ПЕДЕРАСТИЯ
ПЕДЕРАСТИЯ
эротич.-сексуал. связь лиц муж. пола. Развитию П. способствов. условия воен. демократии. Иногда П. санкционировалась госуд. и приобретала организов. форму (Спарта). В остальных обл. Греции П. отчасти продолжала существовать как реликт аристократич. традиций. В Афинах занимавш. П. за деньги подвергались штрафу. Сохран. множество ваз 6 — 5 вв. до н.э., в т.ч. имеющих огромную худож. ценность, на к-рых изображены сцены любовной сделки. Явление П. нашло отражение в мифах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбл. (о любви Зевса к Ганимеду, Аполлона к Гиакинфу). Эти сюжеты использовались и в пластике (напр., группа «Зевс и Ганимед» из Олимпии, группа «Ганимед и орел»), с 6 в. до н.э. — в греч. любовной лирике (в жанре эпиграммы). Однако антич. традиция ценила и духовную сторону явления однополой любви, признавая роль любящего в воспитании и образовании любимого, полезность такой связи на войне (воины Леонида при Фермопилах; т.н. свящ. отряд в войске Эпаминонда) и в жизни госуд. («тираноубийцы» Аристогитон и Гармодий). В платоновском учении об эросе («Пир», «Федр») сексуал. сторона этого явления приобретает явно второстеп. значение. В Риме П. засвидет. с 3 в. до н.э.; здесь, правда, она существовала вне связи с этич. идеями.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Педерастия
эротическо-сексуальная связь лиц мужскою пола. Развитию П. способствовали условия военной демократии. Иногда П. санкционировалась государством и приобретала организованную форму (Спарта). В остальных областях Греции П. отчасти продолжала существовать как реликт аристокрагич. традиций. В Афинах занимавшиеся П. за деньги подвергались штрафу. Сохранилось множество ваз 6 — 5 вв. до н. э., в т. ч. имеющих огромную художеств, ценность, на которых изображены сцены любовной сделки. Явление П. нашло отражение в мифах, повествующих о чувствах богов к их смертным возлюбленным (о любви Зевса к Ганимеду, Апполона к Гиакинфу). Эти сюжеты использовались и в пластике (например, группа «Зевс и Ганимед» из Олимпии, группа «Ганимед и орел»), с 6 в. до н. э. — в греч. любовной лирике (в жанре эпиграммы). Однако античная традиция ценила и духовную сторону явления однополой любви, признавая роль любящего в воспитании и образовании любимого, полезность такой связи на войне (воины Леонида при Фермопилах; т. н. священный отряд в войске Эпаминонда) и в жизни государства («тираноубийцы» Аристогитон и Гармодий). В платоновском учении об эросе («Пир», «Федр») сексуальная сторона этого явления приобретает явно второстепенное значение. В Риме П. засвидетельствована с 3 в. до н. э.; здесь, правда, она существовала вне связи с этич. идеями.
Источник: Словарь античности. 1989
ПЕДЕРАСТИЯ
• ???????????,
любовь к мальчикам, явление в своем чистом виде столь же безупречное и нравственное, сколько в своем извращении безнравственное и порочное; в греческой жизни, соответственно особенностям разных племен, оно принимало различный характер. В самом первоначальном своем виде оно является в дорийских государствах, сохранивших древний племенной характер доризма и лучше всего может быть узнана из законодательств критского и Ликургова. Здесь это были чисто нравственные отношения, одобряемые и даже предписываемые правилами воспитания. В Спарте любящий назывался ??????????, и любовь с его стороны обозначалась словом ?????????? (вдыхать), а предмет любви назывался ?????? (слушатель), так что уже в самих обозначениях выражалась духовная сущность этих отношений. Каждый мальчик безупречного поведения имел своего поклонника, и каждый благовоспитанный муж должен был искать себе предмет любви. Обыкновенно начало такой связи шло от поклонника, а иногда они начинались и по добровольной просьбе самого мальчика. Взаимные отношения были задушевные и близкие и находили себе полное признание в общественной жизни. Мужчина был примером и образцом для мальчика, в битве имея его возле себя и в народном собрании являясь заступником; величайшая верность и преданность сохранялась часто до самой смерти. На острове Крите, в стране, которая иногда называется матерью любви к мальчикам, для благовоспитанного мальчика считалось позором не иметь поклонника; поэтому предмет любви назывался ??????? (прославленный), а любящий — ???????. Как в Спарте похищали невест, так здесь похищали мальчиков; за три дня об этом намерении заявлялось родным, но серьезное сопротивление оказывалось ими в том лишь случае, если похититель казался недостойным. После двух месяцев, которые мальчик и его друг проводили вместе, занимаясь большею частью охотой, первый с богатыми подарками был отпускаем домой. Если после того он чувствовал влечение к этому другу, он вступал с ним в боевое побратимство и тогда во всех битвах сражался рядом с ним. Отсюда развивались благороднейшие и прекраснейшие отношения, не раз трогательным образом проявлявшие свою силу. Но эта одушевленная привязанность мужчин к мальчикам, во всяком случае, основывалась не на одних только нравственных преимуществах последних, а также и на чувственном восхищении отроческой свежестью, красотой и пластичностью форм. За злоупотребление такими отношениями предмет любви мог преследовать виновного по суду; наказанием полагалась атимия, изгнание и даже смерть. В самую выдающуюся эпоху фиванской истории любовь к мальчикам стояла там, вероятно, в близкой связи с учреждением политических обществ или гетерий, как это видно из личных отношений, объединявших священный отряд трехсот фиванцев, павших смертью героев при Херонее. Напротив, в жизни древних ахеян, как можно заключить из гомеровских поэм, встречались, как кажется, не более как одни только зародыши такой задушевности дружбы и боевого побратимства. Но, вероятно, уже с раннего времени эти отношения считались привлекательным сюжетом для поэтического произведения, который и был обрабатываем лириками в ´????? ????????. Но эта любовь к мальчикам, по несомненно справедливому предположению К. О. Мюллера, была совершенно различна от мужеложства, перешедшего к грекам, вероятно, из Лидии; в Греции уже в ранние времена являются законы, карающие его тяжкими наказаниями, даже смертью. Тот, кто обращал себя в орудие этого, лишался доступа к государственным и почетным должностям, в храмы и на религиозные празднества и в более древнее время этот вид разврата встречался, вероятно, лишь очень редко, пока во времена, последовавшие за Пелопоннесской войной, и особенно в македонский период оплот строгости нравов не был окончательно прерван. У римлян чистая и благородная любовь к мальчикам, по всей вероятности, никогда не имела для себя твердой почвы; напротив, этот отвратительный, порок особенно во времена Империи, пользовался постыднейшей распространенностью. ср. особенно Fr. Cramer, Geschichte der Erziehung und des Unterrichts 1, 255 слл.