Педагогика в Харькове
Педагогика в Харькове
Х-в был и остается городом, который традиционно отличается высоким уровнем образования и развития педагогической науки. Здесь размещается старейший в Украине университет и созданный на его базе педагогический институт (1811), около сотни вузов (университеты, академии, институты, техникумы, колледжи и др.). Город и край были местом работы и активной деятельности многих выдающихся педагогов страны, чей опыт получил всемирное признание. Уровень образования на Харьковщине значительно выше, чем в большинстве других регионов страны и Украины в целом. Формирование педагогического опыта и научной мысли в Х-ве является в определенном отношении типичным для государства в целом. Практически вся история города была временем формирования и развития учебных заведений и форм обучения разного типа. Приходские школы, возникавшие при храмах уже в течение первых десятилетий существования города, стали первыми центрами развивавшегося образования со своим опытом и традициями. Открытый в 1726 Харьк. коллегиум стал вторым в украинской части России учебным заведением (после Киево-Могилянской академии), где складывались первые педагогические традиции. Для него было характерно непрерывная трансформация и совершенствование образования (появление прибавочных классов). Появление первой крупной библиотеки в городе (1761); именно отсюда вышли первые опытные педагоги и организаторы образования. Странствующий философ Г.С. Сковорода в своем творчестве и проповедях формулировал одни из первых педагогических мыслей, представления о пользе и роли образования. Систематическое развитие П. как формы организации учебного процесса, научной педагогической деятельности и подготовки первых педагогов начинается с открытия университета, при котором вскоре был создан педагогический институт (1811), а затем институт благородных девиц (1812), дававший им звание домашних наставниц. Положения об организации педагогического образования были подготовлены уже первым ректором пединститута Х. Роммелем. Создание при университете библиотеки (нынешняя ЦНБ), кабинетов-музеев природоведческого и художественного профилей, театральная, музыкальная и др. формы деятельности были теми составными элементами высшего образования, на которых формировалась отечественная П. Составной частью учебного процесса в университете была постоянная научная деятельность его преподавателей, что лежит в основе и современного образования. Во второй половине ХІХ ст. в Х-ве продолжается процесс дифференциации начального и среднего образования, открывается несколько мужских и женских гимназий, училищ различного профиля. Появляются новые вузы - ветеринарный институт (1851, 1873), технологический (1885) и др. вузы, расширившие формы педагогической деятельности. Широкую известность получили художественная школа рисования и живописи М. Д. ИвановойРаевской (1869), трансформировавшаяся со временем в городское училище, а затем институт (ныне академия дизайна и искусств). С 1845 ведет свою историю нынешнее первое медицинское училище, с 1877 - нынешний текстильный техникум и т. д. Классическим примером еще одного направления образования и П. стала воскресная школа Х.Д. Алчевской (1862–1919). Важную роль в становлении Харьк. образования сыграли Общество распространения в народе грамотности (1869). К дореволюционному времени относится и педагогическая деятельность Б.Д. Гринченко, С.И. Миропольского и др. Начавшаяся с установлением советской власти в стране ускоренная ликвидация неграмотности сопровождалась разнообразными педагогическими новациями в Х-ве. Реформирование системы вузов, активная деятельность ликбезов, появление рабфаков (рабочих факультетов, или своеобразных курсов, осуществлявших ускоренную подготовку молодежи для поступления в институты), возрастание роли вечернего и заочного обучения и многие др. вопросы требовали новых педагогических решений. Х-в в течение 1926–1935 годов стал местом активной научно-воспитательной деятельности выдающегося педагога А.С. Макаренко. Уже к концу 1930-х в городе не только была ликвидирована неграмотность, но и работало 36 вузов. В столичном Х-ве издавалось большое количество газет и журналов педагогического профиля. Учитывая важность образования в деле формирования нового государства, активно реформировалась его педагогическая деятельность. В 1919 создаются высшие педагогические курсы им. Г.С. Сковороды. В 1921 создан институт народного образования (ХИНО), который включал факультеты социального воспитания, техникопедагогический и политико-просветительный. В 1933 создается государственный педагогический институт, получивший в 1993 статус университета. Он осуществляет издание своих трудов, курирует деятельность педагогических лицеев, ищет новые пути осуществления образования (казацкая П. и др.). При ХНПУ создан НИИ педагогики. В 1996 в Х-ве создан Восточный центр АПН.
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.