалиями того времени, предложил часть этих денег использовать на покупку подмосковной деревни с тремястами душ крестьян, и на доходы с этой деревни кормить школьников.
В организации работы гимназии следующей была проблема как обучать? Л. видел ее решение в том, что обучение необходимо сочетать с воспитанием. За воспитание своекоштных отвечает семья, а для школьников, находящихся на жаловании (―в комплекте), оно определялось прежде всего тщательно разработанной регламентацией их поведения и постоянным контролем за выполнением всех предписаний. С этой целью каждому гимназисту при поступлении следовало дать книгу, ―в которой содержатся десять заповедей с присовокуплением церковных заповедей и академических узаконений (Л. разработал позднее эти ―узаконения и Академическая канцелярия направила их инспектору гимназии К. Ф. Модераху). Контроль за поведением должны осуществлять надзиратели и ―аудиторы наиболее благонравные и успевающие школьники, назначаемые из старших классов в младшие. Соблюдение всех правил и хорошая учеба поощрялись, а нарушения наказывались. Л. разработал целую систему поощрений и наказаний от похвального отзыва до публичного награждения книгами, ―математическими приборами или серебряными медалями в присутствии всей гимназии, от выговора до карцера и сечения розгами. Особенно тяжелыми Л. считал преступления против религии, за которые полагался карцер с последующим отчислением от гимназии и передачей провинившегося под соответствующий суд. Чтобы исключить вредное влияние на школьников их следовало весьма редко отпускать домой ―и в случае необходимости отпускать их с надзирателем. Учителя должны воспитывать школьников также и личным примером, а ректор и инспектор должны следить и за поведением надзирателей. Л. уделял большое внимание вопросам нравственного воспитания школьников. Самыми большими нравственными пороками, которые следует искоренять у учащихся, Л. считал ложь и лень. Он требовал от учащихся ―рачения к учению, уважения к учителю и своим товарищам, искоренения грубости, гордости и самохвальства, тихого и внимательного поведения в церкви, на молитве и за столом. Л. считал, что в Гимназии следует обучать последовательно в трех классах и трех ―школах российской, латинской и ―первых оснований в науках. Учащиеся занимаются в ―школах параллельно: например, верхний класс в среду в российской школе, в понедельник, вторник, четверг в латинской, а пятницу и субботу в школе первых оснований наук.
В этой школе изучаются арифметика, геометрия, география (на русском языке) и первые основания философии (на латинском языке). По условиям того времени невозможно было установить возраст поступающих в гимназию, поскольку желающих и имеющих соответствующую учебную подготовку было немного. Поэтому принимали детей от восьмилетнего возраста до шестнадцати и более лет. При этом переводили из нижнего класса в верхний два раза в год: после пасхи и перед летними вакациями после экзаменов, свидетельствующих о прочном усвоении всех пройденных наук. Если же хоть в одном из предметов школьник не успевал, то продолжал учиться в прежнем классе.
В связи с такой организацией гимназию оканчивали и совсем молодые люди, и достаточно взрослые, Л. предусмотрел и их дальнейшее применение на пользу отечества. По мнению некоторых исследователей именно Л. был создателем классно-урочной системы в России, но этот вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
В педагогике Л. можно отметить еще одну сторону: он продолжал разработку и совершенствование русской педагогической терминологии.
Лит.: Буторина Т. С. М. В. Ломоносов и педагогика. Архангельск. 1994.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012